Лекция 2. Способы изложения элементов правовых норм и классификация норм права.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1. прямой способ – норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2. отсылочный (ссылочный) способ – статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3. бланкетный способ – статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1. в зависимости от содержания они подразделяются на: - исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей. 2. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3. в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4. в зависимости от методов правового регулирования делятся на: - императивные (содержащие властные предписания); - диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5. в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); 6. в зависимости от функций на: - регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; - охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав) 7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм на: - общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например Конституция РФ); - специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); 8. в зависимости от способа правового регулирования на: - управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств); - обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги); - запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения).
Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие нормы права? 2. Какие признаки норм права вы знаете? 3. Какова структура нормы права? 4. Каковы способы изложения элементов правовых норм? 5. Какие классификации норм права вы знаете?
Тема 5. Правотворчество и система права. План: Понятие, принципы и виды правотворчества. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. Система права. Лекция 1. Понятие, принципы и виды правотворчества.
Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; - основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах; - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: 1. научность (ибо процесс подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); 2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.); 3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); 5. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2. правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3. правотворчество отдельных должностных лиц (например. Президента, министра); 4. правотворчество органов местного самоуправления; 5. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6. правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на: 1. законотворчество – правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; 2. делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа; 3. подзаконное правотворчество – здесь нормы права принмаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|