Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Рабочая программа дисциплины

 

«Макроэкономика»

для направления

подготовки бакалавра

 

Направление подготовки:

081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

080500.62 — «Менеджмент»

080100.62 «Экономика»

Профили подготовки:

 

Муниципальное управление

Менеджмент

Финансы и кредит

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

пос. Электроизолятор

2012 г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП по направлениям:

Государственное и муниципальное управление, Менеджмент, Экономика

 

и профилям подготовки:

Муниципальное управление

Менеджмен

Финансы и кредит

 

Автор: к. э. н., доцент С. Ю. Сучкова

Программа одобрена на заседании кафедры Финансы икредит

 

Протокол от

 

Зав. кафедрой ТОУ____________________В. В. Блекус

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Цель учебной дисциплины: сформировать систему знаний и компетенций, соответствующую современному состоянию теории, методологии, методического инструментария и практики макроэкономики.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- ознакомить бакалавров с современными теориями и концепциями теоретической макроэкономики на основе обсуждения и анализа формальных моделей, их применения в экономической практике, в том числе выполнения сравнительного анализа различных (альтернативных) моделей экономики с обсуждением основных областей дискуссии, ведущейся между разными экономическими школами;

- сформировать и закрепить знания, умения и навыки теоретического анализа проблем экономики на макроуровне, экономической оптимизации.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Макроэкономика» является дисциплиной вариативной части профиля «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и базовой части профиля «Экономика» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика» (бакалавриат). Ее изучение базируется на сумме знаний и навыков, получаемых студентами в ходе изучения таких дисциплин как теория организации, конституционное и муниципальное право, политология, правоведение, история государственного управления, методы принятия управленческих решений.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Макроэкономика» частично формирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1 (выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-4 (выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем).

Кроме того, успешное освоение данной дисциплины влияет на формирование профессиональных компетенций: ПК-6 (выпускник должен быть способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты) и ПК-9 (должен быть способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет). После изучения данного курса студент

 

должен знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

На основе изучения данного курса студент должен уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.

Студент должен владеть:
- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

 

  1. Структура и содержание дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов («Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», 3 зачетные единицы, 108 часов (Экономика).


Тематический план курса «Макроэкономика»

Направления подготовки - «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент»

№ темы Содержание темы Количество часов
Лек-ции Семи-нары Самостоятельная работа
1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики. Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации. 2 2 4
2. Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов. Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации. 2 2 6
3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики. Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития. Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России. Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ. 2 2 4
4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение (AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS». Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки- инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики. 2 2 6
5. Основы фискальной политики. Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию. Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения. 2   4
6. Теория денег и денежного рынка. Теории происхождения,сущность, виды и функции денег. Ликвидность активов. Особенности измерения денежного предложения: денежные агрегаты, «квазиденьги». Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка в модели «IS-LM». Инвестиционная и ликвидная «ловушка». 2 2 4
7. Сущность, структура и значение банковской системы. Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ. 2 - 4
8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики (прямые и косвенные). Механизмы влияния изменения резервной нормы, ставки рефинансирования и операций на «открытом» рынке на денежное предложение и ставку ссудного процента. Антициклическая кредитно-денежная политика. Сущность, особенности составления и значение платежного баланса страны. Торговый, текущий и базисный баланс. Валютный рынок и факторы, определяющие обменный валютный курс. Виды валютных курсов (фиксированный, свободно и регулируемо-плавающий валютный курс). Паритет покупательной способности. Валютные интервенции, таргетирование и другие инструменты валютной политики. 2 2 4
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост. Сущность и формы стабилизации экономики, виды стабилизационной политики («шоковая терапия», градуализм). Экономический рост: сущность, проблемы измерения, факторы, последствия. Теории экономического роста. Политика стимулирования экономического роста (в т.ч. в России). - 2 4
  Всего: 108 32 32 24

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид итоговой аттестации – зачет с оценкой

 

Направления подготовки «Экономика»

 

