Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Гегеля. Противоречие между системой и методом.

 

Историческая заслуга Георга Гегеля состоит, прежде всего, в том, что он выдвинул и отстаивал идею диалектического развития. Впервые весь мир предстал как единое целое, находящееся во взаимной связи и непрерывном изменении. Развивая идеи греческих философов и опираясь на современные достижения науки, Гегель сформулировал основные принципы и понятия диалектики, дал их анализ.

Свою философию Гегель называл философией «абсолютного идеализма», а ее исходное понятие - «абсолютной идеей». У Гегеля идея есть некое первоначало всех вещей, субстанция всего существующего, мировой разум или абсолютный дух. Абсолютная идея есть, в сущности, обычный христианский Бог. Но в отличие от Бога, которому церковь приписывает человеческие черты, «абсолютная идея» не имеет таких черт. Она по природе своей деятельна, активна, обладает способностью собственного развития. Сознание, волю, личностные черты абсолютная идея обретает лишь в человеке, когда она пости­гается разумом человека, что позволяет последнему творить свою жизнь, устанавливать правовые отношения, моральные принципы и т.д. Основными частями гегелевской философии системы является логика, философия природы, философия духа. К последней примыкают философия права, философия истории, философия религии, история философии, эстетика.

Логическое учение занимает центральное место в философской системе Гегеля, его предметом является сама абсолютная идея. Гегель выделяет ступени, по которым происходит восходящее развитие абсолютной идеи: бытие, сущность, понятие. О бытии ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что оно есть. Оно - «ничто». Истиной бытия и ничто является взаимопереход, исчезновение их друг в друге.

Гегель выявляет три последовательных стадии движения бытия: чистое бытие, ничто, становление. Он их именует тезис, антитезис, синтез. Развитие идет как бы через превращение в противоположность. Каждое понятие, явление мира проходят троичный цикл развития – утверждения, отрицания и «отрицания отрицания». Здесь прослеживается один из важнейших законов диалектики – закон отрицания отрицания.

У всякой вещи есть своя качественная и количественная определенность и мера, выражающая границу их единства. Это позволило Гегелю обосновать вывод о диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений. Его существо состоит в том, что до границы, определяемой мерой, развитие предстает как количественный рост или убывание, а по достижению границы количественные изменения уступают место качественным.

В учении о сущности Гегеля обосновывается единство и взаимодействие противоположностей. Противоречия, как источник развития, отношение не к чему-то внешнему, а к сущности; в них обнаруживают себя противоп. начала сущности. В сущности, есть два взаимосвязанных между собой понятия: содержание и форма. Содержание определяет собой форму, а от формы зависит функционирование содержания. Но рано или поздно содержание настолько уходит вперед, что форма, не претерпевшая изменений, начинает ста­вить препятствия его дальнейшему развитию. Нарастает проти­воречие между ними. Разрешается же это противоречие таким образом, что новое содержание ломает старую форму и порождает новую. Но новое содержание вместе с новой формой означает изменение сущности.

Также Гегель говорит о самодвижности понятия. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. Это - единство бытия и сущности. В учении о понятии Гегель приходит к выводу, что абсолютный дух в финале своего развития постигает себя от начала до конца как духовное начало, как абсолютную идею.

Следовательно, развитие прекращается, поскольку противо­речия разрешены. Дальше абсолютная идея предстает в формах инобытия (отчуждения). Первой такой формой инобытия является природа. Затем — человек, общество. В природе, хотя и царит объективный закон, развития нет, она лишь разнообразится.«Философия природы» завер­шается обращением к человеку. Но человек не просто природное существо. Он единст­венный, кто обладает сознанием, высшей формой инобытия абсолютной идеи. Обладая даром мысли, понятия, духом, человек не только совершает познание идеи, но и является орудием само обнаружения идеи. Анализу специфики духа посвящена «Философия духа».


Философия духа - учение о человеческом сознании и различных видах деятельности. В ней, как и во всей философской системе Гегеля, три части: субъективная, объективная, абсолютный дух. Дух находится в состоянии вечного движения, импульсом которого служит его внутренняя диалектика. Именно в результате внутренне присущих ему противоречий происходит смена форм духа. Однако сам дух сохраняется. Адекватной формой абсолютного духа может быть только понятие. На этом заканчи­вается путь развития абсолютной идеи.

Такой финал противоречит гегелевской диалектике, и Гегелю приходится ограничить систему. Во-первых, в интерпретации Гегеля, диалектика предстает как средство и условие конструиро­вания действительности. И Гегель искусственно подгоняет жизнь под требования диалектики. Между тем диалектика сама должна выводиться на основе изучения действительности. Во-вторых, в процессе развития ничего нового не возникает. Катего­рии как ступени развития уже изначально содержатся в абсолютной идее. Поэтому речь может идти только об их развертывании, а не о возникновении одного и отмирании другого. В-третьих, по смыслу диалектики Гегеля, развитие носит всеобщий характер. Но он отказывает в этом природе и тем самым отрицает всеобщность развития. В-четвертых, в соответствии с духом диалектики развитие бесконечно, не имеет предела. Но философская система Гегеля ставит предел развитию познания.

 

39. Противоречие между системой и методом Гегеля. Кратко: Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Система Гегеля. Своеобразным введением в гегелевскую философскую систему является "Феноменология духа" (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого мыслителя. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его убеждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество. Гегель дает как бы философскую выжимку, интерпретацию всего исторического знания. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид может посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, а есть абсолютное тождество мышления и бытия. Так философия покидает точку зрения обыденного сознания и попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. В "Логике" Гегель ставит своей задачей показать самодвижение понятия. Надо, говорит он, занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом важно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая его односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея", которую Гегель вслед за Аристотелем называет "мышлением мышления" и достигнув которой "Логика" завершается. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества. Противоречие между системой и методом Гегеля. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом., Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии. Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители также обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

Источник: http://fullref.ru/job_20bc037e926741297b8ce624d6b4f97d.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...