Кандидатская.Профориентация.
Оглавление: Введение. Глава I. Становление и развитие проблемы профориентации учащихся в педагогике, психологии и методике обучения биологии. 1.1. Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации учащихся. 1.2. Проблема профессиональной ориентации в методике обучения биологии 1.3. Реализация профессиональной ориентации в практике биологического образования. Выводы по I главе. Глава II. Теоретические и методические основы профориентации школьников при обучении биологии в старших классах 2.1. Модель методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах. 2.2. Профориентационные возможности разделов "Человек и его здоровье" и "Общая биология". Выводы по II главе. Глава III. Экспериментальное исследование методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах 3.1. Методические условия экспериментального обучения 3.2. Методика профессиональной ориентации учащихся при обучении биологии в девятом классе. 3.3. Методика профессиональной ориентации учащихся при обучении биологии в 10,11 классах. 3.4. Результаты экспериментального исследования методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах. Выводы по III главе. Введение: Актуальность проблемы. Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармонической личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Однако в настоящее время в школах вследствие перегруженности учителей и учащихся и в силу иных причин профориентационная работа зачастую не проводится вовсе, либо сводится к дифференциации школьников по профильным классам.
В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет не только знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету, но и способствует экономии времени учителя. Проблема профессиональной ориентации школьников широко рассматривалась психологами, педагогами и дидактами Голомшгпжом А.Е., Витиньшем В.Ф., Иващенко Ф.И., Климовым Е.А., Левитовым Платоновым К.К., Сазоновым А.Д, Сахаровым В.Ф?, Чистяковой С.Н., Ярошенко В.В., Платоновым К.К., Кыверялгом А.А. и другими. Данными учеными сформулированы основные цели, задачи и структурные компоненты профориентационной работы в школе, проведены исследования в области психологии профессионального самоопределения, разработаны психологические и психолого-физиологические методики, позволяющие выявить профессионально значимые особенности человека, определены основные формы и методы профориентации. Вместе с тем, до сих пор не существует их общепринятой классификации.
Дидактами выявлены возможности некоторых учебных предметов для реализации работы по профессиональному просвещению и воспитанию, в частности трудового.обучения и физики. Вместе с тем потенциал других дисциплин, в том числе и биологии, явно раскрыт недостаточно. В методике обучения биологии исследовались различные аспекты профессиональной ориентации: ее связь с политехническим обучением (Верзилин Н.М., Корсунская В.М., Зверев И.Д., Трайтак Д.И., Шалаев В.Ф. и др.), задачи, методы профессиональной ориентации на уроках и экскурсиях по биологии, профориентационныевозможности некоторых учебных тем (Анисимова B.C., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н.), развитие познавательных и профессиональных интересов к предмету на факультативных занятиях (Альтшуллер Р.С., Гвоздырева Е.М.). Несмотря на выше перечисленные достижения, проблема профессиональной ориентации при обучении биологии не решена. А именно, не полностью сформулированы задачи профориентационной работы при обучении биологии, не определен круг наиболее эффективных применительно к школьной биологии методов профориентации, лишь частично произведен анализ тем курсов с целью профориентации, и, наконец, не полон круг современных профессий в области биологии, с которыми можно знакомить учащихся. Следствием такого положения в методической науке является возникновение затруднений при осуществлении профориентационной работы в практике школьного биологического образования: учителя ведут эту работу эпизодически, имеют неполные представления о профессиях в области биологии, их содержании и особенностях, системе подготовки кадров, не владеют методами профориентации, испытывают недостаток в соответствующих методических пособиях, а значительная часть учащихся старших классов испытывают трудности в выборе профессии, мало осведомлены о применении биологических знаний в различных отраслях профессиональной деятельности и полагают, что обучение биологии не способствует их выбору будущей профессии. Таким образом, в теории и практике обучения биологии сложилось противоречие между необходимостью оказания помощи школьникам, особенно учащимся выпускных классов, в профессиональном определении, с одной стороны, и нерешенностью проблемы профессиональной ориентации, с Другой.
