Рабочая программа по изобразительному искусству (7 класс) разработана на основе и в соответствии:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письма Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся");
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (с внесёнными изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- Примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б. М.Неменского, 2009 г.
Количество часов: в неделю – 1 час (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 35 часов (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).
Образовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы было разработано на основе примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского.
- Активность участия.
- Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Тема раздела: «Изображение фигуры человека и образ человека» (6 часов)
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры.
Опыт художественно-творческой деятельности. Изображение фигуры человека в истории искусств. Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Пропорции и строение фигуры человека. Рисование фигуры человека в движении. Изображение на плоскости фигуры человека. Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Набросок фигуры человека. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Тема: «Поэзия повседневности» (9ч)
Картина мира и представления о ценностях жизни и изображении повседнеевности у разных народов. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Бытовой жанр в историческом искусстве. Жанровые сцены в живописи Японии.
Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры в изобразительном искусстве. Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Творчество великих мастеров.
Государственная Третьяковская галерея.
Сюжет и содержание в картине. Сюжет, тема и содержание в картине. Разница между сюжетом и содержанием в произведении. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Бытовой жанр в изобразительном искусстве, его главные черты, основные приемы. Творчество великих художников.
Жизнь в моем городе в прошлых веках. (историческая тема в бытовом жанре). Городской пейзаж. Творчество С. Ф. Щедрина, Ф. А. Алексеева. Праздник как образ счастья. Праздники разных эпох.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. (тема праздника в бытовом жанре). Тема праздника и карнавала в живописи. Праздник как отражение мировоззрения и жизни народов.
Тема: «Великие темы жизни» (8 ч)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Исторический и мифологический жанр в мировом искусстве. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли Творчество конкретных мастеров данных жанров: Иванов А. А., Суриков В. И., Васнецов В. М, Петров-Водкин К. С., Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело,Ф. Гойя и др. Анализ картин.
Тематическая картина в русском искусстве XIX столетия. Тематическая картина в России XIX столетия, ее роль и место в мировом искусстве. Творчество конкретных мастеров: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев и др. Процесс работы над тематической картиной.
Процесс создания тематической картины, основные этапы. Роль этюда и эскиза при создании произведения изобразительного искусства. Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейская тема в живописи. Творчество конкретных мастеров: А. Рублев, Рембрант, Караваджо, П. Брейтель. Анализ картин.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Монументальная скульптура советского периода. Творчество конкретных скульпторов: В. Мухина, М Бабурин, Н.Томский, Г. Мотовилов. Место и роль картины в искусстве ХХ столетия. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма) Искусство живописи ХХ столетия. Великие художники того времени: П. П. Кончаловский, К. С. Малевич, А. М. Васнецов.
Тема: «Реальность жизни и художественный образ» (12 ч) Опыт художественно-творческой деятельности. Художественно –исторические творческие проекты. Приобретение творческого опыта в построении тематической композиции, формирование авторской позиции по выбранной теме.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Синтез слова, мысли и рисунка. Значение иллюстрации в искусстве. Художники книги: И. Я. Билибин, В. А. Фаворский.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало как организующее в произведении искусства. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. (А. Дюрер, К. Моне, П. Сезанн, Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо, Ш.Э.).
Зрительские умения и их значение для современного человека. Художник и зритель. Роль зрителя в искусстве. Различные уровни понимания живописных произведений. Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства (.В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин).
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Историко-художественный процесс в искусстве. Богатство жанров в изобразительном искусстве. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). Стили и направления в русском изобразительном искусстве (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства" и др.). Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (жанры, стили).
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Жизнь и творчество К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского. Их роль и место в мировом искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. История создания и развития Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, государственного музея Эрмитаж, Третьяковской картинной галереи, Русского музея. Роль музея в мировом искусстве. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной; выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми; - о роли художественной иллюстрации; наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
|
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы обязательного
минимума образования
| Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
| Дополнительный материал
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| План
| Факт
|
«Изображение фигуры человека и образ человека» (6 часов)
|
1.
| Опыт художественно-творческой деятельности.
Изображение фигуры человека в истории искусства
| Изучение
нового
| Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей.
Зарисовки изображений фигур человека, характерных для древних культур.
| Знать виды изобразительного искусства.
