Определение основных параметров
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Институт транспортной техники и систем управления (ИТТСУ) Кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство" B.C. РУДНЕВ ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА Методические указания к курсовому проекту По дисциплине «Подвижной состав железных дорог» МОСКВА- 2013 ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Институт транспортной техники и систем управления (ИТТСУ)
Кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство"
B.C. РУДНЕВ
ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов II курса специальности 190300 «Подвижной состав железных дорог»
МОСКВА- 2013 УДК 629.424 Р-83
Руднев В.С. Выбор основных параметров экипажной части и компоновочной схемы тепловоза: Методические указания. – М.: МИИТ, 2013. – 56 с.
Приведены методические и справочные материалы, позволяющие студентам самостоятельно выполнять расчеты и выбор основных параметров экипажной части и компоновочной схемы тепловоза.
Ил. 10, табл. 6, библиогр.: 8 назв.
ã ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения, 2013
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………….5 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА…………………………………………...8 2. ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ ТЕПЛОВОЗА…………………………………………..13 3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО КОМПОНОВКА НА ТЕПЛОВОЗЕ………………………………………18
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОВОЗА…………………………………………..28 5. РАСЧЕТ ВЕСА (МАССЫ) СОСТАВА ПОЕЗДА С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ……………………………………35 6. РАСЧЕТ ОСНОВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДА ПО УЧАСТКУ……………. 38 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ВРЕМЕНИ ХОДА ПОЕЗДА ПО УЧАСТКУ…….40 8. РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА ТЕПЛОВОЗОМ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ…………………………………….. 42 9. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ВПИСЫВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА В КРИВУЮ ЗАДАННОГО РАДИУСА……………. 43 ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ……….. 51 ЛИТЕРАТУРА……………………………………….53
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебной программой по дисциплине «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ» и предназначены для студентов II курса специальности 190300 «Подвижной состав железных дорог». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ» учебным планом подготовки инженеров по специальности 190300 «Подвижной состав железных дорог» в транспортных вузах отнесена к числу фундаментальных дисциплин специальности. Она является начальным специальным курсом, своего рода «введением в специальность», который обеспечивает непрерывность профессиональной подготовки студентов с первого курса их обучения. Дисциплина «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ» читается опытными лекторами кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» во 2-м семестре 2 курса и используется для привлечения и подготовки студентов младших курсов к учебным исследованиям и научной работе, выполняемой преподавателями кафедры. Курсовое проектирование предусматривает самостоятельное решение задач, возникающих при эскизном проектировании автономного локомотива и определении основных показателей тепловозной тяги, а также практическое закрепление теоретической части дисциплины «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ».
В основу методических указаний положены традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа, многолетний опыт работы ее преподавателей по совершенствованию методики преподавания специальных дисциплин и чтения автором лекционного курса по дисциплине «ЛОКОМОТИВЫ (общий курс)». В методических указаниях приведены также сведения о рейтинговой системе контроля успеваемости и оценки знаний студентов по дисциплине «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ», успешно применяемой на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Методические указания были рассмотрены на заседании кафедры 07 февраля 2013г. и рекомендованы к опубликованию. Содержание проекта. Курсовой проект должна содержать пояснительную записку объемом 30-35 страниц и графическую часть (общий вид тележки тепловоза) на листе ватмана формата А1. Спецификация к чертежу выполняется на отдельном листе формата А4 и помещается в приложении к пояснительной записке. Пояснительная записка должна начинаться с введения, в котором необходимо указать цели и задачи работы, отразить значение тепловозов для экономического развития страны. В заключительной части проекта студент выполняет (по личному желанию) УИРС по теме, предложенной преподавателем в индивидуальном задании. Текст пояснительной записки сопровождается необходимыми рисунками, графиками и таблицами. В заключении приводятся основные результаты выполненной курсовой работы и делаются выводы. Исходные данные на выполнение курсового проекта: - эффективная мощность дизеля тепловоза Nе, кВт; - число секций; - допустимая статическая нагрузка от оси на рельсы , кН; - тип тяговой передачи; - длина тягового плеча S, км; - крутизна расчетного подъема i, %0; - масса четырехосного вагона, т; - минимальный радиус проходимой кривой R, м; - индивидуальное задание. Необходимо рассчитать или выбрать: - основные параметры проектируемого тепловоза; - конструкцию узлов экипажной части тепловоза; - компоновку силового и вспомогательного оборудования на тепловозе и произвести его развеску; - тяговую характеристику проектируемого тепловоза; - вес (массу) состава поезда с учетом ограничений по условиям эксплуатации;
