Заочная форма обучения имеет ряд особенностей, которые учтены при подготовке методических материалов. Для рассмотрения на лекциях и практических занятиях вынесены лишь наиболее концептуальные и сложные темы. Следовательно, многие темы курса должны быть изучены студентами самостоятельно, т.е. по этим темам не запланировано ни лекционных, ни практических занятий. Формой контроля их изучения являются практические занятия и экзамен.
Предложенные в Программе задания для самостоятельной подготовки носят не только информационный характер, но и ориентируют студента на творческую деятельность. Возможности информационного контакта с преподавателем также обеспечиваются на консультациях и средствами электронной почты, поэтому при осуществлении самостоятельной работы студентам предлагается шире использовать возможности в режиме Интернет общения с преподавателем.
В процессе самостоятельной работы студентам заочной формы рекомендуется: готовить конспекты, составлять схемы, таблицы по теме, которая изучается самостоятельно; выполнять все предусмотренные задания в установленные сроки; закреплять знания в области конституционного права зарубежных стран путем активной работы на практических занятиях и консультациях, в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Образовательные технологии
Для студентов очной формы обучения:
Сем-р
Вид занятия
Используемые интерактивные образовательные технологии
Кол-во часов
Лекции
Лекция-презентация на тему «Конституционно-правовой статус человека и гражданина»
Лекции
Лекция-презентация на тему «Формы правления и государственные режимы»
Практические занятия
Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Конституционно-правовой статус человека и гражданина»
Практические занятия
Индивидуальные задания, презентации и практика публичных выступлений по теме «Конституционно-правовые основы общественного строя» (обзор религиозного, этнического состава населения стран Особенной части), дискуссия на эту тему
Практические занятия
Индивидуальные задания, презентации и практика публичных выступлений по теме «Конституционно-правовое регулирование политических институтов» (обзор действующих партийных систем и крупнейших политических партий стран Особенной части), дискуссия на эту тему
Практические занятия
Индивидуальные задания, презентации и практика публичных выступлений по теме «Исполнительная власть: глава государства и правительство» (обзор действующих глав государств и глав правительств стран Особенной части), дискуссия на эту тему
Практические занятия
Индивидуальные задания, презентации и практика публичных выступлений по темам «Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии», «Основы конституционного права США», «Основы конституционного права Франции», «Основы конституционного права Германии», «Основы конституционного права Китая» (представление политико-территориального устройства страны с помощью подготовленной карты, представление государственной символики страны)
ИТОГО
Для студентов заочной формы обучения:
Семестр
Вид занятия
Используемые интерактивные образовательные технологии
Кол-во часов
Практические занятия
Работа в малых группах, дискуссия по сравнительной характеристике основных институтов конституционного права стран Особенной части
ИТОГО
Для студентов заочной формы ускоренного обучения:
Семестр
Вид занятия
Используемые интерактивные образовательные технологии
Кол-во часов
Практические занятия
Работа в малых группах, дискуссия по сравнительной характеристике основных институтов конституционного права стран Особенной части
ИТОГО
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов являются:
‑ текущий контроль успеваемости (текущая аттестация);
‑ рубежный контроль по дисциплинарному модулю (в случае использования индивидуальной балльно-рейтинговой системы измерения и оценки образовательной деятельности студентов);
‑ промежуточная аттестация по дисциплине.
Формами текущего и рубежного контроля могут быть:
‑ опрос (сплошной или выборочный, письменный или устный и др.);
‑ тестирование на основе подготовленных кафедрой тестовых заданий (в том числе с градацией по уровню сложности); тестовые задания хранятся в фондах оценочных средств кафедры и постоянно обновляются;
‑ проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, самостоятельной работы студента;
‑ подготовка эссе и рефератов;
‑ контрольная работа;
‑ оценка активности, результативности и содержательности участия студента в дискуссиях, кейс-стади, разборе конкретных ситуаций, казусов, деловых и ролевых играх;
‑ различные виды коллоквиумов;
‑ собеседование;
‑ выполнение курсового проекта;
‑ другие формы (по усмотрению преподавателя).
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.
Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС
В ходе преподавания дисциплины применяется бально-рейтинговая система (БаРС). При этом максимально возможное количество баллов по дисциплине составляет 100. Из них максимально 40 баллов студент может получить на экзамене, за работу на практическом занятии до 2 баллов, за выполнение дополнительных заданий до 3 баллов, а также по 5 баллов за каждый рубежный контроль по итогам модуля.
Примерная тематика курсовых работ
1. Эвтаназия в свете права на жизнь: зарубежный опыт.
2. Электронное голосование и принцип тайного волеизъявления на выборах.