Исходя из выше сказанного, выбрана тема исследования: "Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9,10,11) классах". Цель исследования - разработать и обосновать методические основы профориентационной работы при обучении биологии в старших классах, способствующие развитию познавательного и профессионального интереса старшеклассников к биологии, активизации процесса профессионального самоопределения, формированию глубоких и прочных знаний. Объектом исследования - является учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования - методика профессиональной ориентации при обучении биологии в девятом, десятом, одиннадцатом классах. Гипотеза исследования - эффективность процесса обучения и профессиональной ориентации учащихся старших классов может быть значительно повышена, если: •определить профориентационные возможности содержания разделов "Человек и его здоровье" и "Общая биология"; •выявить наиболее рациональные методы профориентационной работы при обучении биологии; •разработать методику профессиональной ориентации при обучении биологии и определить методические условия ее реализации. Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1.Изучить состояние проблемы профессиональной ориентации в педагогических, психологических и методических исследованиях и в современной практике обучения биологии. 2.Определить профориентационные возможности содержания разделов "Человек и его здоровье" и "Общая биология". 3.Разработать с позиции системного подхода модель методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах. 4.Разработать методику профессиональной ориентации при обучении биологии в старик классах и экспериментально проверить ее эффективность. При решении поставленных задач использовались методы исследования: группа теоретических методов (анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение); наблюдение; анкетирование; интервьюирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Методологической основой исследования являются общие закономерности теории познания, системный, комплексный и личностно-деятельностный подходы. Исходной теоретической базой стали: современные положения теории профориентации, научные положения психологов и педагогов о единстве воспитания и развития, концепции методической, теории обучения биологии, идеи гуманизации, интеграции и дифференциации образования. Научное исследование проводилось в двух направлениях: 1. моделирование процесса профессиональной ориентации при обучении биологии; 2.разработка методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: Первый этап (1995 -1997 годы) был посвящен теоретическому осмыслению проблемы, определению цели, объекта, предмета и задач исследования; изучении? состояния проблемы на основе анализа психолого-педагогической, методической биологической литературы, практики школьного биологического образования;анкетировании? учителей и учащихся по проблеме исследования; обобщение результатов констатирующегоэксперимента. На втором этапе (1997 - 1998 годы) был продолжен информационный и научный поиск по проблеме исследования, разработана модель методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах, определены условия ее реализации; осуществлялось проведение обучающего эксперимента в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области; были внесены коррективы в методику профессиональной ориентации. На третьем этапе (1998 -1999 годы) продолжено проведение проверки эффективности экспериментальной методики, осуществлен количественный и качественный анализ экспериментальных данных; систематизированы, обобщены и окончательно сформулированы полученные результаты и выводы. Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснована необходимость реализации профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах, впервые разработана модель профориентации при обучении биологии на основе взаимосвязи целей, задач, принципов,содержательных компонентов и методов профориентационой работы, определены группыпрофориентационных методов при обучении биологии, обоснованы оптимальные методические условия реализации профессиональной ориентации, разработана и испытана в практике школьного биологического образования методика профессиональной ориентации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе разработки методической системы профессиональной ориентации учащихся при изучении разделов "Человек и его здоровье" и "Общая биология" реализованы системный, комплексный и личностно-деятельностный подходы к осуществлению обучения и профориентации, идеи гумманизации образования и всестороннего развития личности,дидактические, методические и профориентационные принципы: воспитывающего обучения, научности, системности и последовательности обучения, связи теории с практикой, сознательности и активности, индивидуализации, краеведческий, практической обусловленности биологических предметов, связи профориентации с жизнью, систематичности и преемственности в профориентационной работе, связи профориентации с обучением; разработана модель профессиональной ориентации при обучении биологии в девятом, десятом и одиннадцатом классах, которая может быть перенесена в другие разделы биологии ишкольные предметы естественнонаучного профиля; экспериментально доказана эффективность проведения профориентационной работы при обучении для оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся, развития познавательного и профессионального интереса к биологии, глубины и прочностиусвоения биологических знаний. Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика профессиональной ориентации, экспериментально внедренная в обучение биологии в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, может быть использована в процессе профессионально-методической подготовки будущих учителей биологии, в практике школьного биологического образования, в системе повышения квалификации учителей-биологов. Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается реализацией системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов; использованием методов, адекватных цели и предмету исследования; применением объективных качественных и количественных показателей результативности обучения; достаточной выборкой учащихся. Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем диссертации 171 страница, в том числе 4 схемы, 18 таблиц, 6 диаграмм. Список литературы включает 197 источников. Заключение: Выводы по III главе. 1. В ходе уточняющего эксперимента определены важнейшие условия экспериментальной методики профессиональной ориентации при обучении биологии: включение элементов профессиональной ориентации в процесс обучения биологии; создание мотивационной базы профориентации и обучения; индивидуальная помощь учителя в выборе профессии; непрерывный, поэтапный и последовательный характер включения профориентационного материала; комплексное использование методов профессиональной ориентации; применение различных форм организации обучения; подготовленность учителя к реализации профориентационной работы; учет региональных возможностей в подготовке и трудоустройстве специалистов биологического профиля; активизация самостоятельной познавательной деятельности при обучении биологии в связи с выбираемой профессией; включение заданий, направленных на развитие практических и элементарных профессиональных умений. 2. Экспериментальное обучение показало, что применение методики профориентации в процессе преподавания биологии в старших классах способствует возникновению и развитию стойкого интереса к биологии и становлению профессиональных интересов учащихся, развитию практических и элементарных профессиональных умений, стимулирует процесс профессионального самоопределения. Анализ качества знаний школьников свидетельствует, что в экспериментальных классах наблюдается более полное усвоениебиологических знаний, чем в контрольных группах. Следовательно, гипотеза нашего научного исследования подтвердилась. Заключение. 1. Психологические, педагогические и методические исследования в области профессиональной ориентации имеют длительную историю. Согласно диагностической концепции, сложившейся первоначально,профориентационная работа сводилась лишь к диагностированию у школьников способностей и других качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, при этом не преследовалась цель их развития. Исходя из этого, значение школьных предметов явно недооценивалось. В связи с распространением воспитательной концепции профориентации в 50- 60-х годах, разработанной отечественными учеными Н.Д.Левитовым, Е.А.Климовым, В.В.Чебышевым, А.Е.Голомштоком и др., согласно которой основное место в профориентации отводится формированию профессионально важных качеств личности школьника, приоритетное значение приобретает процесс обучения основам наук. Использование основных положений теории профориентации позволило определить цели, задачи и основные содержательные компоненты профориентационной работы в школе. 2. Исторически сложилось, что основой для профессиональной ориентации в биологическом образовании являлось политехническое обучение, следствием чего явилась преимущественная ориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии. Такое слишком узкое понимание профориентационных возможностей предмета биологии привело к серьезным затруднениям при осуществлении профориентационной работы в школьной практике: многие учителя биологии ведут такую работу лишь эпизодически, используют ограниченный круг учебных тем, при этом испытывают недостаток в современных профориентационных знаниях и в соответствующих методических пособиях. 