Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Социальное взаимодействие и социальные отношения.




Социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятие и структура социального действия. Социальное действие как основа развития общества. М. Вебер о признаках и типологии социального действия. Анатомия социального действия. Обобщенная модель

социального действия в работах Т. Парсонса. Механизм социального действия. Теории социального взаимодействия. Системное понятие социального взаимодействия.(как целостного процесса) Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Формы социального взаимодействия: социальные отношения, социальные институты, социальные общности. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А.Сорокина и Т. Парсонса. Теории

межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля,

теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Социальные регуляторы взаимодействия. Социальные коммуникации.

 

 

Тема 12. Социальные изменения.

Понятие и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Социальное изменение и социальное развитие. Культура - фактор социальных изменений.

Культура как фактор социальных изменений. Основные интерпретации культуры. Материальные и нематериальные элементы культуры. Социальные функции культуры (интегративная и дезинтегративная, регулирующая, социализирующая и др.). Культурная динамика: саморазвитие, диффузия, воспроизводство. Материальный, духовный, интеллектуальный прогресс. Основные макросоциологические теории социальных изменений. Социокультурнаятеория П. Сорокина. Индустриально-технологические теории У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла. Социально-экономические теории К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Теории социальных изменений: прогресс, социальные революции, реформы и модернизация. Социальные изменения в России. Демографический, географический, экономический, психологический, технологический, социокультурный факторы социальных изменений. Основные направления социальных изменений. Концепция линейного развития. Концепция спиралевидного развития К. Маркса. Концепция циклизма. Концепция длинных волн
Н.Д. Кондратьева. Основные пути социального развития. Эволюционный путь (Конт О. и Спенсер Г.). Революционный путь (Маркс К.). Субъект социальных изменений: творческое меньшинство и народные массы. Реформирование российского общества. Социальные изменения и социальная стабильность. Факторы социальной стабильности.

II

Содержание заданий

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО «СОЦИОЛОГИИ»

Модуль I. Формирование социологии как науки

1.

Тема 1. Значение социологии как науки в жизни общества.

 

1. Социология - наука об обществе и социальных процессах в целом.

2. Значение социологии и ее социальный эффект.

3.Социологическое образование и социологическая грамотность специалиста.

2.

Самостоятельная работа: 1)ответ по материалам учебника и лекции по теме занятия (знать основное содержание, ключевые понятия (2 0) 2)конспект;(10) 3)выступление, анализ проблемы.(40) 4) Оппонирование и дополнения, (30) всего -100

Литература

1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М.,

1993.

Андреева И.Н. Социологическая наука и современность

//Социс. – 2003. – № 2.

3. Асп Э.К. Введение в социологию. – СПб., 1998.

Балог А. Социология – мультипарадигмальная

Наука?//Социс. – 2002. – № 7.

5. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

 

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая

Перспектива.– М., 1996.

7. Бобров М.Я. Система законов и категорий общей

социологии. – Барнаул, 1993.

8. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической

Парадигмы //Социс. – 1997. – № 1.

9. Воронов А.О., Смирнов П.И. О понятиях "общество" и

"социальное"//Социс. – 2003. – № 8.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.1

Методология и история.– М., 2000.

11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод,

Предназначение. //Социология. – М., 1995.

12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод

социологии.– М., 1990.

13. Кукса Л.П. Интегральная социология в системе наук об

обществе //Социальные науки: пути обновления. – Новосибирск, 1993.

14. Миллс Ч. Социологическое воображение. – М., 1998.

15. Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные

общности, социальная реальность (О природе предмета

социологической науки) //Социс. – 2003. – № 2.

16. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура

и их место в современном российском обществе //ОНС. – 2002. –

№ 2.

17. Социология. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н. и др. –

Р.н/Д., 1999.

18. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии

//Социс. – 2002. – № 9.

19. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. –

Прогресс, 1969.

20. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социс. –

1990. –№

Тема 2. Социология в системе социального знания.

1.

1. Проблема социологического подхода в исследовании общества. Объект и предмет социологии.

2. Уровни социологического знания.

3. Структура социологии как науки.

Литература

1. Борцов Ю.С.Социология. – Ростов н/Д., 2002.

2. Гидденс Э.Социология. – М., 1999.

3. Голубева Г.А.Социология. – М., 1999.

4. Добренькое В. И., Кравченко А.И. Социология. Т. 1.

Методология и история. – М., 2000.

5. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. М., 1997.

Т. 1.

