Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема VII договоры, регулирующие торговый оборот


1. Сущность договора.

2. Классификация договоров коммерческого права.

3. Видовые отличия торговых договоров.

Важнейшим (наряду с законодательством) средством правового регулирования торговой деятельности явля­ется договор.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или пре­кращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

В юридической литературе отсутствуют научные под­ходы к пониманию договора, который нередко отождеств­ляется со сделкой или с правоотношением. Подобные взгляды неточны и ведут к непониманию сущности до­говора и его роли в юридической организации жизне­деятельности людей.

К договорам применяются правила о двух- и много­сторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Одна­ко это законодательное положение не означает тожде­ства договора и сделки. Сделка может представлять собой единичное одностороннее действие лица, направ­ленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий и предполагает наличие двух или большего числа дого­варивающихся лиц.

Договор не может пониматься как простая совокуп­ность взаимосвязанных сделок, совершаемых нескольки­ми лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становит­ся договором, лишь если он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзя гово­рить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иное явление, нежели совокупность сделок.

Юридически значимое соглашение нескольких лиц является цельным, целостным объектом. Отдельные сдел­ки, составляющие договор, представляют собой части этой целостности. Между тем существует закономерность, согласно которой целое управляет образующими его частями, целое определяет структуру и функции своих частей. Договор, соглашение субъектов предопределяет порядок совершения и содержание составляющих его частей, пунктов.

В качестве целостности договор обладает свойства­ми, отсутствующими у каждой отдельно взятой сделки и простой суммы сделок, входящих в его состав. Дого­вор наделен совершенно новыми характеристиками, присущими ему в качестве соглашения лиц. Он предназ­начен устанавливать юридическую связь между догова­ривающимися сторонами, определять их взаимные права и обязанности. Договор предоставляет субъектам воз­можность юридически регулировать различную по сро­кам и содержанию взаимосвязанную деятельность. Дого­вору присущи важные правовые функции, которые отсутствуют у составляющих его сделок. Познание и эф­фективное использование регулятивных возможностей договора представляет собой одну из важнейших задач становления рыночной экономики.

Договор, как и сделка, служит источником возникно­вения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ). Взаимные права и обязанности двух или большего числа лиц об­разуют содержание правоотношения. Однако роль дого­вора в качестве основания возникновения правоотноше­ний неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинство обязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, только из договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договора к сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательного богатства договоров, к отказу от использования возможностей до­говора в правовом регулировании торгового предпри­нимательства и иных сфер деятельности.

При выделении коммерческого права в самостоятель­ную подотрасль цивилистики возникает необходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а так­же классификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.

Опыты классификации торговых договоров много­кратно предпринимались в юридической науке, российс­кой и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынеш­него века. Поэтому наиболее разработанные класси­фикации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых-коммерциалистов. С учетом происшедших за сто­летие изменений в праве предлагаемые ими рубрика­ции выглядят устаревшими.

По каким основаниям проводилось прежде разгра­ничение общегражданских и торговых договоров? Г.Ф.Шершеневич предлагал относить к торговым дого­ворам те, которые имеют целью дальнейшую перепрода­жу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник.

Такой подход нельзя считать приемлемым. В настоя­щее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов является условием деятель­ности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в пере­мещении товара от изготовителя к потребителю.

С учетом сказанного мы можем признать договорами коммерческого права прежде всего такие, которые офор­мляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу дого­воров можно условно назвать реализационными дого­ворами.

К числу реализационных относятся договоры постав­ки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяй­ственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмот­ренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реали­зационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хо­зяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь органи­зации и индивидуальные предприниматели, но не граж­дане (физические лица). Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести реа­лизационные договоры в специальный акт — Торговый кодекс. Это позволит более полно, детально и взаимосогласованно урегулировать данные договоры.

Вторую самостоятельную группу составляют посред­нические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий па поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся прежде всего договоры комис­сии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигна­ции), поручения, коммерческой концессии (франшизы).

В группу посреднических входят также договоры тор­гового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распрост­ранение в России, и ряд других.

Третью группу составляют договоры, содействую­щие торговле.

Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Не­которые из них используются преимущественно в ком­мерции, другие имеют как торговое, так и общеграждан­ское применение.

Таковы договоры на:

• выполнение маркетинговых исследований;

• создание рекламной продукции;

• оказание рекламных и информационных услуг;

• хранение товаров.

К данной группе можно также отнести договоры кре­дитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Ос­новной отличительный признак — договоры на выполне­ние работ всегда имеют результатом создание определен­ного товара, материального или идеального продукта. Со­зданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они пре­дусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является же­лаемым благом и создает исполнение договора. Требова­ния к договорам на работы и услуги весьма различны.

Наконец, имеется четвертая группа — организацион­ные договоры. В данную группу входят:

• соглашения об исключительной продаже товаров;

• договоры об организации взаимосвязанной деятель­ности по реализации товаров;

• договоры органов исполнительной власти о межре­гиональных поставках товаров;

• договоры органов власти и местного самоуправле­ния с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.