- сопротивление движению поезда по участку; - среднюю скорость движения и время хода поезда по участку: - расход топлива тепловозом на тягу поездов; - выполнить геометрическое вписывание тепловоза в кривую заданного радиуса методом параболической диаграммы. Оформление проекта. При выполнении и оформлении курсового проекта необходимо придерживаться следующих положений: 1. Пояснительная записка составляется на стандартных листах формата А4 (размером 210 х 297 мм) с оставлением полей, мм: левое – 30, правое – 15, верхнее – 20, нижнее - 20. Записка должна быть представлена в печатном виде с использованием одного из текстовых редакторов. 2. В пояснительной записке должны быть аккуратно и разборчиво, без сокращения слов, кратко изложены необходимые материалы по каждому пункту задания. Текст следует печатать через 1,5 интервала; размер шрифта – 14. 3. Расчетные формулы набираются в редакторе формул. Сначала формула приводится в общем (аналитическом) виде. Далее поясняются значения величин, входящие в формулу, а затем подставляются числовые величины и записывается результат с указанием единиц измерения. Все формулы должны иметь сквозную нумерацию. 4. Графические построения выполняются на миллиметровой бумаге остро заточенным простым карандашом или на компьютере. На осях координат проставляются буквенные обозначения и единицы измерения соответствующих величин. 5. Все рисунки и таблицы должны иметь наименования и сквозную нумерацию. Примером оформления могут служить рисунки и таблицы, приведенные в тексте настоящих методических указаний. 6. При использовании в работе числовых данных, методик, зависимостей и т.д. из литературных источников нужно сделать ссылку на эту литературу, например, [8]. Список использованной литературы приводится в конце пояснительной записки и оформляется по аналогии со списком рекомендуемой учебной литературы, приведенным в настоящих указаниях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА 1.1 Сцепной вес секции тепловоза является одной из важнейших эксплуатационных характеристик локомотива, которая в основном определяет его тяговые возможности в режимах трогания с места и разгона с составом поезда.
Сцепным весом называется вес локомотива Рсц, приходящийся на движущиеся колесные пары (сцепные оси), с помощью которых при взаимодействии с рельсами создается сила тяги. Для современных тепловозов, у которых все оси колесных пар являются сцепными, сцепной вес Рсц равен служебному весу - весу конструкции локомотива с локомотивной бригадой, полным запасом воды и масла и двумя третями расходуемых материалов: топлива и песка. Сцепной вес секции тепловоза Рсц зависит от допустимой статической нагрузки от оси на рельсы [ 2П ], числа осей секции локомотива noc и рода службы локомотива, кН:
, (1) где а – коэффициент, учитывающий род службы проектируемого тепловоза; можно принять: для грузовых и маневровых тепловозов а =1; для пассажирских – а = 0,85÷0,9; [ 2П ] - допустимая статическая нагрузка от оси колесной пары на рельсы, кН (из задания); nос - число сцепных осей секции; принимается в соответствии с колесной формулой локомотива - аналога (серийный тепловоз, наиболее близкий к проектируемому по эффективной мощности Nе, типу передачи и роду службы). 1.2 Диаметр движущих, колес Дк определяется величиной допустимых контактных напряжений на единицу длины диаметра колеса, мм: Дк , (2) где - допустимая удельная нагрузка на 1 мм длины диаметра колеса, кН/мм; принимается в пределах: для грузовых и маневровых тепловозов =0,24-0,27 кН/мм; для пассажирских - =0,2-0,23 кН/мм. Полученная расчетная величина Дк унифицируется, то есть приводится к стандартным диаметрам бандажей новых (не изношенных) колес. В соответствии с ГОСТ 25463-82 «Тепловозы магистральные железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования» диаметры бандажей новых колес для тепловозов составляют 1050 и 1250 мм. Для дизель-поездов и рельсовых автобусов величина Дк принимается равной 950 мм. Необходимо отметить, что диаметр движущих колес - важнейший тяговый и конструктивный параметр проектируемого локомотива. С одной стороны увеличение Дк, как правило, может повысить тяговые качества локомотива, позволит снизить расходы топлива на движение самого тепловоза, т.к. уменьшаются силы сопротивления движению от трения качения и скольжения колес по рельсам, упрощается размещение элементов тягового привода и ряд других. С другой стороны увеличение величины Дк неизбежно приведет к росту динамических нагрузок в системе «колесо-рельс» из-за увеличения неподрессоренного веса ходовой части и увеличению высоты тележек и самого проектируемого локомотива и ряд других.
