Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Знакомство и анализ условий работы в группах раннего возраста.

В беседы с заведующим Чанаевой Валентиной Михайловной было выявлено, что дошкольное учреждение является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида № 18 «Росинка»

Дошкольное учреждение включает в себя 6 групп разного возраста. Из них 1 группа раннего возраста (ясли).

Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.

 

Комплектация групп осуществляется на основании следующих документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.№26г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования», постановление от 3 апреля 2013г №1163 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приёма заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные Учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования».

 

В состав групп входит: раздевальная (для приёма детей и хранения одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приёма пищи), спальня (для организации сна детей), буфетная (для раздачи готовых блюд и мытья посуды), туалетная(совмещённая с умывальной).

Задание 1. Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста. Цель: Изучить особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Знакомство с помещением группы, расположением комнат, их оборудованием.

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Интерьер группы (светло-розовый цвет стен, необходимая мебель светлых тонов) соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям. Мебель, предметно-игровая и развивающая среда соответствует психофизиологическим особенностям детей данного возраста. Оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика). Предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Игровая комната разделена на развивающие центры.
В центре двигательной активности сконцентрировано крупногабаритное оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, катание на велосипеде, ходьба, бег – это машины, волокуши, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс. Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, нагрудные знаки для подвижных игр. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.

В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки

из полиэтилена для аппликации с водой.

Центр ознакомления с живой природой представлен в виде подиума, аквариум с обитателями водного мира, цветы с крупными и мелкими листьями, мини – огород, где выращиваем с детьми лук, рассаду овощей и цветов. Здесь же полка с необходимым оборудованием для ухода за обитателями уголка природы, образцами природного материала, с которыми мы знакомим детей при изготовлении поделок на занятиях по изобразительной деятельности, альбомы, знакомящие детей с временами года. Над подиумом расположен модуль, который знакомит детей с основными признаками времен года, наглядность для ознакомления с частями суток. На календаре (в виде часов) стрелкой отмечаем состояние погоды в течение суток.

В центре конструирования имеются различные виды строительного материала (большой и маленький, пластмассовый и деревянный). На полке размещены образцы построек, которые дети выполнили на последних занятиях. Выше на полке расставлены игрушки, изображения которых соответствуют реальным объектам нашего мира, приближенные к ним по внешнему облику – игрушечные животные, люди. Персонажи сказок. Игрушки выполнены из разнообразных, безопасных для здоровья материалов, из некоторых можно извлечь звуки, обследовать поверхность (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость. Рядом с полкой размещен макет города (с домами, дорогой, светофором). Дети с воспитателем или самостоятельно дополняют город постройками, прокатывают машинки, обыгрывают правила дорожного движения.

Центр музыкальной и театрализованной деятельности представлен в виде окошечка с раздвижной шторкой. Здесь мы размещаем материал для режиссерских и театральных детских игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, нагрудные знаки с героями сказок; для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы. Также здесь имеются озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулка, рядом предусмотрен «уголок ряженья», огороженный яркими лентами, на стене большое зеркало, фотографии детей в ярких костюмах, крючки с разноцветными платочками, сарафанами, юбками, головными уборами, украшениями; стул с карманами для расчесок, бутылочек. Материал уголка используем как для обыгрывания сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Автобус», «Дом»), так и для инсценирования сказок, потешек, музыкальных игр. Элементы костюмов, аксессуары позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя такого знакомого и незнакомого одновременно.

Игровой центр соседствует с уголком ряженья, он оборудован специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. На стене окно со шторкой (за окном фон, изображающий определенное время года), нарисованы портреты людей разного возраста и пола. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заменителей.

В центре изобразительного творчества имеется разнообразный материал. Размещена доска для рисования мелом, фломастерами, для аппликации - полотно с фигурками на липучках (коврограф). На полках размещены альбомы с детскими рисунками, оформлена мини - выставка поделок детей.

В центре сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов), специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе.

«Сухой бассейн» используем для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия. Наверху размещен цветовой мобиль, содержание, которого меняется в зависимости от поставленной сенсорной задачи обучения детей.