Уметь
- соблюдать пропорции при изображении фигуры человека;
- изображать человека в движении.
| Изображение человека в древних культурах Индии.
| Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних кия фигуры
| Устный опрос
| Подобрать зрительный материал по видам искусств.
| 4.09
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности.
Пропорции и строение фигуры человека
| Урок формирования новых умений.
| Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Зарисовка головы человека по пропорциям, зарисовка рук, глаз, губ. Рисование фигуры человека в движении.
| Знать пропорции фигуры человека.
Уметь рисовать схемы движений человека.
| Академический рисунок.
| Зарисовка схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.
| Практическая работа
| Зарисовки с натуры членов своей семьи.
| 11.09
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности.
Лепка фигуры человека.
| Комбинированный урок.
| Изображение фигуры человека в истории скульптуры.
Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе.
| Знать имена великих скульпторов и их произведения.
Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре.
|
| Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.
| Практическая работа
| Подобрать зрительный материал с изображением человека.
| 18.09
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности.
Набросок фигуры человека с натуры.
| Комбинированный урок.
| Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)
| Знать понятие силуэт.
Уметь
-пользоваться графическими материалами;
-видеть и передавать характер движения.
|
| Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.
|
| Наброски с натуры друзей и знакомых.
| 25.09
|
|
5-6
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы» Рассуждение об изменчивости образа человека в истории искусства.
| Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.
Уметь воспринимать произведения искусства.
| Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца ХХ века.
| Беседа. «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья»
| Тест
| Наблюдение за окружающим нас миром.
| 2.10
9.10
|
|
«Поэзия повседневности» (9 часов)
|
| Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов
| Урок формирования новых знаний.
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Бытовой жанр в историческом искусстве. Жанровые сцены в живописи Японии.
| Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства.
Уметь владеть материалами для графического рисунка.
|
| Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).
| Устный опрос
| Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах.
| 16.10
|
|
8-9
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
| Комбинированный урок.
| Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Творчество великих мастеров.
Государственная Третьяковская галерея.
Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
| Знать - виды жанров и тематическое богатство внутри них;
- подвижность границ между жанрами.
Уметь анализировать произведения искусства.
| Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников
| Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников.
| Практическая работа
| Подобрать иллюстрации с картин разных жанров.
| 23.10
30.10
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности. Сюжет и содержание в картине
| Комбинированный урок.
| Сюжет, тема и содержание в картине. Разница между сюжетом и содержанием в произведении. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке»
| Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь строить тематическую композицию.
Владеть навыками использования материалов графики
|
| Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п.
| Практическая работа
| Зарисовки с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка.
| 6.11
|
|
11-12
| Опыт художественно-творческой деятельности
Жизнь каждого дня – большая тема искусства
| Урок формирования новых умений.
| Бытовой жанр в изобразительном искусстве, его главные черты, основные приемы. Творчество великих художников Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д.
| Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь - строить тематическую композицию;
- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи
|
| Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору)
| Практическая работа
| Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома.
| 13.11
20.11
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
| Урок формирования новых умений.
| Городской пейзаж. Творчество С. Ф. Щедрина, Ф. А. Алексеева. Праздник как образ счастья. Праздники разных эпох.
Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом
| Знать
- изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов;
- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников.
Уметь построить тематическую композицию.
| Наиболее важные исторические события родного города.
| Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала.
| Практическая работа
| Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника.
| 27.11
|
|
14-15
| Опыт художественно-творческой деятельности Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
| Урок изучения новых знаний.
| Тема праздника и карнавала в живописи. Праздник как отражение мировоззрения и жизни народов.
Создание композиции в техники коллажа на тему праздника.
| Знать
- изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов;
- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников.
Уметь построить тематическую композицию.
| Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски.
| Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.
| Практическая работа
Устный опрос
| Подумать над созданием карнавального костюма к новогоднему празднику.
| 4.12
11.12
|
|
«Великие темы жизни» (8 часов)
|
16-17
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
| Урок изучения новых знаний.
| Исторический и мифологический жанр в мировом искусстве. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли Творчество конкретных мастеров данных жанров: Иванов А. А., Суриков В. И., Васнецов В. М, Петров-Водкин К. С., Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Ф.Гойя и др. Анализ картин.