3. Права, свободы и обязанности «четвертого поколения».
4. Народный суверенитет: реальность или фикция?
5. Регионализованные государства: современные тенденции.
6. Монархия в XXI веке: мировые тенденции.
7. Люстрация в XX веке: осознанная необходимость или способ борьбы с оппозицией?
8. Свобода мысли и слова в эпоху информатизации.
9. Иммунитет президента и главы правительства: новые подходы.
10. Социальная функция собственности.
11. Тенденции развития современных социалистических государств (конституционно-правовой аспект).
12. Клерикальное государство.
13. «Монархическая республика».
14. Государственный суверенитет в эпоху глобализации.
Вопросы для самопроверки к экзаменам
1. Юридическая и социально-политическая сущность конституции
2. Основные тенденции развития конституционного права в современном мире
3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, соотношение между ними
4. Равенство прав, свобод и обязанностей, запрет дискриминации в зарубежных странах
5. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах
6. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности в зарубежных странах
7. Политические права, свободы и обязанности в зарубежных странах
8. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах
9. Основы общественного строя как конституционно-правовой институт в зарубежных странах
10. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах
11. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах
12. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
13. Принципы избирательного права и их реализация в зарубежных странах
14. Системы распределения выборных мандатов в зарубежных странах
15. Избирательный процесс в зарубежных странах, его стадии
16. Референдум в зарубежных странах, его виды, процедура и правовые последствия
17. Парламентское право в зарубежных странах, его содержание, система и источники
18. Глава государства в зарубежных странах
19. Правительство в зарубежных странах
20. Функции, принципы и структура судебной власти в зарубежных странах
21. Конституционная юстиция в зарубежных странах, ее компетенция, формирование, процедуры общая и специальные, статус конституционных судей
22. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах
23. Конституционные модели разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах
24. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах
25. Основные модели организации публичной власти на местах в зарубежных странах
26. Особенности Конституции и конституционного права США
27. Основы правового статуса человека и гражданина в США
28. Система сдержек и противовесов в форме правления США
29. Особенности судебной системы США
30. Территориальное устройство США, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления
31. Особенности конституционного права Соединенного Королевства
32. Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в Соединенном Королевстве
33. Политические партии Соединенного Королевства, правовое оформление их статуса
34. Британский Парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством
35. Политико-территориальное устройство Соединенного Королевства, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления
36. Особенности французского конституционного права. Конституционный блок
37. Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции
38. Французские политические партии, правовое оформление их статуса
39. Форма правления и государственные режимы во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов
40. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции
41. Особенности германского конституционного права
42. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в ФРГ
43. Конституционно-правовой статус политических партий в ФРГ
44. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов
45. Германский федерализм, местное управление и самоуправление
46. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае
47. Конституционные права, свободы и обязанности граждан в КНР
48. Особенности китайской партийной системы, ее конституционное оформление
49. Организация центральной власти в КНР. Роль КПК
50. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№
п/п
Наименование темы учебной дисциплины
Коды
формируемых компетенций
Планируемый результат обучения
(знания, умения, владение компетенциями)
Знать: основные значения понятия «конституционное право», предмет конституционного права как правовой отрасли и науки, предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины, их основные особенности, методы, источники и систему; содержание конституционно-правовых отношений; роль конституционного права в правовой системе конкретного государства и в международном праве.
Уметь: оперировать понятием «конституционное право» в его различных значениях; определять критерии разграничения конституционного права и иных правовых отраслей; использовать знания, полученные в результате освоения дисциплин социально-гуманитарного и профессионального блоков, в процессе изучения конституционного права зарубежных стран.
Владеть: конституционно-правовой терминологией; навыками характеристики соответствующих общественных отношений в качестве предмета конституционного права; отбора, поиска, анализа и толкования источников конституционного права.
Знать: историю становления конституции, причины появления первых конституций, главную изначальную идею конституционализма; значимость конституции в различных правовых системах и культурах; периодизацию развития мирового конституционализма; главные черты отдельных этапов его развития; классификации конституций по различным критериям; процедуры проведения конституционных реформ; механизм и факторы реализации конституции и ее эффективности как регулятора общественных отношений; наиболее выдающиеся научные труды по истории и теории конституции и их авторов; суть, предназначение, виды и модели конституционного контроля различных зарубежных стран.
Уметь: оперировать основными конституционно-правовыми терминами; отличать гибкую конституцию и жесткой, фиктивные положения конституции – от реальных; проводить сравнительный анализ структуры, процедуры изменения и принципов, лежащих в основе содержания различных конституций; давать оценку степени реализации конституционного идеала и норм действующих конституций в различных странах; распознавать степень реальности и демократичности конституционных положений различных государств.