Понимая, что ребенок в течение дня испытывают большую нагрузку, устает от общения с детьми, мы создали место «уединения», где ребенок может побыть один, позаниматься с любимым делом или просто посидеть, не участвуя ни в какой деятельности. Центр психологической разгрузки представлен в виде загороженного шторкой мягкого диванчика с подушечками разной формы, мягкими игрушками. На стене размещен дидактический коврик со съемными мешочками, наполненными разнообразными мелкими предметами (для осязания). Выше развешены семейные фотографии в рамках из коробок. Функциональность уголка заключается в том, что он может использоваться не только для уединения ребенка, но и для сюжетно-ролевых игр, и как сцена для театрализованной деятельности. Карманы на шторке используются для наглядного тематического материала.

Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.
Площадка группы раннего возраста ограждена забором высотой 1.2м, площадью 7.2кв.м на одного ребенка. Площадка располагается в непосредственной близи от выходов из помещений этой группы. Для защиты детей от солнца и осадков на территории площадки установлена веранда площадью не менее 2кв.м на одного ребенка. Оборудование игровой площадки размещается по периметру участка. Стол, детские скамеечки. Над песочным ящиком устраивается переносной тент-зонтик для тени. Песочницы в отсутствие детей закрываются чехлами, чтобы избежать загрязнение песка. Площадка оборудована выносными материалами. Оборудование отвечает эстетическим требованиям, имеет привлекательную форму и цвет. На площадке используются предметы - заместители: кубики, коробки, различный бросовый материал могут стать в игре чем угодно Поверхность оборудования не имеет острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Оборудование на площадке закреплено.

Для выносного игрового и спортивного инвентаря, который используется на участке, предусмотрены условия для хранения на прогулочных верандах, используются пластиковые контейнеры с крышками, которые легко обрабатываются.

 

Оценка условий для предметной, ориентировочно-познавательной, двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, художественно-речевой деятельности в группе.

Вид деятельности Игрушки, пособия Кол-во Анализ (соответствие требованиям)

 

Предметная Дидактические предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки, вкладыши разной формы и т.д. 10-20 Новые, яркие, соответствуют требованиям.

 

Ориентировочно-познавательная - дидактические игры: лото, домино, мозаика, кубики с разрезными картинками -напольные дидактические игрушки: черепаха, краб и т.д.; -развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, различные паззлы; -игровые пособия, развивающие моторику, сенсорику, речевые и мыслительные способ-ности детей в игровой деятельности; -логические блоки Дьенеша.   Соответствуют требованиям.

 

Двигательная каталки, качалки, мячи 2-3 Соответствуют требованиям.

 

Игровая - заводные и обычные природно- и предметно-тематические игрушки: зайки, уточки и т.д. из различных материалов (животные, куклы), размера, профессии; -транспортные тематические игрушки (грузовые, легковые, автобусы, самолеты, теплоходы, лодки); -наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребенка комнатной и кухонной мебели, бытовые приборы, наборы посуды, предметы домашнего обихода; -«Уголки нарядов» (с юбками, накидками, костюмами, бусы, шляпки, веночки и т.д.); -театральный уголок (с перчаточным и пальчиковым театром), шапочки-маски, фланелеграф, магнитная доска, настольный театр игрушек, плоскостных фигур; -игрушки-забавы и развлечения, народные игрушки (дергунчики, петушки, шарманки, неваляшки (со звуковыми и цветовыми эффектами). 3-5 одного наименования Соответствуют требованиям.

 

Изобразительная карандаши, кисти, краски, гуашь, листы бумаги, раскраски 15-20 Соответствуют требованиям.

 

Конструктивная -разнообразные строительные материалы (деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего, крупного размера); - Лего; 2-3 Соответствуют требованиям.

 

Художественно-речевая книги, иллюстрации 10-20 Соответствуют требованиям.

Анализ предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Игровое пространство соответствует потребностям детей в социальном развитии: 1)есть предметная сфера не только для сюжетно-ролевых игр, но и для театрализованных, конструирования, художественного творчества и т.д.; 2) предметно-развивающая среда обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями. Осуществлен правильный подбор игрушек для детей раннего возраста, что очень важно, так как ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии, овладевает речью, осваивает сенсорные эталоны, элементарные умственные действия, начинает познавать мир. По количеству игрушки приобретены с учетом состава детей в группе, но не менее 2-3 игр/игрушек одного наименования на группу. Для развития познавательно-практической и предметной деятельности имеются игрушки и дидактические пособия, позволяющие развивать у детей сенсорные способности. Игрушки и оборудование изготовлены из разных материалов (материя, пластик, резина, дерево), разной величины, разного назначения и с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные). В группах есть условия для познавательно-практической деятельности – место для исследования природного материала (песок, вода, глина, камешки, шишки, различных видов бумага), пространство, где дети удовлетворяют свою потребность в движениях. Подбор игрушек соответствует возможностям ребенка в этот период. Пространство игровой комнаты организовано таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Таким образом, предметно-пространственная среда соответствует интересам детей раннего возраста, их психологическому здоровью; в ней реализуются принципы построения предметно-развивающей среды.

