Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 4. Деление понятия «по действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации»




Задание 1. Понятие «виновность», «невиновность»

Формулировка:

1. Определите вид отношения между понятиями.

2. Изобразите графически эти отношения с помощью круговых схем.

Содержание:

Понятие «виновность», «невиновность».

Решение

1. Установим, имеют ли понятия общие элементы объема.

В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками.

2. Определим вид отношения совместимости: Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчены.

3. Изобразим графически эти отношения

 

 

 


Задание 2. Понятие «Москва»

Формулировка:

1. Обобщите понятие.

Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом (но с большим содержанием) к понятию с большим объемом (но меньшим содержанием).

2. Ограничьте понятие.

Ограничить понятие – перейти от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом.

Содержание:

Понятие «Москва»

 

Решение

 

1. Обобщить понятие «Москва», то есть, осуществим переход от понятия с меньшим объемом, с большим содержанием «Москва» к понятию большим объемом, но с меньшим содержанием «Столица страны»

2. Ограничим понятие «Москва», то есть осуществим переход от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием журнал к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием «Москва вечерняя». При этом можно использовать операцию деления, видоизменяя признаки понятия «Москва», то есть найти его члены деления.

 

Задание 3. Определение понятия «санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы»

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия»

2. Установите правильность определения, в неправильном определении укажите, какое правило нарушено

Содержание:

Определение понятия санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы

2. Проверим соблюдение правил:

Соразмерности, неотрицания, четкости и ясности.

 

Решение

 

Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности. В логике выделяются следующие правила.

Во-первых, определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке «несоразмерности определения», которая имеет две разновидности.

а) Слишком широкое определение: например, «Логика – наука о мышлении», где трудно отличить логику от психологии, физиологии, философии, которые тоже изучают мышление,

б) Слишком узкое определение: например, «Логика – наука о формах мышления», где не учитывается, что формы мышления это только часть предмета логики.

Во-вторых, определение не должно заключать в себе круга. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, «Свет есть световое движение светящихся тел».

В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений. Например, «Жизнелюб – это человек, который любит сам пожить и другим не мешает»

В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая при этом, чем он является. Таково, например, определение «Логика – это не социология». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется (например, «Антипатия – это чувство неприязни, нерасположения»).

В-пятых, нельзя допускать логические противоречия в самом определении. Так, например, понятия «отстающий» и «примерный» не могут быть применены для характеристики одного и того же студента, ибо они логически противоречивы.

Следовательно, учет правил определения понятий помогает человеку совершенствовать логику рассуждений, избегать логических ошибок в его деятельности.

Данное определение соответствует всем правилам.

 

Задание 4. Деление понятия «по действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации»

 

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «деление понятия»

2. Установите правильность деления понятия, в неправильном делении определения, как правило, нарушены.

Содержание:

1. В данном делении выделим структурные элементы.

Логические операции предполагают уяснение отношений между понятиями не только по содержанию, но и по объему. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Ее сущность заключается в расчленении известного класса предметов, охваченных данным понятием, на более мелкие классы.

Деление это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление – в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

В данном случае происходит деление по действию в пространстве государственных органов.

2. Проверим правило соразмерности, одного основания, несовместимость деления, последовательность деления.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Правило первое. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В + С = А. Например, в утверждении «звуки делятся на согласные и гласные» это правило учтено. Данное правило гарантирует от двух ошибок: а) неполного (с остатком) деления. Так, деление понятия «право» на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления. Например, утверждение «По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные» будет широким, с избытком. В этом предложении понятие «одушевленные» явно лишнее.

Правило второе. Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «подмена основания» Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаряиз романа «Поднятая целина» М. Шолоховак односельчанам: «Уважаемые граждане и старушки!» Здесь смешаны два основания – обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

Правило третье. Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке «скачок в делении». Такую ошибку совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.

Правило четвертое. Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: «Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические». Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления «несправедливые войны» и «захватнические войны» не исключают друг друга.

В данном случае деление проводится по одному из оснований, так же оно соразмерно и последовательность в делении не нарушена.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...