Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Ассортимент товаров: понятие и виды

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).

Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой.

Классификация ассортимента товаров:

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

 

1)По местонахождению товаров различают группы:

1. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

2. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

2)В зависимости от широты и глубины охвата товара различают подгруппы:

1. Простой ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (характерен для магазинов, реализующих товары повседневного для покупателей с небольшими материальными возможностями).

2. Сложный ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (характерен оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом).

3. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (характерен для специализированных магазинов, например, аудио- и видеотехники).

4. Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров. Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий (Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального).

§ Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров).

§ Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок (например, ассортимент пастеризованного молока торговых марок: «Царицыно», «Лианозово», «Домик в деревне» и других).

5. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью).

6. Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов).

3)По степени удовлетворения потребностей различают виды:

1. Рациональный ассортимент — это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей (возможность приобрести нужные товары в одном месте), продавцов и изготовителей (рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров) неодинаковы.

2. Оптимальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).

4)В зависимости от характера потребностей различают разновидности:

1. Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющихся в конкретной организации изготовителя или продавца.

2. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Свойства и показатели рациональности ассортимента

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерений показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок ананасовый (вид) «Моя семья» (торговая марка).

Торговая марка — это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией (например, шоколадные конфеты «Коркунов»). Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения, называется брэндом.

Свойствами ассортимента являются:

§ широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп;

§ полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (число разновидностей товара внутри вида);

§ глубина ассортимента - количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов;

§ устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;

§ новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;

§ структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе;

§ ассортиментный минимум - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации;

§ рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей;

§ гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

 

Номенклатура свойств и показателей ассортимента

т — количество однородных групп товаров;

д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;

б — базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;

n — количество товаров разных наименований или торговых марок и/или их модификации определенного вида;

гар - количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец;

м — минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;

у — количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

н — количество новых видов и наименований товаров; вг, ву, вн — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...