Итак, при классификации договоров мы можем вы­делить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это прежде всего реали­зационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, по­скольку, во-первых, предназначены для обслуживания то­варообращения и, во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что касается договоров, содействующих тор­говле и организационных, то они в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общеграж­данских отношениях.

В мировой практике основной вид реализационных договоров — договор купли-продажи. Применяется так­же система контрактов на закупку для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера), российская хозяйственная практика отличается большим богатством. В ней наряду с куплей-продажей широчайше используются в качестве самосто­ятельных договоры поставки и контрактации сельхоз­продукции.

Первоочередного рассмотрения требуют договоры, формирующие основу товарного обращения. Курс на со­здание рыночной экономики повлек изменения в регу­лировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-про­дажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-прода­жа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, за­купки для госнужд, контрактации сельхозпродукции и иные.

В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.

Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выде­лить и отдельно урегулировать оптовую (предпринимательскую) куп­лю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор рыночных отношений — оптовой купли-продажи — регулируется набором норм, содержащихся в разных пара­графах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в зако­не в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные ос­нования.

Для выявления видовых отличий договоров постав­ки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сфе­ру применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможности каждого договора как правового средства решения соот­ветствующих задач.

Как поставка, так и оптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области необходимо выделять различные сек­торы. Одним из основных секторов (участков) товарно­го обращения является оптовая торговля.

В понимании оптовой торговли нет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предла­гают называть различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участием посреднических организа­ций и т.п. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарном обеспечении системы рознич­ной торговли. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессу розничной прода­жи как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участни­ки — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвиже­нию товара. Конечными звеньями выступают организа­ции розничной торговли (или индивидуальные торго­вые предприниматели). Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предприниматель­ский характер их деятельности. Данная деятельность со­вершается с целью извлечения прибыли и носит систе­матический характер.

Выяснение сущности оптовой торговли дает основа­ния для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными от­личительными признаками будут: 1) определенная сфера применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

В товарном обращении помимо оптовой торговли имеются другие участки. Так, важнейшей областью слу­жит обеспечение материальными ресурсами всех видов производственных и иных (медицинских, учебных, куль­турных, управленческих и т.д.) организаций и учреж­дений. Продажа ресурсов этим потребителям представ­ляет деятельность, отличную от оптовой торговли. Она традиционно именуется материальным снабжением. В материальном снабжении чаще используется договор поставки.

Рассмотрим общее назначение, видовые цели каждо­го договора.

Оптовая торговля опосредует и организует переме­щение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Назначение оптовой торговли — полное, оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, не­обходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должно признаваться содействие полному и своевремен­ному поступлению в розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.

Договор поставки (как и договор контрактации) — это исключительно российское изобретение, продукт оте­чественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчиво­го характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей.

В настоящее время сохраняется тенденция, согласно которой при регулировании отношений между отрасля­ми хозяйства, между регионами, а также кооперацион­ных связей производителей закон ориентирует на ис­пользование договора поставки, а не купли-продажи. Та­ковы законы о поставках для федеральных государ­ственных нужд, регулярно издаваемые акты о поставках в районы Крайнего Севера, поставках техники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комп­лекса и др.

Договор поставки используется для организации связей между отраслями и регионами, а также для отно­шений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собой постоянными или долговремен­ными связями по переработке сырья и материалов, обеспечению комплектующими узлами и деталями. Ко­операционные связи головного предприятия и смежни­ков, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда или почти всегда регулируются договором поставки.

Иначе говоря, за договором оптовой купли-продажи следует с необходимостью розничная продажа товара, по­этому он всегда заключается с предпринимательской це­лью как для продавца, так и для покупателя. Что же до договора поставки, то в нем покупателем может быть не­предпринимательская организация или учреждение и даже гражданин, использующий товар для целей, не свя­занных с личным, семейным, домашним и иным подоб­ным назначением.

Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты до­говорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функ­ции.

Сказанным выше не исчерпываются различия назван­ных договоров. Принципиальные отличия имеются в предметах и требованиях к содержанию договоров оп­товой купли-продажи и поставки.

Предметом договора оптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены в магазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой куп­ли-продажи. В отличие от этого предметом договора по­ставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по догово­рам поставки.

Для рассмотрения функциональных различий дого­воров необходимо проанализировать связь оптовой тор­говли с розничной. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. От­ношения торговых организаций с покупателями оформ­ляются договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться дого­ворами розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект — торговый предприниматель, коммерсант. Его отличительные признаки удачно выражены в ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США. Согласно на­званной норме, коммерсант — это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся пред­метом сделки. Покупатель конечно же подобными спе­циальными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предос­тавляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)* и ряд норм гл. 30 ГК РФ.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.Нормативными актами, регулирующими розничную торговлю, также являются не упоминаемые в ГК РФ, но имеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55* (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222; 02.10.99 № 1104) утверждены в новой редак­ции Правила продажи отдельных видов товаров. Пра­вила предусматривают различные правовые и организа­ционные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

* Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482; № 43. Ст. 5357; Российская газета. 1999. 14 окт.Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, ме­сте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от поку­пателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъя­вить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначе­ния должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, разме­ров, роста и иных сведений. При обнаружении недобро­качественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Инфор­мацию об организациях, выполняющих ремонтные и вос­становительные работы, продавец обязан довести до све­дения покупателя при продаже товара.

