Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анкетирование и его результаты




Вступление

В своей творческой работе я хотела выяснить, существует ли связь между поколением «Next» и творческим миром. Очень часто люди отрицают эту связь. Как оказалось, основная часть современных подростков интересуется искусством, в особенности литературой. Довольно много тинэйджеров сами пишут произведения. С этой целью я провела анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы.

 


Анкетирование и его результаты

В ходе исследования я предложила лицам в возрасте 15-16 лет заполнить следующий тест:

1. Любите ли Вы читать:

А. Да

Б. Нет

В. Читаю только по школьной программе.

Г.Другое________________________________________________

2. Какой жанр литературных произведений Вы предпочитаете:

А. Любовные истории

Б. Фантастика, ужасы

В. Исторические романы

Г. Детективы

Д. Другое_____________________

3. Что Вы предпочитаете:

А. Поэзия

Б. Проза

4. Считаете ли Вы, что современное поколение может писать элитарную литературу?

А. Да

Б. Нет

5. Как Вы считаете, на какой возраст обычно приходится творческий период жизни?

А. 15-20 лет

Б. 20-25 лет

В. 25-35 лет

Г. 35-50 лет

Д. Другое_____________________

6. Знакомы ли Вы лично с людьми, которые пишут поэзию/прозу?

А. Да

Б. Нет

7. Как Вы относитесь к творческим людям?

А. Положительно

Б. Отрицательно

В. Без особых эмоций

Г. Вызывают презрение и смех

Д.Другое_____________________

8. Как Вы считаете, поэтом/писателем:

А. Рождаются

Б. Становятся.

9. Пишите ли Вы сами?

А. Да

Б. Нет

10. Если Вы пишите, хотели бы Вы напечатать свои произведения?

А. Да

Б. Нет

В. Не пишу

11. Как бы Вы оценили следующее стихотворение по 5 балльной шкале?

Все прошло.… Исчезли мысли.…

И стихи летят во тьму.… Больше ничего не слышу… Помню лишь, что я люблю…

Вспоминаю образ твой, Тает сердце – это боль… Эта роза… Кровь… Шипы…

Помнишь в тишине ли ты?

Снова этот страшный сон: «Вы уходите вдвоем. И хочу я закричать…

Нету сил – молчать… Молчать…»

Ты идешь, она смеется.

Говоришь, всего лишь друг… Я не верю – что-то больше… Ведь ты с ней не вдруг… Не вдруг…

Ты пройдешь, не улыбнешься…

Снова в след смотрю тебе…

Вдалеке она смеется-

Слышу я лишь этот смех…

День пройдет, придет другая.

Не оставит в сердце след…

Я одна из них – чужая,

Но тебя роднее нет…

Почему люблю – не знаю…

Не могу я дать ответ…

Время тоже не решает…

Что же это? Не понимаю…

Мой любимый человек…

Может, будет снова встреча…?

Может, будет поцелуй…?

Я с надеждою на лучше

В тишине одна иду…

Я оставлю в сердце место,

Не закрою в сердце дверь…

Только от ветров замерзнет –

Я хочу, чтоб ты согрел...

А. *****

Б. ****

В. ***

Г. **

Д. *

12. Как бы Вы оценили следящий рассказ по 5 балльной шкале?

Девушка в ситцевом платьишке стояла на летней веранде, смотря на страстный летний дождь. Окно, рядом с которым она стояла, вспотело, и на нём появились мелкие капли.

Она улыбалась. «Такой сильный дождь... никак не ливень. Это страстный, яркий, как вспышка фотокамеры дождь. Трава юная, сочная, ярко- зелёная... ромашка. Я давно не гадала на ромашке. Последний раз в прошлом году, тогда я выпытывала у цветочка, любит ли меня Пашка...»,- девушка тихонько хихикнула. - «Это первый дождь этого лета. Первый вздох земли после пробуждения»,- думала она.

Девушка повернулась и сделала пару шагов, чтобы уйти, но вдруг остановилась, и улыбка резко сошла с её лица. «В прошлом году, в первый дождь, мы прыгали с ним по траве босиком, как дети, смеялись, высовывали языки, вода попадала нам в рот, одежда намокала, и становилось холодно, но мы этого не ощущали. Мы были погружены в сладкие минуты настоящего счастья...»

