Какие существуют подходы к решению проблемы интереса?
Существует точка зрения, согласно которой значительная часть интересов людей имеет, в принципе, одну и ту же психологическую природу, поэтому можно успешно прогнозировать их поведение и даже управлять им. Чтобы этот подход реализовать, следует отчетливо представлять, каково же психологическое содержание интереса. Интересом называют окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете. Наличие интересов - это и проявление познавательной потребности, и характеристика направленности личности. В условиях познавательной деятельности содержание интереса существенно обогащается за счет расширения связей предметного мира. Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает новые интересы, соответствующие новому, более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес может перерастать в устойчивую личностную потребность, активное отношение к окружающему миру и даже склонность личности. В психологии различают 1) непосредственный, то есть обусловленный привлекательностью самого объекта, и 2) опосредованный, как средство достижения поставленных целей, интересы. PR-деятельность обязательно должна создавать необходимые предпосылки для устойчивого перехода непосредственного в опосредованный интерес. В психологических исследованиях выявлены 6 общих условий формирования интереса. 1. Интерес обычно возникает к тому, что тесно связано с жизнедеятельностью человека, со стоящими перед ним задачами, заботами и мыслями о своем бытии и деятельности. Исключение составляют люди, у которых очень высокая познавательная потребность, их интересует практически все, с чем они сталкиваются. Из этого вытекает одна из психологических задач PR: связать деятельность организации с реальной жизнедеятельностью людей, общества, тогда у многих это вызовет интерес.
2. Интерес возникает к тому, о чем человек уже что-то знает или в связи с чем у него имеется некоторый опыт. Если в процессе PR-деятельности дается информация о чем-то совершенно незнакомом, го у большинства это может вызвать настороженно-недоверчивое отношение. 3. Интерес возникает к новым знаниям или информации, которые дополняют уже известные, то есть обязательно необходим элемент новизны. Новое и значимое — к уже знакомому и известному. Здесь возможна некая психологическая интрига — неполные новые знания или полученная информация могут породить желание получше узнать. 4. Самое главное — интерес возникает и поддерживается неудовлетворенной потребностью. При этом люди, как ни странно, не всегда знают, каковы их неудовлетворенные потребности (за исключением физиологических и простейших материально-предметных), поэтому с помощью рекламы или PR у них формируются новые потребности или создаются психологические условия для их осознания. Центральным психологическим механизмом формирования интереса в этом случае является выгодное сравнение: необходимо помочь наглядно сопоставить то, что предлагается, с тем, что имеется, то есть дать «почувствовать разницу», тогда интерес обязательно возникнет. Данное условие имеет обобщающий характер, потому что в нем констатируется устойчивая связь между интересом и потребностями человека. Выявление неудовлетворенных (или недостаточно удовлетворенных) потребностей или формирование новых, но также неудовлетворенных является надежным индикатором вектора интересов. 5. Интерес обычно проявляется как окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания. Отсюда следует, что возможен и обратный процесс: PR-деятельность, буквально генерирующая положительные эмоции, должна вызвать интерес уже хотя бы потому, что в наше время всем очень не хватает именно положительных эмоций. Кстати, этот прием весьма распространен в рекламной практике.
6. Интерес к чему-либо можно активно формировать. В этом случае он может и не быть связанным с какой-либо базовой потребностью, а являться прямым результатом психологических воздействий, в частности психологического заражения и подражания. С помощью таких воздействий интересы организации представляются как насущные интересы общественности: «То, что выгодно "Форду", выгодно и Америке». В результате продуманных акций и рекламных кампаний, основанных на эмоциональном заражении и многократном повторении, обязательно сформируется образ определенного отношения, соответствующая психологическая установка, а следовательно, и интерес. Совокупность отмеченных выше условий и составляет содержание четвертого психологического правила PR. 4. Рассмотрение психологических характеристик отношений, общения и интереса позволяет раскрыть содержание еще одного психологического основания PR — взаимопонимания. Взаимопонимание обычно рассматривается как собственно достижение взаимного понимания, согласие. Из этого определения следует, что взаимопонимание в самом общем виде состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть направлена на достижение понимания друг друга. Вторая связана с собственно согласием, которое проявляется в виде согласования интересов и ценностей, формирования общих для обеих сторон интересов. Надо заметить, что деятельность по необходимому согласованию интересов и ценностей должна базироваться на понятном для обеих сторон общении, иначе их невозможно будет согласовать. Поэтому прежде всего рассмотрим с психологической точки зрения проблему понимания. Понимание в психологии - это способность постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Для понимания характерно ощущение ясности и внутренней связанности рассматриваемых явлений и отношений. Проявления понимания во взаимодействиях многообразны, поэтому рассмотрим сначала его центральные признаки.
