Нормы для расчета системы пенного пожаротушения
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СИСТЕМА ПЕННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ Правила и нормы проектирования РД 5Р.5481-80
Распоряжением Министерства от 22.12.1980 г. № 32/7-5481-1157 срок введения установлен с 01.01.1982 г.
СОГЛАСОВАН: с ММФ, МРХ, одобрен Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР.
Взамен ОСТ 5.5018-70 в части судов
Внесены Изменения № 1, 2 по Извещениям ОСТ 5.30.51048 от 05.03.86 г. и РД 5.30.51131 от 12.06.86 г.
Настоящий документ распространяется на стационарную систему пенного пожаротушения судов, строящихся по Правилам Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР. Документ не распространяется на системы пенного пожаротушения спасательных и пожарных судов, предназначенные для тушения пожаров на аварийных объектах.
НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ СИСТЕМЫ
Назначение 1.1.1. Система пенного пожаротушения (в дальнейшем - система пенотушения) предназначена для тушения пожара путем подачи пены на горящую поверхность либо путем заполнения пеной защищаемого помещения. 1.1.2. Система применяется для тушения пожаров пеной в следующих помещениях: грузовых наливных отсеках, предназначенных для перевозки нефти и нефтепродуктов, в том числе в сливных цистернах; машинных отделениях, в которых расположены главные двигатели внутреннего сгорания или газотурбинные установки, в том числе приводящие в движение главные электрические генераторы, вспомогательные двигатели внутреннего сгорания или газовые турбины, механизмы и оборудование систем жидкого топлива, насосных отделениях; котельных отделениях, в которых расположены котлы, работающие на жидком топливе; грузовых насосных отделениях на нефтеналивных судах, а также отделениях для перекачки и раздачи воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки ниже 333 K (60 °C) на других судах;
кладовых легковоспламеняющихся материалов и веществ, фонарных для пиронафтовых фонарей, малярных, кладовых воспламеняющихся жидкостей, а также воспламеняющихся сжиженных и сжатых газов; закрытых грузовых палубах паромов и трейлерных судов для перевозки автотранспорта и подвижной техники с топливом в баках, ангарах для летательных аппаратов, закрытых гаражах и т.д.; помещениях для сухих грузов, не относящихся к судовым запасам; постах управления, помещениях для аварийных источников энергии и пожарных насосов; на взлетно-посадочных площадках; других пожароопасных помещениях по согласованию с Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР. 1.1.3. Систему пенотушения не допускается использовать для тушения пожаров в грузовых помещениях контейнеровозов, а также в помещениях, в которых имеются: химические вещества, выделяющие кислород или другие окислители, способствующие горению, например, нитрат целлюлозы; газообразные продукты или сжиженные газы с точкой кипения ниже температуры окружающей среды (бутана, пропана, бутадиена, криогенных жидкостей); химические вещества или металлы, вступающие в реакцию с водой (перечень веществ приведен в справочном приложении 8). Не допускается использовать систему пенотушения для ликвидации пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением.
Классификация 1.2.1. В качестве огнетушащего средства в системе пенотушения применяется воздушно-механическая пена, которая по кратности пенообразования подразделяется на: низкой кратности, средней кратности, высокой кратности. Структурно-физические параметры пены указаны в рекомендуемом приложении 1. 1.2.2. По методу тушения пожаров система подразделяется на: стационарную систему объемного тушения пожаров путем заполнения защищаемого помещения пеной высокой кратности,
стационарную систему поверхностного тушения пожаров пеной средней кратности, систему локального (направленного) тушения пожаров пенами низкой и средней кратности с использованием переносного пожарного оборудования.
Состав системы Система пенотушения, в общей случае, состоит из следующих элементов: насосов для подачи раствора пенообразователя (может использоваться пожарный насос системы водяного пожаротушения); насосов для подачи пенообразователя; цистерн для хранения пенообразователя; дозирующих устройств для получения раствора пенообразователя; лафетных комбинированных стволов; воздушно-пенных стволов; генераторов среднекратной пены; генераторов высокократной пены; трубопроводов: от насоса или пожарной магистрали, в станциях пенотушения, на открытых палубах и в защищаемых помещениях; трубопроводов для подвода воздуха к генераторам пены (воздуховоды) и для подвода пены в защищаемое помещение (пеноводы); труб-удлинителей; баллонов с воздухом; запорной арматуры; контрольно-измерительных приборов; пожарных рукавов.
ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Общие требования 2.1.1. Система пенотушения должна удовлетворять требованиям Правил Регистра СССР или Правил Речного Регистра PCФCP. 2.1.2. Производительность систем пенотушения Производительность стационарных систем пенотушения и количество пенообразователя определяются исходя из расчетных поверхностей, по которым должна быть распределена пена, либо объема защищаемых помещений, в зависимости от кратности пены, интенсивности подачи раствора и продолжительности работы системы, указанных в табл. 1 и в рекомендуемом приложении 1 (табл. 2). Если система пенотушения применяется в нескольких помещениях, в качестве расчетного принимается то помещение, для защиты которого требуется наибольшее количество пены. Таблица 1
Нормы для расчета системы пенного пожаротушения
2.1.3. Питание системы пенотушения водой должно осуществляться от насосов системы водяного пожаротушения или специального насоса, подача которых должна быть достаточной для получения пены в объеме, определяемом согласно табл. 1. Если применяются насосы водяного пожаротушения, должна быть учтена совместная работа систем в соответствии с РД 5.5005-80. 2.1.4. На нефтеналивных судах система пенного пожаротушения должна обеспечивать подачу пены в любой наливной отсек со вскрытой палубой, а также в любой район палубы наливных отсеков. Пена для этих целей должна подаваться через лафетные стволы и переносные воздушно-пенные стволы или генераторы пены. Схемы с применением воздушно-пенных стволов и генераторов пены показаны на черт. 6 и 7 рекомендуемого приложения 5. При применении пены средней кратности количество пенообразователя должно быть не менее расчетного и достаточным для работы расчетного количества генераторов пены и дополнительно одного установленного лафетного ствола в течение 10 мин. 2.1.5. На нефтеналивных судах дедвейтом менее 4000 т, строящихся по Правилам Регистра СССР, для защиты грузовой палубы должны применяться генераторы пены производительностью не менее 25 % расчетного количества, необходимого для покрытия пеной одного наибольшего отсека. 2.1.6. Производительность генераторов пены, установленных на морских судах, не должна быть менее 360 дм3/мин при давлении перед генератором около 0,6 МПа (6 кгс/см2). Дальность полета пенной струи не должна быть менее 8 м. Производительность генераторов пены, устанавливаемых в дополнительной системе пенотушения (применяемой сверх требований Правил Регистра СССР), не должна быть менее 170 дм3/мин. (Под дополнительной системой пенотушения в настоящем стандарте понимается дополнительное оснащение системы водяного пожаротушения устройствами и оборудованием для подачи пенообразователя в магистраль водяного пожаротушения).
2.1.7. Для защиты взлетно-посадочных площадок (ВПП) и грузовой палубы нефтеналивных судов дедвейтом 4000 т и более должны применяться лафетные стволы и переносные пенные устройства (воздушно-пенные стволы или генераторы пены). (Схема системы показана на черт. 8 рекомендуемого приложения 5). Требования и нормы по защите ВПП принимаются по документации, утвержденной в установленном порядке. На самоходных нефтеналивных судах внутреннего плавания классов "М" и "О" грузоподъемностью 2000 т и более должны быть установлены лафетные стволы. 2.1.8. Производительность любого лафетного ствола по раствору должна быть не менее 0,05 дм3/с на 1 м2 площади палубы, защищаемой этим стволом, но не менее 21 дм3/с. При наличии системы инертных газов производительность лафетных стволов, защищающих грузовую палубу нефтеналивного судна, должна приниматься не менее 0,03 дм3/с на 1 м2 этой площади. Каждый лафетный ствол должен обеспечивать дальность полета пенной струи не менее 40 м и подачу не менее 50 % расчетного объема пены. 2.1.9. Количество лафетных стволов, защищающих грузовую палубу, должно быть принято исходя из необходимости расположения их по одному стволу с каждого борта на носовой части палубы кормовой надстройки или рубки первого яруса. Если длина палубы грузовых наливных отсеков превышает 40 м, устанавливается по одному лафетному стволу дополнительно на специальных площадках, расстояние между которыми не должно превышать 75 % дальности полета пенной струи. 2.1.10. Количество и расположение лафетных стволов, защищающих взлетно-посадочные площадки, должно выбираться исходя из необходимости защиты каждого посадочного места не менее чем двумя струями пены с учетом влияния ветра от хода судна. 2.1.11. Если в системе тушения высокократной пеной применен пенообразователь, работающий на пресной воде (см. черт. 19 и 20 рекомендуемого приложения 5), то ее запас в количестве не менее, чем требуется для однократного заполнения пеной защищаемого помещения, должен находиться в цистерне на станции. Остальная вода может подаваться из судовых запасов. Устройства (насосы, арматура и т.п.), обеспечивающие подпитку цистерны пресной воды, должны находиться вне защищаемого помещения, питаться от основного источника и аварийного дизель-генератора и иметь производительность, достаточную для непрерывной работы системы, согласно табл. 1. 2.1.12. На морских судах дополнительная система пенотушения с подачей пенообразующего раствора в магистраль системы водяного пожаротушения, предусматриваемая сверх требований Правил Регистра СССР, должна выполняться в объеме согласованном с Регистром СССР и заказчиком. 2.1.13. При проектировании системы следует использовать действующую нормативно-техническую документацию, приведенную в справочном приложении 9. 2.1.14. При разработке принципиальных схем системы используются типовые схемы, приведенные в рекомендуемом приложении 5 (черт. 1-20).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|