3. Исследование проблемы профориентации в педагогике, психологии и методике обучения биологии позволило нам с позиции системного подхода разработать модель профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах. Она представляет собой взаимосвязь целей, задач профориентации при обучении биологии, содержания биологического образования и компонентов профориентационной работы, методов реализации профориентации в процессе обучения биологии. На основе взаимодействия целей профориентации и целей школьного биологического образования выдвигаются следующие задачи: вооружение школьников прочными биологическими знаниями, являющимися основой профессиональных;ознакомление учащихся с профессиями в области биологии; развитие у учащихся интереса к биологии как к школьному предмету и будущей области профессиональной деятельности; овладение старшеклассниками практическими и элементарными профессиональными умениями; создание у учащихся положительного отношения к труду путем раскрытия практической и социальной значимости биологических профессий. Ведущие дидактические, методические и профориентационные принципы в представленной модели определяют особенности содержания биологического образования и компонентов профориентации, к которым мы относим: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональную адаптацию и профессиональную консультацию. Профориентационная работа реализуется при использовании трех групп методов: ознакомления с профессиями, вооружения профессиональными умениями, развития интереса к биологии как к области практической деятельности людей. 4. Проведенный анализ содержания разделов "Человек и его здоровье" и "Общая биология" позволяет сделать вывод о том, что данные курсы обладают достаточно большим профориентационным потенциалом и позволяют ориентировать учащихся на различные профессии биологического профиля и смежных областей: экологию, медицину, биохимию, биофизику, инженерию, кибернетику и др. 5. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики профессиональной ориентации при обучении биологии в старших классах показала, что проведение профориентационной работы при учете особенностей содержания учебных тем разделов и при применении адекватных методов профориентации способствует повышению интереса учащихся к биологии во взаимосвязи с развитием профессиональных интересов, формированию осознанных профессиональных намерений, созданию положительного отношения к труду и более успешному формированию биологических знаний. Список литературы: 1. Альтшуллер Р.С. Профориентация на уроках биологии. // Биология в школе, 1972, № 2, 63-66. 2. Альтшуллер Р.С. Развитие познавательной самостоятельности и интересов учащихся на факультативныхзанятиях по "Физиологии ВНД с основами психологии". Дисс.. к. п. н. -Л., 1969. -194 с. 3. Александрова Н.М. Профессиональная экология. Спб., 1998 4. Алексеев С.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально. -Спб.: Санкт-Петербургский ун-т пед. мастерства, 1993. -64с. 5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. -324 с. 6. Андреева Н.Д. Урок: возможны варианты // Биология в школе, 1991, № 5, с. 43 46. 7. Андреева Н.Д. использование экологического материала на уроках биологии в 9 классе: Мет. рек., Спб., Образование, 1994, -с.48. 8. Андреева Н.Д. Развитие понятий по экологии человека при обучении биологии. Автореф. дисс.. к.п.н., Спб., 1992, -16 с. 9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Из-во ЛГУ,1968. -339с. 10. Анисимова B.C.,Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профессиональная ориентация в преподавании биологии. М.: Просвещение, 1982. -192 с. 11. Антипова Н.М. Методика осуществления взаимосвязи обучения с жизнью в курсе биологии в 5 классе. Автореф. дисс.. к. пед. наук. -Л., 1988. -18 с. 12. Арискин К.А. Выбор профессии учащимися средней школы. М., 1952. -86 с. 13. Арнаутов Г.Ю. Методика изучения родного края как средство профессионального самоопределенияучащихся школы. Дисс.. канд. пед. наук. -Спб., 1992. -182 с. 14. Архангельский П. Школа и выбор профессии. На путях к новой школе. -М., Госиздат, 1929. -62. 15. Атутов ГТ.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. -184 с. 16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. -207 с. 17. Басов М. Личность и профессия. М., Госиздат, 1926. -36 с. 18. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М., Знание, 1981, -164 с. 19. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974. -96 с. 20. Беляева А.П. Методология исследования содержания образования в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк. 1974, -128 с. 21. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Ин-т ПТО РАО. Спб., 1999. -748 с. 22. Билибин А.В. Основные линии в работе по профконсультации в СССР. В Кн.: Вопросы профконсультации и профотбора. Под. ред. А.Ф. Кларк и др. -Л., 1928. -73 с. 23. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных заведений / Е.М.Цузмер, О.Л. Петришина. -М.: Просвещение. 24. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д.Кузьмина, А.Д.Ноздрачев и др.: Под ред. А.С.