1) Первичной, элементарной формой понимания является узнавание - отнесение предмета или явления к той или иной группе, категории. 2) Более сложной формой понимания является выявление причины, от чего это происходит. Применительно к поведению человека и его отношениям причины могут выступать в виде мотивов, то есть того, что побуждает к активности, деятельности. Недаром говорят, что понять человека — значит узнать мотивы его поведения. 3) Еще более сложной формой понимания является определение следствий, к которым могут привести действия, обусловленные той или иной причиной. В этом случае речь идет уже об установлении причинно-следственных связей, то есть некой мысленной модели ситуации. 4) Важным проявлением понимания является выяснение логических оснований, из которых следует то, что осмысливается. Такова психологическая сущность понимания законов, теорем и доказательств. Иногда понять что-нибудь — значит установить, какова структура (или как устроена) чего-либо, из каких элементов состоит целое, каковы связи между элементами, как это сказывается на общих свойствах. 5) Особое место в процессе межличностного общения занимает понимание речи. Чтобы понять речь, важно установить не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, то есть то, что буквально в значении сказанного не выражается. Иногда подтекст называют истинным смыслом, поэтому его часто применяют для скрытия или, наоборот, демонстрации истинного отношения. 6) Но, пожалуй, самым сложным является понимание произведений искусства. Понимание как процесс связано с поиском еще не известного субъекту способа соединения в единое целое разрозненных элементов ситуации. Вот почему развернутый процесс понимания содержит гипотезы, сравнения, пробы и даже ошибки. В межличностном общении понимание начинается с выявления проблемы, противоречий, различных точек зрения и информации. Все это оценивается и сопоставляется, информации дается толкование, «схватываются» связи. На этом основании строятся гипотезы, их проверяют, сравнивают. Процессуально это представляет собой эволюцию от простого к сложному.
Имеются определенные условия, при которых понимание сказанного существенно ускоряется и улучшается. Поскольку психологической сущностью деятельности PR является общение, то эти условия имеют специфическую коммуникативную форму. Отметим их: 1) язык общения, «словарный запас», должен соответствовать интеллектуальному статусу партнера по общению; 2) для улучшения понимания целесообразно меньше использовать специальных терминов, известных лишь узкому кругу специалистов; 3) понимание прямо связано с логичностью, последовательностью и подробностью изложения; 4) понимание зависит от внимания к говорящему, психологической установке на него и его информацию; 5) для улучшения понимания целесообразно особо выделять существенные признаки ситуации (вербализуемые, представленные в наглядных образах, чувственные и ситуативные). Отмеченные условия, несомненно, улучшат процесс понимания, в то же время само понимание еще не означает принятия: «понять — еще не значит принять». Принятие информации будет в том случае, если она воспринимается как субъективно ценная. Это важный этап на пути достижения взаимопонимания и согласия. А субъективно ценной информация становится тогда, когда она соответствует интересам реципиента, когда к нему — партнеру по общению — сформировано положительное отношение или когда он умело применяет методы неявного скрытого психологического воздействия. Далее может последовать фаза формирования согласия, то есть появления общих точек зрения и интересов. А это уже достижение взаимопонимания. Из описанного выше можно увидеть тесную смысловую и даже функциональную связь между психологическими категориями «отношение», «интерес», «понимание» и «взаимопонимание», что очень важно для эффективной PR-деятельности. Добиваясь «взаимопонимания», следует помнить о необходимости учета интересов и формирования доброжелательных отношений. «Паблик рилейшнз» — деятельность с ярко выраженными системными связями, изолированные акции, направленные на достижение только локальных целей, успеха не принесут. Взаимопонимание рассматривают еще и в плане ценностного регулирования. Ценность — междисциплинарная научная категория, обозначающая какие-то объекты, свойства или идеи, воплощающие в себе идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Она может выступать в различных формах: как общественный (или групповой) идеал, как произведение материальной или духовной культуры, как значимое для конкретной личности. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций.