6. Касьянов В.В.Социология. – Ростов н/Д., 2000.

7. Качанов Ю.Л. Что такое социологическая теория? //Социс. –

2002 –№ 12.

8. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.

9. Кравченко А.И. Социология. – М.; 1999.

10. Маркович Д.Ж. Общая социология. – М., 1998.

11. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного

социологического знания //Социс. – 1997. – № 6.

12. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории.– М., 1999

13. Социология. Осипов В.Г. и др. – М., 2002.

14.. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И.

Социология.– Ростов н/Д., 1999.

15. Социология./ Павленок П. Д., Аникеева О. А., Боровик В. С.,

Бухтерева О. С. – М., 2002.

16. Тадевосян Э.В. Социология.– М. 1998.

17. Тернер.Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

18. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2003.

19. Фролов С.С. Социология. – М., 2003.

20. ЭфендиевА.Г. Социология как наука //Общая социология.

М., 2000.

21. Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы (методо-

логические основания социального прогноза и управления). (Монография)

Новосибирск: Наука, 2002. См. Заключение.

Тема 3. “История становления и развития социологии;

1.

1. Предыстория, социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки социологии как науки.

2.Огюст Конт как основатель науки социологии, социологический проект О. Конта.

3. Классические социологические теории.

4. Русская социологическая мысль.

5. Современные социологические теории.

Литература.

1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 5-

17.

2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

С. 12-16.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1.: Методология и история. М.:

ИНФРА-М, 2000. Раздел 2.

4. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное («круглый стол») //

Социологические исследования. 1996. №10. С.77-88; № 11. С.59-66.

5. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1 / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997.

С. 7-27.

6. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория

социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995. С. 5-26.

7. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 9-22.

8. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное

пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2001. С.4-35.

9. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû вопр 4-й

Áåðäÿåâ Í.À. Èñòîêè è ñìûñë ðóññêîãî êîììóíèçìà. Ì., 1990.

Áîãäàíîâ À.À. Âîïðîñû ñîöèàëèçìà: Ðàáîòû ðàçíûõ ëåò.

Ì., 1990.

Áóëãàêîâ Ñ.Í. Îñíîâíàÿ ïðîáëåìà òåîðèè ïðîãðåññà

// Ïðîáëåìû èäåàëèçìà. Ì., 1902.

— 19 —

Âåõè: Ñáîðíèê ñòàòåé î ðóññêîé èíòåëëèãåíöèè. Ì., 1991.

Êàðååâ Í.È. Î ñóùíîñòè ãóìàíèòàðíîãî îáðàçîâàíèÿ

// Èñòîðèêî-ôèëîñîôñêèå è ñîöèîëîãè÷åñêèå ýòþäû.

ÑÏá., 1899.

Êàðååâ Í.È. Ñóä íàä èñòîðèåé: (Íå÷òî î ôèëîñîôèè èñòîðèè)

// Àëüìàíàõ ñîöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé «Ðóáåæ». Ñûêòûâêàð,

1992. ¹ 3.

Êèñòÿêîâñêèé Á.À. Îáùåñòâî è èíäèâèä // Ñîöèñ. 1996. ¹ 2.

Êèñòÿêîâñêèé Á.À. Ïðàâî êàê ñîöèàëüíîå ÿâëåíèå // Ñîöèñ.

1990. ¹ 3.

Êîâàëåâñêèé Ì.Ì. Ìåæäóíàðîäíàÿ øêîëà Ïàðèæñêîé âûñòàâêè.

Ì., 1900.

Êîâàëåâñêèé Ì.Ì. Î çàäà÷àõ øêîëû îáùåñòâåííûõ íàóê.

Ì., 1903.

Ëàâðîâ Ï.Ë. Ââåäåíèå â èñòîðèþ ìûñëè // Çíàíèå. 1974. ¹ 1.

Ëàâðîâ Ï.Ë. Î ìåòîäå â ñîöèîëîãèè // Çíàíèå. 1974. ¹ 1.

Ëåñåâè÷ Â.Â. Îïûò êðèòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ïåðâîíà÷àë

ïîçèòèâíîé ôèëîñîôèè. Ïèñüìà î íàó÷íîé ôèëîñîôèè.

ÑÏá., 1878.

Ëåíèí Â.È. Ïîëèòè÷åñêèå ïàðòèè â Ðîññèè // Ëåíèí Â.È.

ÏÑÑ. 5-å èçä. Ò. 21.