Батуева. -М.: Просвещение, 1994. -240 с. 25. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. -270 с. 26. Боброва Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках Общей биологии в средней школе: Автореферат дисс.. к. пед. наук. -Спб., 1997. -18 с. 27. Божович Л.И., Краковский А.П. Трудный возраст. М.: Просвещение, 1966. -98 с. 28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -112 с. 29. Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе. М, Госиздат, 1932. -128 с. 30. Бондарев В.П. Выбор профессии. Из опыта работы центра профессиональной ориентации молодежи. М.,Педагогика, 1989, -126 с. 31. Бруновт Е.П. и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. Пособ. для учителя. -М.: 1984. -191 с. 32. Булгаков Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной и трудовой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. -18 с. 33. Васильев Ю.К. Политехническое образование, трудовое воспитание и профориентация школьников. М: Знание, 1976. -48 с. 34. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. М., Просвещение, 1986, -128 с. 35. Верзилин Н.М. Уроки ботаники в 5 классе. М., Из-во Ак. пед. наук РСФСР, 1952. -276 с. 36. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М., Педагогика, 1974. -224 с. 37. Верзилин Н.М. Работа на участке с учащимися по ботанике. Методика работы учащихся на школьномучебно-опытном участке./ под ред. Н.М. Верзилина. -М., Из-во Ак. пед. наук РСФСР. 1956. с. -211-212. 38. Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. М., Из-во Ак. пед. наук РСФСР. 1953. 39. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1976. -384 с. 40. Витинып В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. М., Педагогика, 1988. -120 с. 41. Воронин Л.Г. Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1983. -160 с. 42. Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. -М.: Просвещение, 1969. -240 с. 43. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии. -М.: Учпедгиз, 1960. -331 с. 44. Гайфуллин В.Г. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике. Дисс.. д. п. н. Казань, 1989. -407 с. 45. Гальперин Л.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблема формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. // Биология в школе, 1963, № 3. с. 66-78. 46. Геллерштейн С. Психотехника. М.: Госиздат. 1926. -148 с. 47. Гвоздырева Е.М. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения анатомии и физиологии человека в 8 классе. Дисс.. к. п. н. -Л., 1969. -361 л. 48. Гендин A.M., Сергеев М.И., Фалалаев А.Н. Вопросы методологии и методики исследования и организации профориентации учащейся молодежи. Красноярск: Красноярск, кн. изд-во, 1987. -87 с. 49. Геранина О.Г. Профориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся. Автореф. дисс. на. канд. пед. наук. -М., 1996. -20 с. 50. Герд А.Я. Избранные педагогические произведения/ п. р. Райкова Б.Е. -М.: АПН РСФСР, 1983. 204 с. 51. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитательная концепция профессиональной ориентации). М.: Педагогика, 1979. -160 с. 52. Голомшток А.Е., Черник О.А., Ботякова Л.В. Содержание и методы профориентационной работы в школе. Калуга, Приокское книжное издательство, 1972. -42 с. 53. Гордон Л.А. Потребности и интересы.// Сов. педагогика. 1939 г, № 8-9, с. -140-145. 54. Горелова Т.И. Роль биологических факультативов в развитии интересов к биологии и профессиональной ориентации выпускников школ. Дисс.. к. п. н. Новосибирск, 1980. -220 с. 55. Даринский А.В. Профориентационные возможности школьного курса экономической геграфии СССР: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. -96 с. 56. Джалилов С.А. На пути к профессии. // Биология в школе, 1989, № 2, с. -38-39. 57. Дидактика. / Под ред. Г. Клейна и др. Пер. с нем. -М.: Учпедгиз, 1959. -214 с. 58. Дидактика средней школы. / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -303 с. 59. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. -320 с. 60. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии. -М.: Просвещение, 1981. -620 с. 61. Дунаевский Ф. Проблемы профессионального отбора. Харьков, 1923. 62. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи. М., Высшая школа, 1978, 216 с. 63. Дымова Л.М., Пичугина Г.В. Фермеров готовим в школе. // Биология в школе, 1994, № 1, с. -35-40. 64. Жуковская В.И. Профориентация и консультация молодежи. Киев, Рад. шк., 1966, - 69 с. 65. Жуковская В.И. Изучение личности школьника в связи с выбором профессии. Минск, Изд-во Минского пед. института им A.M. Горького, 1979. -107 с. 66. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.:Просвещение, 1988. -269 с. 67. Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. -М.: Просвещение, 1984. -160с. 68. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1971. -287 с. 69. Зверев И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены в средней школе. JI.: Просвещение, 1971. -408 с. 70. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1985. -192 с. 71. Зверев И.Д. Общие проблемы профориентации в школе. В сб.: Вопросы теории и практики профориентации, п.р. Зверева И.Д. М.: Педагогика, 1972, -248 с. 72. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967. -392 с. 73. Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов старших классов. JL: Изд-во ЛГУ, 1959. -56 с. 74. Иванов И.П. Психология. М.,Учпедгиз. 1954. -367 с. 75. Ивашова Л.А. Практические занятия по анатомии, физиологии и гигиене человека в 8 классе средней школы// Пути укрепления связи преподавания с жизнью. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Ученые записки, том 250. Л., 1964. с. 215223. 76. Изучение взаимосвязи теории и практики лесного хозяйства на уроке в 10 классе. // Биология в школе, 1991, № 2, с. -33-37. 77. Интеллигентный труд. М., 1925. -76 с. 78. Иовайша Л.А. Проблемы профориентации шкальников. М.: Педагогика, 1983, -128 с. 79. Каликов С.А. Связь обучения биологии с сельско-хозяйственным производством. // Биология в школе, 1975, № 5, с. -78-80. 80. Кареев Н.И. Выбор факультета, С-Пб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1905. -149 с. 81. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Из-во МГУ, 1988. -199 с. 82. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание, сер. "Педаг. и психолог.",1986, № 3. -78 с. 83. Климов Е.А. Психолого-педагогическая консультация учащихся. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1975. -101 с. 84. Климов Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. -190 с. 85. Климов Е.А. Школа.а дальше? Л., Лениздат, 1971. -134 с. 86. Кобзарь Л.И. Формирование интереса учащихся к сельско-хозяйственному опытничеству. // Биология в школе, 1967, № 2, с. -77-81. 87. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учеб. пособие для 9-10 кл. -М.: Просвещение. 1989. -192 с. 88. Коменский Ян Амос. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2 томах. -М.: педагогика, 1982. Т. 1, с. 242-476. 89. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. -160 с. 90. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Педагогика, 1974. 175 с. 91. Концепция общего среднего биологического образования. // Биология в школе, 1989, № 4. 92. Копылов Г.Е. Воспитание умений и привычек сельско-хозяйственного труда. // Биология в школе, 1965, № 5, с. -49-52. 93. Копытов А.Д. Развитие профессиональных интересов в школе. В сб.: Интеграция образования, науки и производства. Томск, 1989. с. -56-67. 94. Корсунская В.М., Мокеева З.А., Казакова О.В., Верзилин Н.М. Как преподавать общую биологию.Методическое пособие для учителя. -М., 1967. -311 с. 95. Крупинский В.А. Юннатская работа как средство профориентации. // Биология в школе, 1966, № 3, с. -52-55. 96. Крылов Н.И. Профессиональная мотивация. В сб.: Известия АПН СССР, №123, 1962. 97. Кузнецова И.В. Психологический анализ процесса подготовки и принятия решения о выборе профессии. В межвузовском сб.: Профессиональная ориентация школьников. Ярославль, ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1987. с. 4348. 98. Кузнецова Н.Е., ТТТаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.: Уч. пос., Спб, Образование, 1998, -47с. 99. Кухарчук А.М, Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., Нар. асвета, 1976, 128 с. 100. Кыверялг А.А. О профессиональной ориентации в общеобразовательных школах. В сб.: Выбор профессии, Таллин. Валгус, 1968. 101. Ланина И.Я., Соломин В.П. Экскурсии в природу по физике и биологии. Спб., РГПУ, 1998. -185 с. 102. Лебедев А.Т. Учителю о профориентации. // Биология в школе, с -63-64. 103. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с. 104. Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность: проблемы и методы. М.: изд-во Мосздравотдела, 1928. -264 с. 105. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., Просвещение, 1964. -478 с. 106. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -298 с. 107. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444 с. 108. Макарова Н.М. Координация профориентационной работы в Ленинграде (проблемы профориентации и профконсультации в школе). М.-Л., 1969. -124 с. 109. Майоров И.В. Профессиональная ориентация учащихся. Воронеж, Из-во Воронежского университета, 1974. -107 с. 110. ПО. Максимова В.Н., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. Современный урок биологии: Пос. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -159 с. 111. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по Общей биологии: Пос. для учащихся, 1988. -112 с. 112. Мишулина Е.Б. Правовые основы профориентации школьников. -Ярославль, 1988, -86 с. 113. Морозов А.А. Содержание профориентационной работы в школе. Материалы научного совещания по комплексной проблеме "Профориентация",-Л., 1968. С.-23-34. 114. