Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Ассортимент товаров: понятие и виды Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99). Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой. Классификация ассортимента товаров: Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.
1)По местонахождению товаров различают группы: 1. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. 2. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети. 2)В зависимости от широты и глубины охвата товара различают подгруппы: 1. Простой ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (характерен для магазинов, реализующих товары повседневного для покупателей с небольшими материальными возможностями). 2. Сложный ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (характерен оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом). 3. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (характерен для специализированных магазинов, например, аудио- и видеотехники).
4. Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров. Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий (Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального). § Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров). § Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок (например, ассортимент пастеризованного молока торговых марок: «Царицыно», «Лианозово», «Домик в деревне» и других). 5. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью). 6. Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов). 3)По степени удовлетворения потребностей различают виды: 1. Рациональный ассортимент — это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей (возможность приобрести нужные товары в одном месте), продавцов и изготовителей (рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров) неодинаковы. 2. Оптимальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).
4)В зависимости от характера потребностей различают разновидности: 1. Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющихся в конкретной организации изготовителя или продавца. 2. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. Свойства и показатели рациональности ассортимента Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации. Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров. Единицей измерений показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок ананасовый (вид) «Моя семья» (торговая марка). Торговая марка — это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией (например, шоколадные конфеты «Коркунов»). Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения, называется брэндом. Свойствами ассортимента являются: § широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп; § полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (число разновидностей товара внутри вида); § глубина ассортимента - количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов; § устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары; § новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров; § структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе; § ассортиментный минимум - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации;
§ рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей; § гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Номенклатура свойств и показателей ассортимента т — количество однородных групп товаров; д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии; б — базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения; n — количество товаров разных наименований или торговых марок и/или их модификации определенного вида; гар - количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец; м — минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации; у — количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом; н — количество новых видов и наименований товаров; вг, ву, вн — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|