Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерные теории лидерства




Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.

Условно их можно разделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):

1) Теории, разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма, фрейдизма, бихевиоризма).

а) Концепция «информационной обработки человека» Д. Гамильтона и связанная с ней «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Суть теорий в том, что человек использует шаблоны, стереотипы при обработке социальной информации. Это позволяет быстро распознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих.

б) Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер - последователь» Г. Грайена. Основной положение концепции: если два индивида похожи между собой, то это увеличивает их взаимную симпатию.

в) Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.

2) Теории общих гендерных различий.

а) Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

б) А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу. Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

в) Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).

3) Классические концепции лидерства.

а) Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

б) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

а) Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

в) Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя из экспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».

Р. Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные роли женщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железная леди»).

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...