Образовательные технологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В процессе изучении данного курса применяются следующие образовательные технологии: · Монологическо - лекционный метод изложения материала · Диалогический метод, построенный в форме беседы преподавателя со студентами (вопрос-ответ) · Метод проблемного изложения, заключающийся в форме постановки преподавателем проблемы перед обучающимися и представлении способов её разрешения · Объяснительно - иллюстративный метод (проблемное изучение курса, сопровождающееся демонстрацией дидактических и наглядных материалов в форме электронных презентаций) · Творческие задания (используется для активизации познавательной деятельности обучающихся) · Источниковедческая работа (выработка навыков анализа письменных источников публицистического и личного характера) · Коллоквиумы и круглые столы (выработка навыка коллективного обсуждения информации, творческой работы в группе, контроля самостоятельной работы студентов) В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в рамках реализации компетентностного подхода все лекционные занятия (36 часов) проводятся в интерактивной форме.
Оценочные средства для текущего и итогового контроля успеваемости учащихся. Задания для самостоятельной работы Тематика проблемных сочинений. 1. Проблема самоидентификации и пути развития России в общественно-политической мысли первой половины XIX века. 2. Концепции модернизации российского государства и общества в первой половине XIX века. 3. Крестьянский вопрос в России и способы его решения в первой половине XIX века. 4. Экономическая модернизация России в первой половине XIX века. Проблема «кризиса и разложения» крепостничества.
5. Причины и предпосылки отмены крепостного права. Формирование концепции крестьянской реформы в 50 – 60 гг. 6. Оценки «Великих реформ» 60 – 70-х гг. XIX в. в исторической литературе. 7. Промышленный переворот в России и его особенности. 8. Общественно – политическая мысль в России во второй половине XIX в. (основные направления, оценки реформ, варианты дальнейшего развития страны). 9. Радикальное направление в русском освободительном движении во второй половине XIX в. (истоки формирования, идеология, тактика, политические программы, влияние на политический курс правительства). 10. Российская империя и мировое сообщество в первой половине XIX века (место России в мире, характер и приоритеты внешней политики). 11. Политика российских властей в отношении национальных окраин в первой половине XIX века. Задания для самостоятельной работы К модулю I 1. В чём заключается проблема «кризиса и разложения» крепостнического хозяйства в первой половине XIX в. Охарактеризуйте основные точки зрения историков по данному вопросу. 2. А.С. Пушкин назвал первые годы правления Александра I – «Дней Александровых прекрасное начало…». Чем была вызвана данная оценка? Что наиболее характерно для начального периода царствования Александра I? 3. Что собой представлял проект государственных преобразований М.М. Сперанского? Сопоставьте его с «Государственной уставной грамотой» Н.Н. Новосильцева. 4. Можно ли считать европейские коалиции 1805 – 1806 гг. «оборонительными союзами европейских государств» против агрессии Наполеона, как утверждало большинство советских историков? Аргументируйте свой ответ. 5. Раскройте источники формирования идеологии декабристов. 6. Раскройте содержание понятий: а) Негласный комитет, б) Непременный Совет, в) Военные поселения, г) Священный Союз, д) Междуцарствие. К модулю II. 1. Как разрешался крестьянский вопрос в годы правления Николая I. Каковы были причины ограниченных результатов этой политики?
2. Отрывок из какого произведения приводится ниже: «Мы живём без прошлого, без будущего, среди самого плоского застоя. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали и полезного в мире ничего не взяли.… От нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины». Чем были вызваны подобные настроения? 3. Почему последние годы царствования Николая I называли «мрачным семилетием»? 4. Соотнесите мыслителя и общественное направление, к которому он принадлежал: А) Консервативно-охранительное Б) Славянофильство В) Западничество Г) Революционно-демократическое А. Хомяков, Б. Чичерин, Н. Огарёв, С. Уваров, Т. Грановский, Ф. Булгарин, В. Белинский, Ю. Самарин. 5. В чём заключаются причины поражения России в Крымской войне, и почему она вызвала значительные изменения в политическом курсе страны? 6. Раскройте содержание понятий: а) Восточный вопрос, б) Комитет 6-го декабря, в) «Обязанные крестьяне», г) Теория официальной народности, д) Ункяр-Искелессийский договор. К модулю III. 1. Докажите, что реформы 60 – 70-х гг. объективно способствовали развитию в России буржуазно-капиталистических отношений. 2. Почему крестьянская реформа 1861 г. «ударила одним концом по барину, другим – по мужику»? Подумайте, какой удар оказался сильнее? 3. Как в отечественной историографии оценивались реформы 60 – 70-х гг.? 4. Чем была вызвана русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. и каково было отношение к ней в русском обществе? 5. Отрывок из какого произведения приводится ниже: «Революционер – человек обречённый. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни даже имени. Всё в нём поглощено единым исключительным интересом, единой страстью –революцией… Нравственно для него всё то, что способствует революции. Безнравственно и преступно всё, что мешает ему». Почему автор этих строк вызвал отторжение в широких кругах русского общества? 6. Раскройте содержание понятий: а) Редакционные комиссии, б) Суд присяжных, в) Земское собрание, г) Временнообязанное состояние, д) Сан-Стефанский договор. Экзаменационные вопросы.
1. Российская империя к началу XIX в. Территория, население, социальный строй, политический режим. 2. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. 3. Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. Реформы государственного аппарата. 4. Проект преобразований М.М. Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». 5. Внешняя политика России в начале XIX в. (европейское направление). 6. Внешняя политика России в начале XIX в. (восточное направление). Войны с Персией и Турцией. 7. Отечественная война 1812 г. 8. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Венский конгресс и Священный союз. 9. Внутренняя и внешняя политика России в 1815 – 1825 гг. 10. Общественное движение в России при Александре I. Первые тайные общества. 11. Северное общество декабристов. «Конституция» Н. Муравьёва. 12. Южное общество декабристов. «Русская правда» П. Пестеля. 13. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. 14. Внутренняя политика Николая I. 15. Общественная мысль в годы правления Николая I. Революционные кружки 20 – 30-х гг. Чаадаев. Теория официальной народности. 16. Западники и славянофилы. 17. Восточный вопрос во внешней политике России 20 – 40-х гг. Русско-персидская и Русско-турецкая войны. 18. Европейское направление внешней политики России в 30 – 50-е гг. Польское восстание 1830 – 1831 гг. Участие России в подавлении революций 1848 – 1849 гг. 19. Крымская война 1853 – 1856 гг. 20. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. 21. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы во второй половине 50-х гг. Деятельность редакционных комиссий. 22. Отмена крепостного права в России. Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Проведение выкупной операции. Значение и оценки крестьянской реформы. 23. Реформы местного самоуправления в России в 60 – 70-е гг. 24. Судебная реформа 1864 г. Судебные уставы. 25. Военные реформы в 60 – 70-е гг. 26. Развитие сельского хозяйства в пореформенной России. 27. Промышленное развитие пореформенной России. Развитие транспортной сети и торговли. Курс на капиталистическую индустриализацию. 28. Общественное движение в России в 60-е гг. XIX в. 29. Теоретические и идеологические основы народнического движения в России. «Хождения в народ». 30. Народнические организации конца 70-х гг.: «Земля и воля» и «Народная воля». Террористическая деятельность народников. 31. Основные направления внешней политики России 60 – 70-х гг. XIX в. 32. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 33. Развитие науки и техники во второй половине XIX в. 34. Русская культура во второй половине XIX в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|