Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тригорская икона Божией Матери




Тригорская икона Божией Матери

Опубликовано 11.09.2013

Является списком «Чернигово-Ильинского» образа Пресвятой Богородицы. «Материал для историко-топографического исследования о монастырях Российской империи» 1890 г. гласит: «Здесь находится икона Божией Матери, к которой с особенным усердием притекают жители всей восточной половины Волынской епархии» (она включала тогда земли нынешних Волынской и Ровненской областей, а также часть Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой). В архивах найден рапорт архимандрита Досифея за 1867 г. о чуде перед Тригорской иконой. По словам настоятеля, в обитель «пришел немой юноша, лет семнадцати, без обуви, в одежде, едва прикрывавшей наготу». Его приняли как странника и обращались с ним ласково. Умея объясняться письменно, юноша выразил желание остаться в монастыре и соглашался на любую работу. На вопросы настоятеля странник сообщил о себе, что он, Павел Иванович Гусинский, родился под Кременцом на Волыни в православной дворянской семье. Еще при жизни родителей с Павлом случилась беда: он упал со стога сена и ударился головой о грабли. Их зубцы вонзились в голову Павла, и он потерял сознание, а когда очнулся, то уже не мог говорить. После смерти родителей разные несчастья лишили юношу остатков имущества, и он пошел странствовать по добрым людям и святым местам. Во время беседы со странником настоятель заметил, что тот очень простужен: его кожа была покрыта красными пятнами, как при кори, а в голове и груди юноша чувствовал сильную боль. Архимандрит поручил одному из послушников ухаживать за больным. Но спустя короткое время состояние Павла значительно ухудшилось. Павел начал ожидать смерти и попросил братию совершить акафист Божией Матери. Просьбу исполнили, и вскоре страннику стало лучше. Настоятель посоветовал Павлу подготовиться к Святому Причастию. На следующее утро юноша встал, сам пришел в храм, благоговейно молился всю Божественную литургию и принял Причастие. После этого Павел почувствовал себя совершенно здоровым и даже начал выговаривать отдельные слова. Так стало исполняться пророчество Божией Матери, Которая еще до болезни явилась юноше и обещала исцелить его от немоты. Спустя время, в праздник отдания Пасхи, Павел пришел в храм на вечерню, поднялся на клирос и запел: «Христос Воскресе!» В завершение своего рассказа архимандрит сообщает: «С тех пор открылись его уста, и стал он говорить всё яснее и свободнее, а сейчас говорит так, будто и не был никогда немым. Теперь он живет в монастыре, поет на клиросе, учится читать по-церковному и немного помогает в саду». В годы гонений на Церковь верующим удалось сохранить Тригорскую икону, в 1941 г. она возвращена в обитель. В 2007 г. по усердной молитве перед святыней исцелился 7-летний Георгий Слепченко из г. Винницы (с младенчества не умевший говорить, он обрел дар речи).

История

Основание

■ Под 1611 г. Острожская летопись сообщает: «Божиею благодатию начася монастир Тригорський… над рикою Тетервью, Преображения Спасителева, отцем Кирилом, любарским игуменом».

■ Существовала версия и о более раннем основании обители: ее старинный синодик гласил, что «монастырь Тригорский в первих наречен быть Пустинский, его же созда сиательный князь Владимер Житомирский року 1583 и прилучил его до монастыря Бердичевскаго ради леса и риб», о чём «прочтох з книг ратушных Киевских р(оку) Божия 1600 аз смиренний иеромонах Иоиль, иконом монастыря Бердичевскаго». Однако в кон. XVI в. в Житомире не было князя (город входил в Волынское воеводство Польши)! «Инвентарь» Тригорской обители 1775 г. отмечает, что монастырь «начало основания своего имел еще от времен Владимира, князя Житомирского, который основывал в разных местах монастыри», но позже обитель сожгли враги, а «по немалом времени» после разорения ее возродили в 1613 г. вельможи Вороничи.

■ Считая сведения синодика не вполне точными и доверяя больше «Инвентарю», историограф монастыря Анатолий Малевич (1898) предположил, что под «князем Владимиром Житомирским» подразумевали Владимира Ольгердовича (в 1362–1394 гг. он правил удельным Киевским княжеством, включавшим Житомир, и благотворил Православной Церкви). В «Инвентаре» помещена также копия грамоты Николая Воронича 1613 г. По ее словам, игумен Любарской обители Кирилл попросил Воронича, чтобы тот выделил инокам землю для устройства нового, пустынного монастыря, и просьба была исполнена.

Продолжение истории

■ В 1644 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила писал в книге «Лифос» («Камень»): «Посмотри на общежительный монастырь Тригорский, и там увидишь до 80-ти иноков, пребывающих в великом смирении и строгой жизни». В годы Хмельниччины обитель подверглась разорению (в житомирских актовых книгах Тригорский игумен Никифор Онушкевич оставил запись о том, что «немецкие и иные своевольные толпы людей, года 1651… разных дней нападая на монастырь», обратили его в развалины).