Она села на деревянную, покрашенную прошлым летом в белый цвет, скамью на веранде, продолжая слушать песню капель. «В тот дождь я первый раз его поцеловала. Так нежно и горячо. Дождь остужал наши губы»,- девушка мечтательно подняла глаза наверх. - Жаль, что после того лета нам пришлось расстаться. Он - моя первая в жизни любовь. Где он? Что с ним?"

Она вышла под дождь. Ощутив мурашки по всему телу, нежное, сладкое прикосновение капель, она захлебнулась в чувствах, переполнявших её душу, подняла голову вверх и прокричала: «Я люблю этот дождь, я люблю себя и эту жизнь!»

Девушка ещё долго сходила с ума под дождём, не думая ни о том, что эту радость наблюдала старушка из соседнего дома, ни о том, что она может заболеть, ни о том, что сильно болели протёртые колени, на которые она ни один раз упала.

Забыв про всю перенесённую боль, она была счастлива. Счастлива благодаря этому дождю, первому вздоху земли, после пробуждения.

А. *****

Б. ****

В. ***

Г. **

Д. *

Результаты исследования были следующими:

1. 49% человек любят читать, 21% читают только по школьной программе

2. 11% человек предпочитают читать любовные истории, 48% - фантастику, 20% - исторические романы, а 21% читают то, «что попадется под руку». И как ни странно, из всех опрошенных, никто не читает детективы, столь популярные сегодня.

3. Из всех опрошенных прозу предпочитают 73%, оставшиеся 27% любят читать поэзию.

4. Как оказалось, 84% считают, что современное поколение не может писать элитарную литературу. Но все-таки, 16% верят в возможности своих сверстников.

5. 38% считают, что творческий подъем приходит в возрасте 15-20 лет. Другие 9% полагают, что творческий период настает в более зрелом возрасте (20-25 лет). 13% думают, что на возраст 25-35 лет. Оставшиеся 40% уверены, что творчество не зависит от возраста, и им можно увлекаться всю жизнь.

6. 93% лично знакомы с людьми, увлекающимися поэзией/прозой. 7% не знакомы с поэтами и писателями, либо просто не догадываются об этом.

7. К великому счастью, творческие люди ни у кого не вызывают презрение и смех. 86% относятся к ним положительно, а у 14% людей они не вызывают никаких эмоций.

8. 51% полагают, что поэтами/писателями рождаются. А 49% думают, что поэтами/ писателями все-таки становятся.

8. Из всех опрошенных, 44% сами пишут либо стихи, либо прозу.

9. И лишь 18% желали бы опубликовать свои произведения.

10. Стихотворение и рассказ были написаны 15 летними девушками. Вот как оценили данные произведения их сверстники:

11. 54% считают, что стихотворение заслуживает высшего балла. 26% оценили стихотворение на 4 балла. 7% - На 3, 10% - на два. А 3% полагают, что стихотворение нельзя оценить выше, чем на 1 балл.

12. 53% поставили наилучший балл. 31% дали оценку в 4 балла, 10% - в 3, 4% - в 2. А 2% не дали бы балл выше минимального.

Арт-досье поколения next

 

Подросток в России – это одновременно почётное звание и огромная ответственность, ведь именно подростков считают новым, молодым поколением страны. Быть подрастающим человеком в современном мире сложно. Общественность смотрит на молодых людей с максималистской точки зрения, ожидая от них либо великих открытий и свершений, либо отрицательных, необдуманных поступков. Я считаю, что не правы те, кто полагает, что подростки в современной России – «потерянное», «испорченное» поколение, тянущееся к преступлениям, наркотикам и бесполезному времяпровождению.

К сожалению, общественность и средства массовой информации фокусируют внимание на так называемых «трудных» подростках, считая, что таково всё новое поколение России и забывая о том, что большинство молодых людей в нашей стране талантливы, имеют свои интересные увлечения. Они дружелюбны, умны, открыты людям. Мы считаем, что нужно уделять больше внимания талантливой, творческой, спортивной молодёжи, а не отдельным её «экземплярам», избравшим для себя антиобщественный, аморальный путь в жизни.