Если в группе сформировалось ценностно-ориентационное единство, то она превращается в коллектив, группу единомышленников, где доминируют товарищеские отношения и нормы поведения. Ценности справедливо связывают с потребностями человека, поэтому ценным является все то, что может удовлетворить насущные потребности. Для личности удовлетворение одной и той же потребности часто может быть связано с владением или использованием совершенно разных по своей природе вещей. Отсюда возникла идея «ценности владения» и концепция «обмена ценностями» (Р. Эмерсон), которые и являются одним из психологических оснований PR-деятельности. Обмен ценностями» может быть связан с решением нескольких задач. 1) формирование так называемых общих ценностей, которые обладают свойством сближения людей, что часто используется в различных видах рекламы, особенно в таких эмоционально насыщенных ее видах, как экологическая или социальная; 2) формирование новых ценностей через новые потребности или осознание имеющихся. Логика рассуждений здесь примерно такова: «Люди на самом деле далеко не всегда знают, чего хотят. Покажите им... дайте почувствовать разницу... И они захотят...» Это часто является основой той же рекламной политики; 3) создание таких ценностей, наполненных социальным смыслом, что также способствует объединению людей. Решение этих задач в PR-практике помогает достичь взаимопонимания и выстроить гармоничные отношения. Но раз возможен обмен ценностями, то его можно регулировать, активно влиять или управлять этими процессами. Это позволяет сформулировать следующее психологическое правило. Пятое правило: взаимопонимание может быть достигнуто лишь на основе общих ценностей и ценностного обмена или ценностного регулирования, воспринимаемых как справедливые. В PR-деятельности это направление может фокусироваться и на формировании ценностей компании или организации, которые обеспечивают ей стабильность и конкурентоспособность. Часто это транслируется в слоганах («Быть верным своей эстетике», «Мы всегда думаем о вас» и пр.) Наконец, четвертое важнейшее психологическое основание эффективной PR-деятельности, связанное с одной из ее центральных функций, — «преодоление кризисных ситуаций во взаимодействиях с общественностью», «предотвращение конфликтов». Собственно, предотвращение конфликтов и есть преодоление кризисных ситуаций, поэтому ведущей категорией здесь является все же категория конфликта. Конфликт является общенаучной категорией, принадлежащей прежде всего конфликтологии. Однако изучение конфликтов, анализ научных исследований в этой области знаний показывает, что конфликтные ситуации имеют глубокое психологическое содержание, потому что конфликтуют прежде всего люди из-за действия причин, носящих субъективный или объективный характер. В процессе конфликтного противоборства они используют различные приемы психологического давления на оппонентов. Стиль, стратегия и тактика противоборства отражают их индивидуальные характеристики. Способы предупреждения и разрешения конфликтов основаны прежде всего на оказании психологического воздействия на оппонентов с целью изменения их отношений. Иными словами, конфликт — это в первую очередь психологическая проблема. Психологическое изучение различных конфликтов и конфликтного противоборства привело к формированию научной дисциплины — психологии конфликтов. Полученные в психологии конфликтов научно-практические результаты могут оказать неоценимую помощь в PR-деятельности, в частности в работе по предотвращению конфликтов и преодолению кризисных ситуаций при взаимодействиях с общественностью. Какие психологические знания могут помочь в деле предотвращения конфликтов? 1) Любой конфликт, независимо от его вида и специфики, имеет одну и ту же системную структуру: ü оппоненты (участники конфликта); ü объект (объективная причина, из-за которой может возникнуть ü предмет (субъективная причина, из-за которой также может возникнуть конфликт); ü инцидент (действия, направленные на развертывание конфликта). Если из данной системы выпадает хотя бы одно звено, то конфликта просто не будет. Поэтому самым простым способом предупреждения конфликта является блокада инцидента, ему просто не дают вспыхнуть. Но это локальная деятельность. Главное — устранить причину, а истинная причина участниками конфликта в большинстве случаев скрывается (например, предмет выдается за объект). Для предупреждения конфликта можно так повлиять на оппонентов, что они откажутся от противоборства, выйдя из системы конфликта, например, создать очень высокую мотивацию совместной деятельности. Способов разрушить сформировавшуюся систему конфликта немало. 