Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партийные системы. Многопартийная система в России.




 

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах – партии типа широкого национального фронта.Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Так, в странах “государственного социализма” правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всей общественной жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3–4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.

Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.

Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50–70-е гг.

Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определенную стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки – в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении отпредставительства в различных органах власти некоторой части электората.

Партийная система в России прошла три основных этапа в своем развитии. Первый (1905–1917) – характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917–1990) – была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 г. – до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989–1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из ее состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится: “В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4. Конституции РФ отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

В конце 90-х гг. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки.

 

Политический плюрализм

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

многообразие политических идей и организационных форм;

— отрицание моноцентризма;

— свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

— уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

— наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

— ограничение центральной власти, разделение властей;

— возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

— идеологическое многообразие;

— запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

— светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

— признание политического многообразия и многопартийности;

— равенство всех общественных объединений перед законом.


 

№20 I. Личность как субъект и объект политики 3

1.1. Личность как субъект политики 3

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социал ьные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, “функциональный” уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), “человек есть мера всех вещей”. Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”, движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю - отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей

.1.2..Личность как объект политики

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе совр еменную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства целого (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или аристократией - призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и на мировоззрение крупнейшего мыслителя античности - Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчество отмечено целым рядом новых, конструктивных идей. К ним относится антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он противник огосударствления общества. По его мнению, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его распаду. В целом же Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин выступает у него не только субъектом партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент государственного целого, непосредственно участвующий в политической жизни, законодательной и судебной деятельности государства и полностью подчиняющийся его решениям, характерны для античного понимания демократии. Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей большинства.

Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же - результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания общественного порядка и социального мира.

Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью, либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.

Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение имеет активное участие личности в жизни общества - как в социальной, так и в политической.

Субъект - это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект - это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Участие личности в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

 


 

№22

Политическое лидерство

Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.

Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.

Еще одна важная функция политического лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.

Типология политического лидерства

В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.

Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:

1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):

традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации)и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);

3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);

4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников);

5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное (постоянно проявляющее качество лидера) и ситуационное (проявляющее качество лидера в определенной ситуации);

6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);

7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;

9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;

10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;

11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.


№ 23

Политическая психология

Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.

Психологические моменты характеризуют важнейшие стороны политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.

Однако политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.

Политическая психология может выражаться как в более устойчивых формах (здравый смысл, психологический склад нации, нравы), так и в более подвижных, динамичных (переживания, настроения).

Элементы политической психологии:

чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;

— индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);

— физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.

Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).


 

 

№24

Понятие политической элиты

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

— высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:

— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.


 

№ 26

Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Роль идеологии в политике

Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Он

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...