Предложения и рекомендации по усовершенствованию предметно-пространственной среды в группе:

- среди игровой атрибутики необходимо отвести место для детских поделок, используемых в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре;

- целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

 

 

Задание 2. Планирование воспитательной работы в группе раннего возраста

Для планирования воспитательной работы воспитатели используют программу «От рождения до школы».

Перспективное планирование содержит 5 областей:

1.Физическое развитие воспитанников.

-система закаливания в зависимости от времени года,

-утренняя гимнастика,

-подвижные игры и упражнения,

-гимнастика после сна,

-культурно-гигиенические навыки,

-индивидуальная работа с детьми,

-пальчиковые игры,

-взаимодействие с родителями.

2.Социально-коммуникативное развитие.

-входит в мир социальных отношений,

-Сюжетно-отобразительные игры,

-ребёнок познаёт предметный мир,

-приобщение к труду,

-взаимодействие с родителями.

3.Познавательное развитие.

-Сенсорное развитие,

-мир природы,

-расширение кругозора

-взаимодействие с родителями.

4.Речевое развитие.

-развитие связной речи,

-развитие словаря,

-звуковая культура реи,

-грамматической правильной речи,

-ребёнок и книга,

-взаимодействие с родителями.

5.Художественно-эстетическое развитие.

-Рисование,

-лепка,

-конструирование,

-музыкальное творчество,

-взаимодействие с родителями.

 

В этих областях расписаны задачи, подвижные и дидактические игры, беседы, наблюдения,2 комплекса утренней гимнастики, темы НОД по всем видам деятельности, Взаимодействие с родителями на -1 месяц.

Календарный план содержит планирование на каждый день. День делиться на:

1.Утро (утренняя гимнастика, Беседы, Дидактические, Сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа, игры со строительным материалом, чтение художественной литературы, рассматривание картин, картинок, иллюстраций,самостоятельная игровая деятельность.)

2.НОД (Развитие речи. физическое. музыкальное развитие. художественно-эстетическое).

3.Прогулка (наблюдение, трудовая деятельность, Дидактические, сюжетно-ролевые,подвижные игры, опытническая деятельность,индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность.)

4.Работа перед сном (чтение художественной литературы, беседы).

5.Вечер (дыхательная гимнастика после сна, игры со строительным материалом, индивидуальная работа, Дидактические, сюжетно-ролевые,подвижные игры,Беседы, чтение художественной литературы,рассматривание картин, картинок, иллюстраций, самостоятельная игровая деятельность).

6.Прогулка (наблюдение, трудовая деятельность, Дидактические, сюжетно-ролевые,подвижные игры, опытническая деятельность, индивидуальная работа,).

Каждая неделя имеет свою тему. В соответствии с ней планируются все режимные моменты.

Задачи в перспективном и календарном планирование поставлены в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста. Содержание перспективного и календарного плана перекликаются. Игры и содержание НОД повторяются для лучшего усвоения материала детьми.

В НОД указаны литературные и интернет источники. Индивидуальные особенности учтены через планирование индивидуальной работы с детьми.

Построение календарного плана соответствует следующим критериям: в нем прописаны все виды деятельности, форма их организации, конкретные действия, прослеживается взаимосвязь различных видов деятельности, задачи, методы и приемы соответствуют возрастным особенностям данной группы. В плане отражена индивидуальная работа с детьми. План вполне реален и доступен в реализации. В плане указана сетка занятий, расписание видов деятельности по дням. Указан вид взаимодействия с родителями. Указана совместная деятельность воспитателя с детьми (трудовые процессы, игры, продуктивная и др. деятельности). План оформлен аккуратно в табличной форме, эстетично и грамотно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...