Тригорская икона Божией Матери
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тригорская икона Божией Матери Опубликовано 11.09.2013 Является списком «Чернигово-Ильинского» образа Пресвятой Богородицы. «Материал для историко-топографического исследования о монастырях Российской империи» 1890 г. гласит: «Здесь находится икона Божией Матери, к которой с особенным усердием притекают жители всей восточной половины Волынской епархии» (она включала тогда земли нынешних Волынской и Ровненской областей, а также часть Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой). В архивах найден рапорт архимандрита Досифея за 1867 г. о чуде перед Тригорской иконой. По словам настоятеля, в обитель «пришел немой юноша, лет семнадцати, без обуви, в одежде, едва прикрывавшей наготу». Его приняли как странника и обращались с ним ласково. Умея объясняться письменно, юноша выразил желание остаться в монастыре и соглашался на любую работу. На вопросы настоятеля странник сообщил о себе, что он, Павел Иванович Гусинский, родился под Кременцом на Волыни в православной дворянской семье. Еще при жизни родителей с Павлом случилась беда: он упал со стога сена и ударился головой о грабли. Их зубцы вонзились в голову Павла, и он потерял сознание, а когда очнулся, то уже не мог говорить. После смерти родителей разные несчастья лишили юношу остатков имущества, и он пошел странствовать по добрым людям и святым местам. Во время беседы со странником настоятель заметил, что тот очень простужен: его кожа была покрыта красными пятнами, как при кори, а в голове и груди юноша чувствовал сильную боль. Архимандрит поручил одному из послушников ухаживать за больным. Но спустя короткое время состояние Павла значительно ухудшилось. Павел начал ожидать смерти и попросил братию совершить акафист Божией Матери. Просьбу исполнили, и вскоре страннику стало лучше. Настоятель посоветовал Павлу подготовиться к Святому Причастию. На следующее утро юноша встал, сам пришел в храм, благоговейно молился всю Божественную литургию и принял Причастие. После этого Павел почувствовал себя совершенно здоровым и даже начал выговаривать отдельные слова. Так стало исполняться пророчество Божией Матери, Которая еще до болезни явилась юноше и обещала исцелить его от немоты. Спустя время, в праздник отдания Пасхи, Павел пришел в храм на вечерню, поднялся на клирос и запел: «Христос Воскресе!» В завершение своего рассказа архимандрит сообщает: «С тех пор открылись его уста, и стал он говорить всё яснее и свободнее, а сейчас говорит так, будто и не был никогда немым. Теперь он живет в монастыре, поет на клиросе, учится читать по-церковному и немного помогает в саду». В годы гонений на Церковь верующим удалось сохранить Тригорскую икону, в 1941 г. она возвращена в обитель. В 2007 г. по усердной молитве перед святыней исцелился 7-летний Георгий Слепченко из г. Винницы (с младенчества не умевший говорить, он обрел дар речи).
История Основание ■ Под 1611 г. Острожская летопись сообщает: «Божиею благодатию начася монастир Тригорський… над рикою Тетервью, Преображения Спасителева, отцем Кирилом, любарским игуменом». ■ Существовала версия и о более раннем основании обители: ее старинный синодик гласил, что «монастырь Тригорский в первих наречен быть Пустинский, его же созда сиательный князь Владимер Житомирский року 1583 и прилучил его до монастыря Бердичевскаго ради леса и риб», о чём «прочтох з книг ратушных Киевских р(оку) Божия 1600 аз смиренний иеромонах Иоиль, иконом монастыря Бердичевскаго». Однако в кон. XVI в. в Житомире не было князя (город входил в Волынское воеводство Польши)! «Инвентарь» Тригорской обители 1775 г. отмечает, что монастырь «начало основания своего имел еще от времен Владимира, князя Житомирского, который основывал в разных местах монастыри», но позже обитель сожгли враги, а «по немалом времени» после разорения ее возродили в 1613 г. вельможи Вороничи.
■ Считая сведения синодика не вполне точными и доверяя больше «Инвентарю», историограф монастыря Анатолий Малевич (1898) предположил, что под «князем Владимиром Житомирским» подразумевали Владимира Ольгердовича (в 1362–1394 гг. он правил удельным Киевским княжеством, включавшим Житомир, и благотворил Православной Церкви). В «Инвентаре» помещена также копия грамоты Николая Воронича 1613 г. По ее словам, игумен Любарской обители Кирилл попросил Воронича, чтобы тот выделил инокам землю для устройства нового, пустынного монастыря, и просьба была исполнена. Продолжение истории ■ В 1644 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила писал в книге «Лифос» («Камень»): «Посмотри на общежительный монастырь Тригорский, и там увидишь до 80-ти иноков, пребывающих в великом смирении и строгой жизни». В годы Хмельниччины обитель подверглась разорению (в житомирских актовых книгах Тригорский игумен Никифор Онушкевич оставил запись о том, что «немецкие и иные своевольные толпы людей, года 1651… разных дней нападая на монастырь», обратили его в развалины). ■ В 1-й пол. XVIII в. обитель стала униатской, но православные традиции жили здесь до конца столетия. По этой причине при монастыре действовала не только латинская, но и русская школа. С 1777 г. обитель содержала благотворительную больницу. В 1839 г. монастырь был возвращен в лоно Православия. Митрополит Иосиф (Семашко) († 1868), обративший в Православие многих униатов Беларуси и Украины, сделал местного игумена Леонтия Скибовского († 1868) своим соратником. По поручению владыки Иосифа о. Леонтий в 1839–1841 гг. выезжал на многочисленные приходы Житомирщины и Киевщины, где тактично устранял возникавшие среди униатов недоразумения относительно православных богослужений. В Тригорье под надзор о. Леонтия присылали оппозиционных униатских священников и монахов, чтобы они могли подробнее изучить православное богословие и пересмотреть вопрос об оправданности унии 1596 г. Усердные труды игумена были почтены саном архимандрита (1839).
■ Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь. Архитектура Обитель занимает овальную в плане площадку на вершине скалистого холма над руслом реки Тетерев. На рукописном Волынском Евангелии 1-й пол. XVII в. ученые нашли надпись: «Сия книга рекомая Евангелие… толковое… сложена и придана есть церкви Божои Святой Тройцы в обители Тригорской» (по мнению Малевича, храм был деревянным). В 1651 г. храм был разрушен вследствие событий Хмельниччины. Согласно «Инвентарю», новая церковь, также деревянная, была сооружена в 1685 г. в честь Преображения Господня. При униатском настоятеле Адриане Шубовиче львовский архитектор Иоганн Шнайдер соорудил (или капитально перестроил) в 1782 г. каменный братский корпус, который, будучи размещен на косогоре, имеет на севере один этаж, на юге — два. В 1837 г. настоятель Леонтий Скибовский пристроил к Преображенской церкви приделы свт. Николая Мирликийского (левый) и свт. Василия Великого (правый). В 1848–1852 гг. о. Леонтий пристроил к братскому корпусу теплый каменный храм Богоявления (уничтожен в 1939 г.), в 1854 г. начал постройку каменного Преображенского храма, оконченного в 1873 г. (расположен севернее братского корпуса, в центре площадки). В 1920-х годах тригорский житель Николай Антоненко выполнил роспись Преображенского храма, существующую поныне. На сельском кладбище братией выстроена деревянная часовня св. вмц. Варвары с включением остатков разрушенной в советское время одноименной деревянной церкви кон. XVIII в. Тригорская икона Божией Матери Опубликовано 11.09.2013 Является списком «Чернигово-Ильинского» образа Пресвятой Богородицы. «Материал для историко-топографического исследования о монастырях Российской империи» 1890 г. гласит: «Здесь находится икона Божией Матери, к которой с особенным усердием притекают жители всей восточной половины Волынской епархии» (она включала тогда земли нынешних Волынской и Ровненской областей, а также часть Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой). В архивах найден рапорт архимандрита Досифея за 1867 г. о чуде перед Тригорской иконой. По словам настоятеля, в обитель «пришел немой юноша, лет семнадцати, без обуви, в одежде, едва прикрывавшей наготу». Его приняли как странника и обращались с ним ласково. Умея объясняться письменно, юноша выразил желание остаться в монастыре и соглашался на любую работу. На вопросы настоятеля странник сообщил о себе, что он, Павел Иванович Гусинский, родился под Кременцом на Волыни в православной дворянской семье. Еще при жизни родителей с Павлом случилась беда: он упал со стога сена и ударился головой о грабли. Их зубцы вонзились в голову Павла, и он потерял сознание, а когда очнулся, то уже не мог говорить. После смерти родителей разные несчастья лишили юношу остатков имущества, и он пошел странствовать по добрым людям и святым местам. Во время беседы со странником настоятель заметил, что тот очень простужен: его кожа была покрыта красными пятнами, как при кори, а в голове и груди юноша чувствовал сильную боль. Архимандрит поручил одному из послушников ухаживать за больным. Но спустя короткое время состояние Павла значительно ухудшилось. Павел начал ожидать смерти и попросил братию совершить акафист Божией Матери. Просьбу исполнили, и вскоре страннику стало лучше. Настоятель посоветовал Павлу подготовиться к Святому Причастию. На следующее утро юноша встал, сам пришел в храм, благоговейно молился всю Божественную литургию и принял Причастие. После этого Павел почувствовал себя совершенно здоровым и даже начал выговаривать отдельные слова. Так стало исполняться пророчество Божией Матери, Которая еще до болезни явилась юноше и обещала исцелить его от немоты. Спустя время, в праздник отдания Пасхи, Павел пришел в храм на вечерню, поднялся на клирос и запел: «Христос Воскресе!» В завершение своего рассказа архимандрит сообщает: «С тех пор открылись его уста, и стал он говорить всё яснее и свободнее, а сейчас говорит так, будто и не был никогда немым. Теперь он живет в монастыре, поет на клиросе, учится читать по-церковному и немного помогает в саду». В годы гонений на Церковь верующим удалось сохранить Тригорскую икону, в 1941 г. она возвращена в обитель. В 2007 г. по усердной молитве перед святыней исцелился 7-летний Георгий Слепченко из г. Винницы (с младенчества не умевший говорить, он обрел дар речи).
памятник архитектуры, 1789 г.
Адрес: г. Житомир, ул. Кафедральная, 3
памятник природы Адрес: с. Тригорье, 4 км в сторону с. Новая Рудня
культовое сооружение, 1856 г. Адрес: г. Житомир, ул. Киевская, 18
культовое сооружение, 1896 г. Адрес: г. Житомир, ул. Коцюбинского, 5 +38 (0412) 40-01-63
памятник архитектуры, 1886-1903 гг. Адрес: г. Житомир, ул. Б. Бердичевская, 61/18
музей, 2001 г. Адрес: г. Житомир, ул. Б. Хмельницкого, 42 +38 (0412) 51-08-47, (096) 054-04-54, (066) 740-48-32, (098) 606-87-96 Работает: 9:00 - 18:00
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|