■ В 1-й пол. XVIII в. обитель стала униатской, но православные традиции жили здесь до конца столетия. По этой причине при монастыре действовала не только латинская, но и русская школа. С 1777 г. обитель содержала благотворительную больницу. В 1839 г. монастырь был возвращен в лоно Православия. Митрополит Иосиф (Семашко) († 1868), обративший в Православие многих униатов Беларуси и Украины, сделал местного игумена Леонтия Скибовского († 1868) своим соратником. По поручению владыки Иосифа о. Леонтий в 1839–1841 гг. выезжал на многочисленные приходы Житомирщины и Киевщины, где тактично устранял возникавшие среди униатов недоразумения относительно православных богослужений. В Тригорье под надзор о. Леонтия присылали оппозиционных униатских священников и монахов, чтобы они могли подробнее изучить православное богословие и пересмотреть вопрос об оправданности унии 1596 г. Усердные труды игумена были почтены саном архимандрита (1839).

■ Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь.

Архитектура

Обитель занимает овальную в плане площадку на вершине скалистого холма над руслом реки Тетерев. На рукописном Волынском Евангелии 1-й пол. XVII в. ученые нашли надпись: «Сия книга рекомая Евангелие… толковое… сложена и придана есть церкви Божои Святой Тройцы в обители Тригорской» (по мнению Малевича, храм был деревянным). В 1651 г. храм был разрушен вследствие событий Хмельниччины. Согласно «Инвентарю», новая церковь, также деревянная, была сооружена в 1685 г. в честь Преображения Господня. При униатском настоятеле Адриане Шубовиче львовский архитектор Иоганн Шнайдер соорудил (или капитально перестроил) в 1782 г. каменный братский корпус, который, будучи размещен на косогоре, имеет на севере один этаж, на юге — два. В 1837 г. настоятель Леонтий Скибовский пристроил к Преображенской церкви приделы свт. Николая Мирликийского (левый) и свт. Василия Великого (правый). В 1848–1852 гг. о. Леонтий пристроил к братскому корпусу теплый каменный храм Богоявления (уничтожен в 1939 г.), в 1854 г. начал постройку каменного Преображенского храма, оконченного в 1873 г. (расположен севернее братского корпуса, в центре площадки). В 1920-х годах тригорский житель Николай Антоненко выполнил роспись Преображенского храма, существующую поныне. На сельском кладбище братией выстроена деревянная часовня св. вмц. Варвары с включением остатков разрушенной в советское время одноименной деревянной церкви кон. XVIII в.

Тригорская икона Божией Матери

Опубликовано 11.09.2013

Является списком «Чернигово-Ильинского» образа Пресвятой Богородицы. «Материал для историко-топографического исследования о монастырях Российской империи» 1890 г. гласит: «Здесь находится икона Божией Матери, к которой с особенным усердием притекают жители всей восточной половины Волынской епархии» (она включала тогда земли нынешних Волынской и Ровненской областей, а также часть Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой). В архивах найден рапорт архимандрита Досифея за 1867 г. о чуде перед Тригорской иконой. По словам настоятеля, в обитель «пришел немой юноша, лет семнадцати, без обуви, в одежде, едва прикрывавшей наготу». Его приняли как странника и обращались с ним ласково. Умея объясняться письменно, юноша выразил желание остаться в монастыре и соглашался на любую работу. На вопросы настоятеля странник сообщил о себе, что он, Павел Иванович Гусинский, родился под Кременцом на Волыни в православной дворянской семье. Еще при жизни родителей с Павлом случилась беда: он упал со стога сена и ударился головой о грабли. Их зубцы вонзились в голову Павла, и он потерял сознание, а когда очнулся, то уже не мог говорить. После смерти родителей разные несчастья лишили юношу остатков имущества, и он пошел странствовать по добрым людям и святым местам. Во время беседы со странником настоятель заметил, что тот очень простужен: его кожа была покрыта красными пятнами, как при кори, а в голове и груди юноша чувствовал сильную боль. Архимандрит поручил одному из послушников ухаживать за больным. Но спустя короткое время состояние Павла значительно ухудшилось. Павел начал ожидать смерти и попросил братию совершить акафист Божией Матери. Просьбу исполнили, и вскоре страннику стало лучше. Настоятель посоветовал Павлу подготовиться к Святому Причастию. На следующее утро юноша встал, сам пришел в храм, благоговейно молился всю Божественную литургию и принял Причастие. После этого Павел почувствовал себя совершенно здоровым и даже начал выговаривать отдельные слова. Так стало исполняться пророчество Божией Матери, Которая еще до болезни явилась юноше и обещала исцелить его от немоты. Спустя время, в праздник отдания Пасхи, Павел пришел в храм на вечерню, поднялся на клирос и запел: «Христос Воскресе!» В завершение своего рассказа архимандрит сообщает: «С тех пор открылись его уста, и стал он говорить всё яснее и свободнее, а сейчас говорит так, будто и не был никогда немым. Теперь он живет в монастыре, поет на клиросе, учится читать по-церковному и немного помогает в саду». В годы гонений на Церковь верующим удалось сохранить Тригорскую икону, в 1941 г. она возвращена в обитель. В 2007 г. по усердной молитве перед святыней исцелился 7-летний Георгий Слепченко из г. Винницы (с младенчества не умевший говорить, он обрел дар речи).