Выполнение витражной или мозаичной композиции.
| Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
| Исторические произведения Ф. Гойи
Сурикова
| Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес.
| Устный опрос
| Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев
| 18.12
25.12
|
|
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века
| Урок изучения новых знаний.
| Тематическая картина в России XIX столетия, ее роль и место в мировом искусстве. Творчество конкретных мастеров: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев и др. Выполнение картины «Народная жизнь XIX века.
| Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
|
|
Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».
| Устный опрос
| Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о художниках
|
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности. Процесс работы над тематической картиной
| Комбинированный урок.
| Процесс создания тематической картины, основные этапы. Роль этюда и эскиза при создании произведения изобразительного искусства.
Выполнение тематической картины.
| Знать этапы создания картины.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
|
| Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.
| Практическая работа
| Принести репродукции с картин на библейские темы.
|
|
|
20-21
| Библейские темы в изобразительном искусстве
| Комбинированный урок.
| Библейская тема в живописи. Творчество конкретных мастеров: А. Рублев, Рембрант, Караваджо, П. Брейтель. Анализ картин.
Создание рисунка на тему «Рождество» или «Возвращение блудного сына»
| Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
Уметь строить тематическую композицию.
| Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
| Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.
| Практическая работа
| Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры.
|
|
|
| Монументальная скульптура и образ истории народа
| Комбинированный урок.
| Монументальная скульптура советского периода. Творчество конкретных скульпторов: В. Мухина, М Бабурин, Н.Томский, Г. Мотовилов.
Создание проекта памятника, исторического события или героя.
| Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны.
Уметь работать с пластическими материалами.
| Мемориалы, посвященные памяти Великой Отечественной войны.
| Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою.
| Практическая работа
| Подготовить свои работы к творческому отчету.
|
|
|
| Место и роль картины в искусстве XX века
| Урок обобщения и систематизации изученного материала
| Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма) Искусство живописи ХХ столетия. Великие художники того времени: П. П. Кончаловский, К. С. Малевич, А. М. Васнецов.
| Знать имена выдающихся художников ХХ века. И их произведения.
Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение.
|
| Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности Сальвадора Дали, Пабло и общества, природы и человека.
| Тест
| Монументальная живопись в твоем городе. Наблюдения.
|
|
|
«Реальность жизни и художественный образ» (12 часов)
|
| Опыт художественно-творческой деятельности. Художественно –исторические творческие проекты.
| Урок изучения новых знаний.
| Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в моем городе столетие назад. Приобретение творческого опыта в построении тематической композиции, формирование авторской позиции по выбранной теме.
| Знать
- имена известных художников иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
|
| Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.
| Устный опрос
| Сбор материала, эскизы для проекта
|
|
|
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
| Урок изучения новых знаний.
| Синтез слова, мысли и рисунка. Значение иллюстрации в искусстве. Художники книги: И. Я. Билибин, В. А. Фаворский. Г. Доре, В.В. Лебедев, Т.А. Маврина.
Выполнение иллюстрации к литературному произведению.
| Знать
- имена известных художников иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
| Творчество русских иллюстраторов
| Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.
| Практическая работа
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
| Урок формирования новых умений.
| Конструктивное начало как организующее в произведении искусства. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. (А. Дюрер, К. Моне, П. Сезанн, Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо).
| Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.
Уметь создавать творческую композицию по воображению.
|
| Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.
| Практическая работа
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| Зрительное умения и их значение для современного человека
| Урок обобщения и систематизации изучено-го матери-ала
| Понимание смысла деятельности художника в современном мире Различные уровни понимания живописных произведений.
Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.(В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин)
| Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.
Уметь аргументировано анализировать произведение искусства.
| Творческий характер зрительского восприятия.
| Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.
| Практическая работа
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве.
|
|
|
28-29
| История искусства и история человечества. Стиль и направление изобразительного искусства.
|
| Историко-художественный процесс в искусстве. Богатство жанров в изобразительном искусстве. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). Стили и направления в русском изобразительном искусстве (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства" и др.). Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (жанры, стили).
Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
| Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.
|
| Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.
| Практическая работа
Устный опрос
| Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях города, страны.
|
|
|
30-31
| Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
| Урок изучения новых знаний.
| Жизнь и творчество К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского. Их роль и место в мировом искусстве.
Беседа «Произведения великих художников»
| Знать
- имена великих художников в истории искусства и их произведения.
- особенности тематической картины и ее жанровых видах.
|
| Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники |