Логопедические обследования.
1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука. 2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: "Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами"). 3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий: называние и дифференциация основных цветов и их оттенков; соотношение картинки с цветовым фоном; показ правой, левой руки; показ предметов впереди, позади, вверху, внизу; складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей; складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти). 4. Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений: а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть - закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону; б) для губ: "улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок"; в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким ("лопаткой"), узким ("иголочкой"), попеременно широким-узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта; г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звука с широко открытым ртом. Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз. 5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении: губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя); зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность); прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения); языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла); твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в конце, в середине; во фразах). 7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный). 8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации). 9. При исследовании фонематических функций отмечается: а) способность к фонематическому анализу и синтезу: при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней; при выделении звука из слова: звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, шпата; звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш; звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор; звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол; при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец; при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк; при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;
б) слухо-произносительная дифференциация звуков: не смешиваемых в произношении: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка (на материале слов-квазиомонимов); смешиваемых в произношении: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; Луша-лужа; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька (на материале картинок слов-квазиомонимов); при повторении серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, вата, ня-на, ка-га, фа-фя, ма-ка, ба-на-ба, ка-ка-га, на - ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца. В выводах отмечаются возможности слухопроизносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений. 10. При исследовании состояния лексики: а) для изучения состояния словаря существительных предлагается: называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка); обобщение картинок одним словом называние целого предмета и его частей: стул - ножки, сиденье, спинка; машина - кабина, фары, колеса, кузов; рубашка - рукав, воротник, пуговицы; рука - плечо, локоть; кисть, пальцы; лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб. б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается: называние действий по картинкам или по демонстрации: птица - летает; рыба - плавает; змея - ползает; заяц - прыгает; самолет - летает; лодка - плывет; собака - лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет; называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач - лечит; учитель - учит; строитель - строит; повар - варит; художник - рисует; музыкант - играет; балерина - танцует; маляр - красит; в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается: называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый; подбор определений к слову: еж - колючий, роза -...; подбор антонимов (с 6 лет): большой -... открывать -... широкий -... опускать -... длинный -... добро -...
грязный -... далеко -... молодой -... радость -... В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам. 11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания. Изменение имен существительных по числам: стол - столы книга -... жук -... табуретка -... рот -... ухо -... пень -... окно -... стул -... колесо -... рука -... дерево -... кукла -... перо -... лента -... Изменение имен существительных по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую)... У меня нет... Я говорю о... Употребление формы родительного падежа множественного числа: Много чего? дом - домов кофта -... ключ -... ручка -... стакан -... платье -... день -... блюдце -... книга -... дерево -... вилка -... окно -... Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия. Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета): шар - красный, кофта - красная, небо - красное. Согласование имен существительных с числительными два и пять: гриб - два гриба - пять грибов ночь -... -... окно -... -... Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ключ - ключик ведро -... тетрадь -... лист -... кукла -... ухо -... дом -... ложка -... Образование относительных прилагательных от существительных: стакан из стекла - стеклянный коробка из картона -... мяч из резины -... сумка из кожи -... варенье из яблок -... одеяло из шерсти -... Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет): книга дедушки - дедушкина уши лисы -... хвост зайца -... рог оленя -... платок мамы -... зубы волка -... Образование приставочных глаголов: летает - улетает, пролетает и т.д. ходит -... Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок. В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи. Во время прохождения практического обследования было обследовано 5 детей согласно речевой карте для детей со стертой формой дизартрии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|