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у ребенка в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -98 с. 115. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. -М.: Просвещение, 1985. -287с. 116. Общая психодиагностика. Бодалев А.А., Столин В.В. и др. М.: Изд-во МГУ, 1987. -304. 117. Общая биология. Учебник для 10-11 классов средней школы / Под ред. Ю.И.Полянского. -М.: Просвещение, 1993. -287 с. 118. Общая биология. Учебник для 10-11 классов средней школы / Д.К.Беляев и др. -М.: Просвещение, 1991. -271 с. 119. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. /Под ред. А.О.Рувинского. -М.: Просвещение, 1993. -554 с. 120. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев.1. Рад. шк., 1980.-143 с. 121. Парамзин В. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, Новосибирское кн. изд- во, 1987,-155 с. 122. Пенкрат JI.B. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя.- Минск, i Нар. асвета, 1986, 56 с. 123. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,1982. -255 с. 124. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962, -219 с.I 125. Платонов К.К. Профессиональная ориентация молодежи, п.р. М., 126. Высшая школа, 1978. -271 с. 127. Платонов К.К. Профессиональное признание. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи. М., Высшая школа, 1978. -216 с. 128. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. Опыттеоретико-эмпирического исследования. Спб.: Наука, 1992. -368 с.t 129. Политехническое обучение в связи с курсом биологии / Под ред. 130. Шалаева В.Ф. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1956 -176 с. 131. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М. - Спб., 1907. -272 с.132. 191. Половцов В.В. Избранные труды. -М.: Изд. АПН, 1957. -132 с. 132. Постановление Сов. Мин. СССР "Об улучшении производственного обучения учащихся средних общеобразовательных школ" от 30 мая 1961. -В кн.: Сб. приказов и инструкций Мин. просвещения РСФСР. М., 1961, N° 39. 133. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средних общеобразовательных школ" от 10 ноября 1966 г. В кн.: СП СССР, 1966, №23. 134. Постановление Сов. Мин. СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР", от 6 октября 1968 г. В кн.:СП СССР, 1968, № 20. 135. Проблемы методики преподавания биологии в средней школе / Под ред. И.Д.Зверева. -М.: Педагогика, 1978. -320 с. 136. Программы для средних общеобразовательных заведений. Биология. -М.: Просвещение, 1993. 137. Профессиограммы в школе: Характеристика профессий и их использование. Книга для уителя. Мн.: Нар. асвета, 1984. -80 с. 138. Профессия врача. Под. ред. М.Ю.Энштейна. -Мн.: Нар. асвета, 1987. 55 с. 139. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство " Институт практической психологии", Воронеж НПО "МОДЕК", 1996. -256 с. 140. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методы. М.: МГУ, 1991. -87 с. 141. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Автореф. дисс. на. д. пед. наук. -М., 1997. -43 с. 142. Розов В.К. Развитие интереса к рабочим профессиям в обучении геграфии. М.: Просвещение, 1982. -111с. 143. Розов В.К., Шемякин В.П., Шемякин П.А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. -160 с. 144. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1940, -595 с. 145. Саблин А. Д. Сельско-хозяйственное опытничество как средство профориентации. // Биология в школе, 1970, № 5, с. -79-84. 146. Сазонов А. Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. -223 с. 147. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. -192 с. 148. Сахаров В.Ф. Воспитание у школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям. // Биология в школе, 1965, № 5, с. -64-66. 149. Связь обучения в восьмилетней школе с жизнью. / Под ред. Э.И.Моносзона и М.Н.Скаткина. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. -407 с. 150. Сейтешев А. П. Воспитание профессионально-технической направленности личности учащегося. Фрунзе, Мектеп, 1971. -262 с. 151. Система профессиональной информации в старших классах средней школы, п.р. Б.А.Федоришина, Киев, Рад. шк.,1977. -164 с. 152. Скаткин М.Н. Опыт политехнического обучения в городских школах. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, -167с. 153. Скобелева О.А. Общественно полезный труд учащихся в сельскохозяйственном производстве в связи с изучением курса общей биологии.// ЛГПИ им. А.И.Герцена. Пути укрепления связи преподавания биологии с жизнью. Ученые записки, том 250. Л., 1964. с. 23-45. 154. Стандарт среднего биологического образования. Авт кол.: А.Г.Хрипкова, Д.И.Трайтак и др. / Под ред. В.С.Леднева // Биология в школе. -1993. -№4, с. 31-39. 155. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. Спб.: АОЗТ "Литера плюс", 1995, -222 с. 156. Сухорукова Л.Н., Воронцов Н.Н. Эволюция органическ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|