Ëåíèí Â.È. ×òî òàêîå «äðóçüÿ íàðîäà» è êàê îíè âîþþò ïðîòèâ

ñîöèàë-äåìîêðàòîâ? // Ëåíèí Â.È. ÏÑÑ. 5-å èçä. Ò. 1.

Ëèëèåíôåëüä Ï.Ô. Ìûñëè î ñîöèàëüíîé íàóêå áóäóùåãî. ×. 1.

ÑÏá., 1885.

Ìèõàéëîâñêèé Í.Ê. Ãåðîè è òîëïà: Èçáð. òð. ïî ñîöèîëîãèè

â äâóõ òîìàõ. ÑÏá., 1998.

Íîâãîðîäöåâ Ï.È. Îá îáùåñòâåííîì èäåàëå. Ì., 1991.

Ïåòðàæèöêèé Ë.È. Î÷åðêè ôèëîñîôèè ïðàâà. ÑÏá., 1900.

Ïèñàðåâ Ä.Í. Èçáðàííûå ïðîèçâåäåíèÿ. Ë., 1968.

Ïëåõàíîâ Ã.Â. Î ìàòåðèàëèñòè÷åñêîì ïîíèìàíèè èñòîðèè

// Ïëåõàíîâ Ã.Â. Èçáð. ôèëîñîôñêèå ïðîèçâåäåíèÿ: Â 5 ò.

Ì., 1956. Ò. 2.

Ïëåõàíîâ Ã.Â. Îá ýêîíîìè÷åñêîì ôàêòîðå // Ïëåõàíîâ Ã.Â.

Èçáð. ôèëîñîôñêèå ïðîèçâåäåíèÿ: Â 5 ò. Ì., 1956. Ò. 2.

Ñîðîêèí Ï.À. Ðóññêàÿ ñîöèîëîãèÿ â ÕÕ âåêå. //Àëüìàíàõ

ñîöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé «Ðóáåæ». Ñûêòûâêàð, 1992. ¹ 4.

Ñòðîíèí À.È. Èñòîðèÿ è ìåòîä. ÑÏá., 1869.

Ñòðîíèí À.È. Èñòîðèÿ îáùåñòâåííîñòè. ÑÏá., 1885.

— 20 —

Ñòðóâå Ï.Á. Patriotica: Ïîëèòèêà, êóëüòóðà, ðåëèãèÿ, ñîöèàëèçì:

Ñá. ñò. çà ïÿòü ëåò (1905—1910). Ì., 1997.

Òàõòàðåâ Ê.Ì. Îáùåñòâî è åãî ìåõàíèçì: (Ê ïîíèìàíèþ

îáùåñòâåííîé æèçíè). Ïã., 1922.

Òóãàí-Áàðàíîâñêèé Ì.È. Ñîöèàëèçì êàê ïîëîæèòåëüíîå ó÷åíèå

// Òóãàí-Áàðàíîâñêèé Ì.È. Ê ëó÷øåìó áóäóùåìó: Ñá.

ñîö.-ôèëîñ. ïðîèçâåäåíèé. Ì., 1996.

Ôðàíê Ñ.Ë. Ýòèêà íèãèëèçìà: (Ê õàðàêòåðèñòèêå íðàâñòâåííîãî

ìèðîâîççðåíèÿ ðóññêîé èíòåëëèãåíöèè) // Âåõè; Èíòåëëèãåíöèÿ

â Ðîññèè: Ñá. ñò. 1909—1910. Ì., 1991.

Ôðàíê Ñ.Ë. Î çàäà÷àõ îáîáùàþùåé ñîöèàëüíîé íàóêè

// Ñîöèñ. 1990. ¹ 9.

Äîïîëíèòåëüíàÿ ëèòåðàòóðà

Áî÷êàðåâà Â.È. Ñòàíîâëåíèå ñîöèîëîãèè â Ðîññèè, îñíîâíûå

íàïðàâëåíèÿ åå ðàçâèòèÿ // Ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêèé

æóðíàë. 1993. ¹ 1/2, 3.

Ãîëîñåíêî È.À. Èñòîðè÷åñêèå ñóäüáû èäåé Î. Êîíòà: òðàíñôîðìàöèÿ

ïîçèòèâèçìà â ðóññêîé ñîöèîëîãèè // Ñîöèñ.

1982. ¹ 4.

Ãîëîñåíêî È.À. Ñîöèîëîãèÿ â äîðåâîëþöèîííîé Ðîññèè

(íàóêîâåä÷åñêèå àñïåêòû) // Ôèëîñîôñêèå íàóêè. 1988. ¹ 1.