Магистрат  

памятник архитектуры, 1789 г.

Адрес: г. Житомир, ул. Кафедральная, 3 Роскошное двухэтажное здание ратуши на Замковой горе в Житомире было построено для житомирского магистрата в XVIII в. Выполнено в формах неоренессанса, отличается выдержанностью и строгостью архитектурных форм. Хоть здание сильно пострадало в годы Второй мировой войны, в 1951 г. было полностью восстановлено. Некоторое время в нем размещались жилые квартиры. После завершения ремонтных работ работ в быв. здании магистрата планируют разместить Житомирский краеведческий музей.

Гранитный карьер  

памятник природы

Адрес: с. Тригорье, 4 км в сторону с. Новая Рудня Большой затопленный гранитный карьер неподалеку от Новой Рудни. Живописные берега, поросшие сосновым лесом, окружают обрывистые гранитные скалы. Место малоизвестное и малолюдное, пока еще чистое.

Михайловский кафедральный собор  

культовое сооружение, 1856 г.

Адрес: г. Житомир, ул. Киевская, 18 Свято-Михайловский кафедральный собор в Житомире считается выдающимся памятником архитектуры XIX в., принадлежит к самым старым каменным культовым сооружениям города. Построен на средства житомирского купца Михаила Хаботина, который впоследствии был похоронен под алтарной частью церкви. Здесь был окрещен известный пианист Святослав Рихтер. До 1927 года Михайловская церковь действовала как храм украинской автокефальной православной общины, затем была закрыта. В советские времена здесь размещалось общество "Знание"и кукольный театр. Сейчас это действующий храм Украинской православной церкви Киевского патриархата. В 1991 г. началась реставрация. При соборе действует воскресная православная школа.

Лютеранская кирха  

культовое сооружение, 1896 г.

Адрес: г. Житомир, ул. Коцюбинского, 5

+38 (0412) 40-01-63

Лютеранская кирха в Житомире была построена в 1896 г. возле комплекса Житомирской мужской гимназии. Землю под строительство лютеранского храма выделила для лютеранской общины Житомира вдова немецкого колониста В. Кнаака. Проект кирхи в стиле модернизованной готики разработал арх. А. Енш. Здание сложено из красного кирпича. Архитектору удалось достичь прекрасной пластичности и гармоничности архитектурных форм. На органе в кирхе играл Д. Рихтер, дед знаменитого пианиста С. Рихтера, который родился в Житомире в 1915 г. и жил в небольшом доме рядом с кирхой. В советские времена в здании разместили спортзал. С 1996 г. кирха принадлежит Независимой церкви "Рождества" евангельских христиан-баптистов. Проведена реставрация, открыта воскресная школа. Орган восстановить пока не удалось - его заменяет макет. Когда реставрировали саму кирху, еще ничего там не настроив, это было году в 1990-92, было открытие этой кирхи и приезжал пианист с Голландии играть на органе, я ходила слушать. Было много знакомых там, висели по городу объявления, приглашали на открытие. И орган работал, прекрасно звучал, концерт был часа 2-3. А теперь на реставрации... Вывезли под шумок безвластия, и забудьте.

Особняк Филиппова  

памятник архитектуры, 1886-1903 гг.

Адрес: г. Житомир, ул. Б. Бердичевская, 61/18 Двухэтажный дом в стиле барокко на южной окраине Житомира принадлежал житомирскому нотариусу, адвокату И. Филиппову. Изначально дом 1886 г. постройки был деревянным. Филиппов реконструировал его в 1903 г., превратив в шикарный особняк. Сейчас в здании размещаются сразу 3 государственные организации: управление юстиции, управление культуры и ЗАГС. Особняк Филиппова является памятником архитектуры местного значения, одной из малоизвестных архитектурных жемчужин Житомира.

Ремесленный двор  

музей, 2001 г.

Адрес: г. Житомир, ул. Б. Хмельницкого, 42

+38 (0412) 51-08-47, (096) 054-04-54, (066) 740-48-32, (098) 606-87-96

Работает: 9:00 - 18:00

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...