№ темы Содержание темы Количество часов
Лек-ции Семи-нары Самостоятельная работа
1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики. Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации. 4 4 4
2. Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов. Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации. 6 6 6
3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики. Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития. Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России. Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ. 2 2 4
4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение (AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS». Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки- инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики. 4 4 6
5. Основы фискальной политики. Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию. Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения. 4 4 6
6. Теория денег и денежного рынка. Теории происхождения,сущность, виды и функции денег. Ликвидность активов. Особенности измерения денежного предложения: денежные агрегаты, «квазиденьги». Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка в модели «IS-LM». Инвестиционная и ликвидная «ловушка». 4 4 4
7. Сущность, структура и значение банковской системы. Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ. 4 4 6
8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики (прямые и косвенные). Механизмы влияния изменения резервной нормы, ставки рефинансирования и операций на «открытом» рынке на денежное предложение и ставку ссудного процента. Антициклическая кредитно-денежная политика. Сущность, особенности составления и значение платежного баланса страны. Торговый, текущий и базисный баланс. Валютный рынок и факторы, определяющие обменный валютный курс. Виды валютных курсов (фиксированный, свободно и регулируемо-плавающий валютный курс). Паритет покупательной способности. Валютные интервенции, таргетирование и другие инструменты валютной политики. 2 2 4
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост. Сущность и формы стабилизации экономики, виды стабилизационной политики («шоковая терапия», градуализм). Экономический рост: сущность, проблемы измерения, факторы, последствия. Теории экономического роста. Политика стимулирования экономического роста (в т.ч. в России). 2 2 4
  Всего: 108     44

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид итоговой аттестации – зачет с оценкой

 

Направления подготовки - «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент»

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Семестр Всего часов
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа      
Подготовка и сдача зачета      

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы Семестр Всего часов
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Лекции      
Семинарские занятия      
Самостоятельная работа      
Подготовка и сдача зачета      

 

Направления подготовки «Экономика»

 

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Семестр Всего часов
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа      
Подготовка и сдача зачета      

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы Семестр Всего часов
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Лекции      
Семинарские занятия      
Подготовка и сдача зачета      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент».

(очная форма обучения)

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля
лекции семинары самостоят. работа
  Макроэкономика          
1. Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики         Устный опрос,
2. Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС         Устный опрос,  
3. Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики         Устный опрос, доклады,
4. Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности         Устный опрос,
5. Тема 5. Основы фискальной политики         Устный опрос, доклады
6. Тема 6. Теория денег и денежного рынка         Устный опрос,  
7. Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы     -   Устный опрос, решение задач
8. Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики         Устный опрос, доклады
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост   -     Устный опрос, тест
  Всего:         Форма промежуточной аттестации – зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Экономика

(очная форма обучения)

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля
лекции семинары самостоят. работа
  Макроэкономика          
1. Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики         Устный опрос,
2. Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС         Устный опрос,  
3. Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики         Устный опрос, доклады,
4. Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности         Устный опрос,
5. Тема 5. Основы фискальной политики         Устный опрос, доклады
6. Тема 6. Теория денег и денежного рынка         Устный опрос,  
7. Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы         Устный опрос, решение задач
8. Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики         Устный опрос, доклады
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост         Устный опрос, тест
  Всего:         Форма промежуточной аттестации – зачет

 

Содержание программы

Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью. Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста. В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста.


Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.

Содержание темы 1:

Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.

 

Практическая работа по теме 1:

1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.

2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.

Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006.

Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006.

 

Дополнительная:

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.

Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.

Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 1 предполагает ответить на следующие вопросы:

1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?

2. Как конкретно применяется метод агрегирования?

3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?

 

Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:

1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.

2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.

3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта.

4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.

5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.

Функции государства:

А) Создание правовой базы функционирования рынков

Б) Защита конкуренции и регулирование монополий

В) Корректировка рыночного распределения доходов

Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов

Д) Стабилизация экономики

Литература к самостоятельной работе:

Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.

Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.

Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.

Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...