Ãîëîñåíêî È.À. Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû ðóññêîé

íåìàðêñèñòñêîé ñîöèîëîãèè // Ñîöèîëîãè÷åñêàÿ

ìûñëü â Ðîññèè. Ì., 1978.

Äàâûäîâ Þ.Í. Ýâîëþöèÿ òåîðåòè÷åñêîé ñîöèîëîãèè ÕÕ âåêà

// Ñîöèñ. 1995. ¹ 8.

Èñòîðèÿ ðóññêîé ïðàâîâîé ìûñëè: Áèîãðàôèè, äîêóìåíòû,

ïóáëèêàöèè. Ì., 1998.

Èñòîðèÿ ñòàíîâëåíèÿ ñîâåòñêîé ñîöèîëîãè÷åñêîé íàóêè â

20—30-å ãã. / Ïîä ðåä. Ç.Ò. Ãîëåíêîâîé. Ì., 1989.

Êàâåëèí Ê.Ä. Íàø óìñòâåííûé ñòðîé: Ñòàòüè ïî ôèëîñîôèè

ðóññêîé èñòîðèè è êóëüòóðå. Ì., 1989.

Êó÷èíñêèé Þ. Ñîöèîëîãè÷åñêèå çàêîíû // Âîïðîñû ôèëîñîôèè.

1957. ¹ 5.

Ëåîíòîâè÷ Â.Â. Èñòîðèÿ ëèáåðàëèçìà â Ðîññèè: 1862—1914.

Ì., 1995.

Ìàëèíèí Â.À. Èñòîðè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì è ñîöèîëîãè÷åñêèå

êîíöåïöèè íà÷àëà ÕÕ âåêà. Ì., 1986.

— 21 —

Íîâèêîâ Í.Â. Èñõîäíûå ïàðàäèãìû ðóññêîé ñîöèîëîãèè

// Ñâîáîäíàÿ ìûñëü. 1993. ¹ 6.

Íîâèêîâ Í. Ñîöèîëîãèÿ â Ðîññèè: Èñõîäíûå îðèåíòàöèè è

ïîñòàíîâêè ïðîáëåì (êîíåö 1860-õ — íà÷àëî 1880-õ ãîäîâ)

// Àëüìàíàõ ñîöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé «Ðóáåæ». Ñûêòûâêàð,

1994. ¹ 5.

Íîâèêîâ Í.Â. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ ñîöèîëîãèè

â Ðîññèè // Ðîññèéñêàÿ ñîöèîëîãèÿ: Ìåæâóç. ñá. ÑÏá.,

1993.

Îáðàç áóäóùåãî â ðóññêîé ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé ìûñëè

êîíöà XIX — íà÷àëà ÕÕ âåêà: Èçáð. ïðîèçâåäåíèÿ. Ì.,

1994.

Ñåìåíîâ Å. Âûñøàÿ ðóññêàÿ øêîëà îáùåñòâåííûõ íàóê â

Ïàðèæå // Ðóññêàÿ ìûñëü. 1902. ¹ 2.

Ñîöèîëîãèÿ è èäåîëîãèÿ. Ì., 1969.

Ôåäîðîâ Ì.Ã. Ðóññêàÿ ïðîãðåññèâíàÿ ìûñëü XIX â. îò ãåîãðàôè

÷åñêîãî äåòåðìèíèçìà ê èñòîðè÷åñêîìó ìàòåðèàëèçìó.

Íîâîñèáèðñê, 1972.

Ôèëèïïîâ À.Ô. Î ïîíÿòèè «òåîðåòè÷åñêàÿ ñîöèîëîãèÿ»

// Ñîöèîëîãè÷åñêèé æóðíàë. 1997. ¹ 1/2.

×àãèí Á.À., Êëóøèí Â.È. Áîðüáà çà èñòîðè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì

â ÑÑÑÐ â 20-å ãîäû. Ë., 1975.

×àãèí Á.À., Êëóøèí Â.È. Èñòîðè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì â ÑÑÑÐ

â ïåðåõîäíûé ïåðèîä (1917—1936): Èñòîðèêî-ñîöèîëîãè-

÷åñêèé î÷åðê. Ì., 1986.

×àãèí Á.À. Î÷åðê èñòîðèè ñîöèîëîãè÷åñêîé ìûñëè â ÑÑÑÐ

(1917—1969). Ë., 1971.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...