2) Считается, что конфликт возникает вследствие наличия противоречий между оппонентами. Но далеко не всегда существующие противоречия приводят к конфликту. К конфликтному противоборству приводят только те из них, которые воспринимаются как угроза личным интересам, статусу, достоинству и пр. Психологический мониторинг участников PR-взаимодействий позволит вовремя выявить источники угроз, устранить их и тем самым предупредить конфликт. 3) Многие противоречия воспринимаются как угрожающие, хотя на самом деле таковыми не являются. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мировосприятия участников взаимодействия. В частности, реально существуют люди, которые все противоречия воспринимают только как угрожающие, не пытаются их отрегулировать, а сразу вступают в противоборство. Это так называемые конфликтные личности. Их не так уж много, но их высокая активность, целеустремленность, изобретательность, пренебрежение к правилам и нормам поведения способны буквально парализовать работу организации. Конфликтными они становятся вследствие специфических внутренних условий — психологической дезадаптированности, наличия некоторых акцентуаций характера, негативных психологических установок, биологической предрасположенности и пр. В современной психологии достаточно подробно разработаны и описаны системные признаки конфликтных личностей. Задача PR-специалиста — знать эти признаки, уметь их обнаруживать и оказывать определенное влияние на таких людей. 4) В конфликтном противоборстве оппоненты действуют довольно стереотипно, используя в определенной последовательности на разных этапах конфликта одни и те же приемы и тактики (снижение ранга оппонента; демонстрация усиления собственных ресурсов; дезинформация; ложный выход из конфликта; риск; принуждение). Риторика в конфликте также не отличается разнообразием и зависит только от личностных свойств оппонентов и их психических состояний. Их знание позволит заблаговременно предупреждать те или иные ходы оппонентов, не даст вспыхнуть сильным эмоциям и тем самым снимет его остроту. 5) Конфликт намного легче предупредить, чем разрешить. Поэтому с участниками PR-взаимодействий нужна постоянная психологическая работа, основанная на различных обратных связях и их анализе, психологическом мониторинге, активном диалоге. Если конфликт все же возник, то успешно разрешить его можно только путем сильного влияния на оппонентов — смены их установок, отношений, формирования соответствующего общественного мнения, стимулирования новых значимых интересов. Другие способы разрешения конфликтов в PR-системе просто неэффективны. Все вышеуказанное позволяет сформулировать последнее психологическое правило PR. Шестое правило: специалисты, работающие в системе PR, должны обладать высоким уровнем конфликтологической компетентности. Литература 1. Психологические основы «Паблик рилейшнз».2-у изд./Богданов Е., Зазыкин В. СПб: Питер, 2004. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1972. 3. Блажнов Е. Паблик рилейшнз. М., 1994. 4. Блэк С. Паблик рилейшнз: что это такое? М., 1990. 5. Богданов Е., Зазыкин В. Психологические факторы эффективной политической рекламы. Калуга, 1999. 6. Богданов Е., Зазыкин В. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. 7. Богданов Е., Зазыкин В. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002 8. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994 9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 10. Зазыкин В. Психология проницательности. М., 2001. 11. Меньщикова В.В.Регуляция взаимоотношений организации с общественностью и службами ПР. АКД. М., 1998. 12. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|