Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить «обратную связь» в отношении контроля своевременности и качества, повысить их доступность. В этих целях будет осуществлена разработка концепций инновационного развития сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, а также обеспечено отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов (отраслей) экономики и социальной сферы. В концепциях инновационного развития соответствующих секторов будут предложены необходимые меры по внедрению технологических и организационных инноваций, направленных, в том числе, на обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества предоставления услуг населению, формированию системы непрерывного образования и «управления знаниями», системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау). Для реализации концепций будут сформированы необходимые управленческие механизмы, включая: определение структурных подразделений в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за инновационное развитие соответствующей сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных, образовательных организаций, представителей бизнеса и общественности; определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития соответствующей сферы, включая объем финансирования НИОКР, для всех управленческих уровней;
совершенствование механизмов планирования исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг, с учетом лучшего мирового опыта, учета предложений профессиональных ассоциаций; формирование (или конкурсный отбор) и обеспечение поддержки деятельности организационных структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению технологических и организационных инноваций на отраслевом уровне; формирование баз данных технологических и организационных инноваций в соответствующей сфере, создание необходимых интернет-ресурсов для их публикации и обсуждения; формирование технологических дорожных карт для планирования разработки конкретных технологий/продуктов, формирование перспективных «технологических платформ». При этом будет обеспечено проведение экспертизы (в том числе с привлечением иностранных экспертов) новизны и инновационности предлагаемых технологий относительно мирового уровня. Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере, будет проведена работа по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, включая: принятие новых или пересмотр технических регламентов, стандартов, требований к качественным характеристикам закупаемой (финансируемой) продукции и услугам в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд и государственных заданий, увязка планов внедрения новых технологий государственными и муниципальными учреждениями с устанавливаемыми требованиями; формирование правовых механизмов передачи в частное управление клиник, учреждений образования и культуры, иных объектов социальной инфраструктуры, при гарантированном обеспечении частными управляющими компаниями выполнения государственных заданий;
совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры; Важным направлением станет разработка программ институционального развития Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, направленных на обеспечение использования потенциала фундаментальной и прикладной науки на цели модернизации системы образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства. При этом будет обеспечена максимально тесная интеграция институтов государственных академий с соответствующими «отраслевыми» вузами, активизировано сотрудничество с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства. Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Государственные закупки В настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации. Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться: расширение способов и процедур размещения, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных переговоров, предквалификацию и т.д.). На первом этапе такое расширение будет происходить в отношении конкретных закупок по решению Правительства Российской Федерации. По мере накопления и анализа опыта проведения таких закупок, минимизации коррупционных рисков, наиболее эффективные процедуры будут институционализированы в законодательстве и распространены на более широкий круг закупок;
повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей и детализацию процедур проведения экспертной оценки качества представляемых заявок; разработка пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент. В рамках реализации таких пилотных проектов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные потребности органов власти и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой. При идентификации перспективных потребностей будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза (в т.ч. по методологии Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные целевые программы и т.д.). Будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня технологий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при госзакупках. Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок.
VI. Эффективная наука Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3, 5 тыс. организаций (в 2008 году – 3666), в которых работает более 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы (до кризиса 2008 года) росли в абсолютном выражении, но при этом по отношению к ВВП составляют чуть более 1 % (в 2008 году – 1,04%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей намного превышает крупнейшие страны Европы, любую из стран Европы. Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в специализированных научно-исследовательских организациях (в том числе, чуть более 20% в организациях государственных академий наук) и конструкторских организациях (более 20%). Несмотря на тенденцию к опережающему росту в предкризисные годы доли вузовского сектора науки (рост доли персонала занятого ИР с 4,2% в 2005 году до 5,3% в 2008) и численности занятых исследованиями и разработками на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,8%), эти сегменты науки остаются относительно недоразвитыми по отношению к другим странам. По раду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей, а удельные затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-5 раз ниже, чем странах ОЭСР. Низкой по отношению к развитым странам остается и результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной активностью и индексами цитирования. Отчасти такое положение связано с тем, что в России низка доля финансирования науки из внебюджетных источников, но одним из главных факторов является низкая эффективность самих государственных расходов, неоптимальная структура сектора, характеризуемая большим числом неэффективных организаций и исследовательских подразделений. Глобально конкурентоспособный и динамично развивающийся сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования. Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям.
Эффективный сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и общества, обеспечивать тесное взаимодействие между сферой фундаментальных, прикладных исследований и сектором высшего образования, а также эффективно осуществлять коммерциализацию новых технологических решений. Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая повышение качества кадрового потенциала, реструктуризацию сети научных организаций, радикальное повышение эффективности расходования выделяемых на поддержку науки средств, наращивания исследовательского потенциала на ключевых направлениях, инвентаризацию созданных компонент национальной инновационной системы, развитие инструментов и механизмов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса. Решение указанных задач будет достигаться за счет реализации мер по трем основным направлениям повышения эффективности и результативности: Первое - аудит качества действующих организаций, и при необходимости принятие решений об их реструктуризации (ликвидации неэффективных структурных подразделений, слиянии организаций, изменении организационно-правовой формы, приватизации и т.п.), что должно привести к сокращения числа неэффективно работающих учреждений в сфере науки и образования и ликвидации неэффективных структурных подразделений, полностью утративших потенциал для проведения исследований на современном уровне, концентрации работоспособных кадров в эффективных организациях и повышении уровня их материально-техническо оснащенности. Второе - повышения эффективности работающих организаций путем создания дополнительных стимулов к повышению результативности работы отдельных исследователей и исследовательских коллективов, формирования новых моделей карьерного роста и продвижения исследователей и руководителей, реализующих принципы позитивного отбора наиболее талантливых из них. Третье - дальнейшей концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и формирования сети научно-исследовательских центров, исследовательских университетов и центров превосходства, обладающих глобальной конкурентоспособностью и обеспеченных материально-техническими и информационными ресурсами для проведения исследований на уровне лучших мировых центров в соответствующей области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|