Владеть: пониманием основных принципов конституционализма и его значимости для обеспечения социального прогресса; навыками выявления особенностей различных конституций и моделей конституционного контроля, их достоинств и недостатков; навыками работы с конституциями, решениями органов конституционного контроля и иными источниками конституционного права.
3.
Конституционно-правовой статус
человека и гражданина
Знать: понятие правового и конституционно-правового статуса человека и гражданина, их структуру; понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения; значение категории прав человека как вектора гуманистического развития мирового сообщества; виды и поколения конституционных прав и свобод; особенности конституционных прав разных видов; конституционно-правовые гарантии и ограничения прав и свобод, существующие в различных странах; конституционные обязанности.
Уметь: оценивать степень гарантированности прав и свобод в конституциях различных стран; оперировать юридическими категориями в сфере прав человека; различать права человека и права гражданина; проводить сравнительный анализ конституционных положений различных стран в сфере прав человека; оценивать положения текущего законодательства с точки зрения их соответствия конституционным нормам о правах и свободах в данной стране; работать с решениями органов конституционного контроля по правам человека; анализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (или отсутствием таковых) в различных странах; аргументировать и ясно излагать позицию по получившим мировой резонанс фактам нарушения прав человека в различных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования прав и свобод в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ.
Владеть: юридической терминологией в области прав человека; навыками анализа ситуаций, связанных с их нарушением, правильной квалификации их юридических последствий; сравнительно-правовым методом исследования законодательства.
4.
Конституционно-правовые основы общественного строя
Знать: понятие и структуру общественного строя; причины и направления его конституционализации; объем и особенности регламентации функционирования его элементов конституциями различных стран.
Уметь: оперировать понятиями, относящимися к конституционной регламентации общественного строя; анализировать, толковать и применять конституционные нормы, регламентирующие основы общественного строя; выявлять механизмы влияния государства на гражданское общество через конституционную регламентацию его институтов, а также механизмы ограничения вмешательства государства в функционирование институтов гражданского общества, в различных странах, устанавливать соотношение таких механизмов; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих основы общественного строя в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования общественного строя в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ.
Владеть: конституционно-правовой терминологией в сфере регулирования общественного строя; навыками работы с нормами конституций различных стран, регламентирующими элементы общественного строя; навыками анализа практики органов конституционного контроля по вопросам толкования конституции и рассмотрения споров о конституционности различных институтов общественного строя, методом сравнительного анализа.
5.
Конституционно-правовое регулирование политических институтов
Знать: юридическое содержание политических институтов; основные направления их конституционализации и иной юридической институционализации; понятие, признаки и принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики; понятие и значение партий и партийных систем, подходы к их правовому регулированию и направления такого регулирования, существующие в различных странах; роль СМИ, религиозных, социально-экономических и социально-культурных объединений в политических системах, направления конституционной регламентации их статуса.
Уметь: выявлять роль различных политических институтов в политической системе конкретной страны, исходя из содержания их конституционной регламентации; распознавать различные типы политических систем и политические режимы на основе анализа их конституционного регулирования; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих политические институты в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ.
Владеть: навыками сопоставления конституционно-правовых норм, регламентирующих статус политических институтов, с практикой их функционирования; умением анализировать демократический потенциал и эффективность конституционных норм, регламентирующих статус политических институтов; методом сравнительного анализа.
Знать: понятия формы правления и государственного режима, их соотношение друг с другом и с политическим режимом; виды форм правления и соответствующих им государственных режимов, их сущность и признаки; основные проявления форм правления, существующих в различных странах, в конституциях; общие закономерности исторической эволюции форм правления и ее особенности в различных странах и их группах.
Уметь: распознавать формы правления, существующие в разных странах, на основе анализа соответствующих конституционных норм; оперировать юридическими понятиями и категориями, характеризующими различные формы правления; сопоставлять формы правления с точки зрения их демократического потенциала; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих формы правления в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ.
Владеть: терминологией в сфере конституционного регулирования формы правления; навыками обоснования и характеристики формы правления, государственного и политического режимов применительно к разным странам; умением сопоставления форм правления и государственных режимов, существующих в разных странах, с их историческими традициями и современными потребностями; методом сравнительного анализа.
Знать: понятие, значение и виды народных голосований; отличительные признаки каждого из них; понятие и систему принципов избирательного права; понятие и стадии избирательного процесса; виды избирательных систем, их географическая распространенность, механизмы их действия и влияние на результаты выборов; виды референдумов и их распространенность в мировой практике.
Уметь: распознавать в законодательстве степень демократичности норм избирательного права и его соответствия международным стандартам такой демократичности; различать виды избирательных систем; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих народные голосования в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ.