1.3 Длина секции проектируемого тепловоза по осям автосцепок LТ (рис.1) пропорциональна эффективной мощности силовой установки Nе. Ее окончательная величина устанавливается в процессе компоновки оборудования проектируемого тепловоза. Предварительно величина LТ может быть определена с помощью следующих эмпирических зависимостей, мм:
LТ=Nе(27 - 0,011∙Nе) при Nе 1000 кВт; LТ= Nе(13 - 0,0012∙Nе) при Nе=1000-3000 кВт; (3) Lт=7·Ne(1 - 6∙10-5∙Nе) при Nе 3000 кВт, где Nе - эффективная мощность одной секции тепловоза, кВт (из задания). При предварительной оценке длины секции тепловоза необходимо руководствоваться следующими положениями: максимальная длина секции LТmах ограничивается техническими требованиями на длину ремонтных стойл депо и минимальным радиусом кривых на участках обращения локомотива, а минимальная длина секции LТmin –прочностью верхнего строения пути и искусственных сооружений (например, мостов). Таким образом, при проектировании локомотива должно быть выполнено следующее условие: LТmin LТ LТmах. (4) Минимальная длина секции тепловоза Lтmin может быть определена из следующего выражения, мм: LТmin=1000·Рсц / , (5) где -предельно допустимая нагрузка на 1 метр пути, кН/м; для магистральных железных дорог можно принять =73,5 кН/м; для путей, подлежащих реконструкции и промышленных предприятий =88,5 кН/м. Максимальная длина секции тепловоза LТmах по осям автосцепок в соответствии с ГОСТ 25463-82 и техническими требованиями на магистральные тепловозы нового поколения мощностью 2500-3500 кВт в одной секции с электрической передачей устанавливается не более 22800 мм; для промышленных тепловозов с гидропередачами величина LТmах устанавливается не более 14500 мм. 1.4 База секции тепловоза lб – это расстояние между шкворнями (центрами поворота тележек в кривых относительно оси рамы тепловоза) или геометрическими центрами тележек одной секции локомотива (см. рис. 1) Предварительно, база секции lб может быть установлена из следующего выражения, мм: lб=е·LТ, (6) где е - эмпирический коэффициент; принимается равный: для тепловозов с трехосными тележками и длиной до 20 м е = 0,5÷0,52; для магистральных тепловозов с трехосными тележками длиной 20 м и более е =0,57÷0,6; для промышленных тепловозов с двухосными тележками е =0,48÷0,52. 1.5 Длина основных элементов кузова и подкузовных частей проектируемого магистрального тепловоза связаны между собой уравнением габаритного баланса локомотива (см. рис.1) nk·lk+lмаш +lхол=nТ·lТ+2·lсв+lмт, (7) где lk - длина кабины машиниста, мм; lмаш - длина машинного отделения, мм; lхол - длина холодильника, мм; lТ - длина тележки, мм; lсв - длина свеса рамы локомотива относительно наружных габаритов тележки, мм; lмт - длина межтележечного пространства, мм; nk - число кабин машиниста секции тепловоза; nТ - число тележек секции тепловоза. Длина машинного отделения lмаш зависит от мощности и габаритных размеров силовой установки (дизель-генератора или дизель-гидропередачи) тепловоза, м:
lмаш= , (8) где Nе - эффективная мощность силовой установки локомотива, кВт (из задания).
Рис. 1. Габаритный баланс локомотива Длина кабины машиниста lк с учетом норм техники безопасности и производственной санитарии может быть принята равной lк = 2 м. Длина тележки lТ зависит в первую очередь от осевой формулы, а также типа привода колесных пар и эффективной мощности силовой установки. В первом приближении длину тележки lт можно определить из следующего выражения, м: lТ=(1,7÷1,9)∙no, (9) где no - число сцепных осей в тележке. При традиционной компоновке охлаждающих устройств дизеля тепловоза в виде шахты холодильника с вентиляторами охлаждения ориентировочная длина холодильника lхол может быть определена из следующего эмпирического выражения, м: l хол=5,6∙10-4·Ne +1,14, (10) где Nе - эффективная мощность силовой установки локомотива, кВт (из задания). Длину одного свеса рамы локомотива lсв можно принимать равной lсв = 1,25 м. Длина межтележечного пространства lмт зависит от емкости топливного бака тепловоза и первоначально может быть определена из уравнения (7), м: lмт = nk·lk + lмаш+ lхол- nТ·lТ - 2∙lсв (11) При выполнении окончательной компоновки оборудования на тепловозе (пункт 3.2) величина lмт может быть уточнена. 1.6. Ширина и высота проектируемого тепловоза. Максимальная ширина строительного очертания локомотива Вл ограничена габаритом подвижного состава 1-Т (ГОСТ 9238-83) и может быть принята равной Вл =3400 мм. Высота строительного очертания тепловоза Нл определяется от уровня верха головки рельса. В соответствии с габаритом подвижного состава 1-Т максимальное значение величины Нл составляет Нл =5300 мм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|