Больно слышать от людей, что подростки «оставляют желать лучшего». На самом деле увлечения подрастающего поколения – не наркотики и спиртное, а спорт, музыка, литература, танцы, туризм, учёба…

В этой части речь пойдет о предпочтении подростками различных видов искусства. В ходе опроса подросткам задавался вопрос о том, какой вид искусства их привлекает более других. Анализ данных показал, что наиболее популярными оказались кино и музыка. Далее по значимости идут театр и изобразительное искусство. Последнее место заняла литература. Так, по данным опроса 2008 года, юношей в большей степени, чем девушек, привлекает кино (соответственно 51,4% и 35,0%); девушки же в большей степени отдают предпочтение театру (18,4% и 8,4%) и изобразительному искусству 18,0% и 8,2%).Достаточно красноречиво характеризует приобщенность школьников к искусству такой показатель, как частота посещений учреждений культуры (выставок, музеев, кинотеатров, концертов, театров). Тип образования весьма заметно влияет на интенсивность посещения подростками учреждений культуры.

Не меньшее влияние оказывает и такой фактор, как уровень образования родителей. Например, среди школьников с высшим образованием обоих родителей среднее количество посещений концертов классической музыки составило 1,72 раза, среди подростков же со средним образованием родителей – всего 0,49 раза; театров, – соответственно 1,66 и 0,79 раза; выставок – 1,51 и 0,90; музеев – 1,61 и 1,17; кинотеатров – 1,94 и 1,18. Таким образом, школьники, родители которых имеют высшее образование, гораздо интенсивнее посещают учреждения культуры, по сравнению со своими сверстниками, чьи родители имеют среднее образование. Важна и возрастная тенденция. Так, от седьмого к девятому классу явно увеличивается доля подростков, не посещающих музеи и выставки. Пожалуй, единственной позитивной тенденцией здесь можно считать падение доли школьников, не посещающих театры, на возрастном рубеже от девятого к одиннадцатому классу. Немаловажно и то, что доля «не охваченных» искусством детей в целом достаточно устойчива на всех этапах подросткового возраста. Это дает основание сделать вывод: сама культура приобщения к искусству (точнее, «культура посещения») формируется на более ранних возрастных этапах. И здесь, на наш взгляд, корень проблемы в системе эстетического воспитания школьников.

О приобщенности школьников к искусству также можно судить по таким показателям, характеризующим их ценностные ориентации, как интенсивность выборов понравившихся произведений и вариативность выборов.

На литературных предпочтениях старшеклассников следует остановиться более детально. Это связано с особым местом и статусом литературы в системе школьного образования.

Так, наиболее популярными среди школьников оказались три литературных жанра: фантастика (42,9%), юмористические и сатирические произведения (30,8%), психологические романы (16,2%). Поэзию отметили только 9,5% подростков, историческую прозу – 7,0%, литературу по искусству – 5,4%, мемуары – 3,1%. Следует отметить, что в предпочтениях литературных жанров обнаруживаются весьма существенные гендерные различия. Это касается трех жанров. Так, девушки существенно чаще, чем юноши, предпочитают психологический роман (соответственно 26,0% и 7,0%) и поэзию (12,7% и 6,3%), а юноши же в большей степени сориентированы на фантастику (соответственно 51,9% и 33,2%).

Особый интерес представляет зависимость предпочтений от уровня самооценки школьниками своей компетентности в области литературы и искусства. Проведенный в этой связи анализ показывает, что у девушек характер самооценки своей собственной компетентности не оказывает какого-либо значимого влияния на их жанровые ориентации в области литературы. У юношей же наоборот – самооценка здесь оказывается значимым фактором. Так, подростки, считающие себя компетентными в области литературы и искусства в своих жанровых предпочтениях, по сравнению с некомпетентными, более сориентированы на поэзию (13,1% и 5,1%), на историческую прозу (7,5% и 1,7%) и на чтение литературы по искусству (7,5% и 0%). Мальчики-подростки с низкой самооценкой своей компетентности в области литературы и искусства в своих литературных предпочтениях более сориентированы на детективы.


Становление личности

 

Как известно, личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны, потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период - периодом "Бури и натиска". Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Немалую роль в формировании личности подроста играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное. Здесь игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение.

В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Если ребенок не скрывает своей игры, то подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме. Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой будущий план жизни. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...