Владеть: навыками оценки юридических механизмов подготовки и проведения выборов с точки зрения их соответствия конституции страны и демократическим международным стандартам; методом сравнительного анализа.
Знать: понятие, особенности и предназначение законодательной власти в системе разделения властей; историю возникновения и развития института парламента; соотношение парламента и парламентаризма; понятие парламентского права; компетенцию парламента и различные подходы к ее конституционному оформлению; конституционное предназначение бикамерализма и его особенности в различных странах; способы формирования палат парламента; общие и специальные парламентские процедуры; основные элементы организации парламента и статуса парламентария.
Уметь: оценивать роль правил организации парламента и парламентской процедуры для обеспечения самостоятельности парламента; распознавать сильные и слабые верхние палаты парламентов различных стран; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса парламента в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования парламентского права в РФ.
Владеть: юридической терминологией в области парламентского права; навыками анализа конфликтных ситуаций, возникающих между парламентом и иными органами государственной власти, а также между палатами парламента, а также методикой разрешения данных разногласий; навыками реализации процедурных норм парламентского права.
9.
Исполнительная власть: глава государства и правительство
Знать: понятие, предназначение и особенности исполнительной власти в государственном механизме; их соотношение, систему взаимоотношений друг с другом и с парламентом, а также структуру при различных формах правления; возможные формы осуществления функций главы государства; виды правительства.
Уметь: оперировать юридическими категориями, относящимися к исполнительной власти; определять роль главы государства и главы правительства в государственном механизме на основе анализа соответствующих конституционных норм; устанавливать логическую связь между конституционным статусом исполнительной власти и формой правления соответствующего государства; распознавать в текстах конституций и анализировать формы юридической и политической парламентской ответственности исполнительной власти главы государства; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса правительства и главы государства в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: юридической терминологией в сфере правового регулирования статуса главы государства и правительства; методом сравнительного анализа.
Знать: природу, сущность, предназначение и особенности судебной власти; конституционные принципы судоустройства и судопроизводства; модели организации судебной власти; ветви и уровни судебной власти; основы статуса судей, прокуроров и следователей.
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового регулирования судебной власти; давать оценку современным тенденциям ее развития; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса судебной власти в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования в данной сфере, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства о судебной власти.
Владеть: необходимой юридической терминологией; навыками анализа судебных решений по конституционно-правовым вопросам; сравнительно-правовым методом исследования статуса судебной власти в мире.
Знать: понятие территориальной организации (территориального устройства) публичной власти; ее виды; формы территориального устройства и различия между ними; способы конституционного распределения полномочий между федерацией и ее субъектами.
Уметь: оперировать юридическими понятиями, относящимися к правовому регулированию территориальной организации публичной власти; сравнивать конфедерацию, федерацию, унитарные и регионализированные государства; различать статус субъектов федерации и муниципальных образований; распознавать в текстах конституций различные виды муниципальных систем; выявлять современные тенденции развития территориального устройства; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих вопросы территориального устройства в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования в данной сфере, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: терминологией, относящейся к конституционно-правовой проблематике территориального устройства; методом сравнительного анализа.
12.
Основы конституционного права Соединённого Королевства
Великобритании и Северной Ирландии
Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания британской конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения британского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; основные направления конституционной регламентации общественного строя; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; территориальное устройство страны.
Уметь: обосновывать особую роль Англии в развитии мирового конституционализма; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития британского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: навыками анализа «исторических памятников» конституционного права и норм действующего британского конституционного законодательства.
13.
Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания американской Конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения американского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности американского федерализма.
Уметь: обосновывать особую роль США в развитии мирового конституционализма; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития американского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права США.
Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания французской Конституции, историю ее развития; понятие и структуру «конституционного блока», основания приобретения и прекращения французского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности территориального устройства публичной власти в стране.
Уметь: обосновывать особую роль Франции в развитии конституционализма в Европе; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития французского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права Франции.
Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания Основного закона для ФРГ, исторические обстоятельства его принятия; основания приобретения и прекращения немецкого гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности федерализма страны.
Уметь: характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития германского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства.
Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права ФРГ
Знать: общую характеристику и специфику содержания Конституции КНР как конституции социалистической модели; историю развития государственного (конституционного) права в Китае; основания приобретения и прекращения гражданства КНР; особенности конституционно-правового регулирования прав человека; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; основы организации судебной системы; особенности территориального устройства КНР и китайской автономии; конституционное развитие Тайваня.
Уметь: обосновывать и характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития конституционного права КНР и его институтов и сопоставлять их с общемировыми.
Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права страны.