Указанные требования адресуются розничным органи­зациям, однако они могут быть выполнены лишь силами либо при участии изготовителя или оптового посредни­ка. Соответственно они должны предусматриваться в до­говоре оптовой купли-продажи, заключаемом с этими ли­цами.

Как выглядят условия договора оптовой купли-про­дажи, корреспондирующие розничным договорам? Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить на­личие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российс­ким шкалам ростов и размеров. Должно предусматри­ваться представление копий сертификатов качества, за­веренных определенным органом.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть оп­ределена организация, которая по поручению изготовите­ля будет осуществлять гарантийный ремонт и техничес­кое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие то­вары.

Правила розничной торговли налагают свои требо­вания на предмет продажи. Такие требования состоят, в частности, в необходимости расфасовки товара в коли­чествах, приемлемых для покупателей, применения упа­ковки, удобной для пользования и хранения. Операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи.

Процесс розничной торговли предъявляет множество других требований, которые подлежат урегулированию в отношениях розничных торговых организаций с изготови­телями и оптовыми посредниками и которые создают видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение такого дого­вора.

По договору оптовой купли-продажи продавец обя­зуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для прода­жи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.

Важные отличия имеются в правовых возможностях рассматриваемых договоров.

Договор оптовой купли-продажи объективно необ­ходим для создания товарного рынка, улучшения торго­вого обслуживания населения. Российское право в дан­ном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса частного права («Принципы европейского договорного права»), фактически являющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта исполь­зованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способ­ствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.

Одновременно требует усовершенствования договор поставки. Сейчас нормы об этом договоре носят сборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные для регулирования материального снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась - утраченной важная спе­цифика, которая была присуща этому договору с момен­та возникновения и вплоть до 1996 г.

Общая предназначенность договора для регулирования поставок для государственных нужд, межрегиональных и кооперационных связей предполагает долгосрочный харак­тер отношений сторон с периодической повторяемостью операций по передаче и оплате товара. Такие отношения создают для покупателя возможность воздействия на про­изводственную деятельность поставщика. Договор постав­ки позволяет не только решать вопросы передачи и опла­ты товара, но также предусматривать обязанности поставщика по освоению выпуска новых видов продукции, улучшению качественных характеристик, совершенствова­нию способов доставки. Разовые краткосрочные договоры поставки (и купли-продажи) малопригодны для решения таких задач.

Необходимость согласования в долгосрочных догово­рах поставки условий, рассчитанных на долговременное сотрудничество сторон, предполагает одновременное ре­шение поставщиком вопросов вложения инвестиций, осу­ществления технологических и производственных мер. Возможность комплексного решения в договорах постав­ки таких вопросов предусматривалась прежде Положе­ниями о поставках продукции и их товаров. К сожале­нию, эти моменты оказались потеряны в § 3 гл. 30 ГК РФ, что резко ограничило возможности договора постав­ки, принизило его хозяйственную роль.

Правовые модели, регулирующие одновременно с актами передачи товара также вопросы совершенство­вания производственно-хозяйственной деятельности субъектов для достижения общих целей, представляют огромную ценность для России. Поэтому до внесения необходимых изменений в закон договорным контраген­там следует по своей инициативе использовать то полез­ное и конструктивное, что на протяжении веков выраба­тывалось отечественными профессионалами.

Гражданский кодекс РФ сохранил в качестве само­стоятельного вида договор контрактации сельскохозяй­ственной продукции. Он имеет значительную специфи­ку. По договору контрактации организация либо фермер (он признается индивидуальным предпринима­телем) обязуется вырастить или произвести сельскохо­зяйственную продукцию в определенном количестве, ас­сортименте, в определенные сроки и передать ее заготовителю.

Заключенный договор контрактации служит основа­нием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. В тех слу­чаях, когда на момент заключения договора имеется уже готовая продукция, то хозяйство может по своему усмот­рению реализовать ее по любому договору: контракта­ции, поставки или оптовой купли-продажи в случае реализации после соответствующей подготовки в роз­ничную сеть.

Одной из сторон в договоре должна быть организа­ция или фермер, сами производящие продукцию. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупа­ющая продукцию для переработки в товары или для хозяйственного использования. Заготовительные функ­ции выполняют кооперативы, элеваторы, молокозаводы, иные организации.

Предметом контрактации служит только сельхоз­продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п. Если выращенная продукция прошла производ­ственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактовать­ся. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и т.п. Их реализация осуществляется уже в режиме постав­ки или оптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаров населению.

Особенность договора контрактации — включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться также в вывозе продукции своим транспортом. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз. Обязанность встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инф­раструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на уровень обеспе­чения продовольствием. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного значительная доля теряется или гибнет из-за отсутствия хранилищ, холо­дильников, а главное — отлаженной системы заготовок.

Контрактант (т.е. заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это совершенно особое и важное условие, позволяющее полнее исполь­зовать производственную продукцию.

Указанные особенности договора контрактации по­рождаются отсутствием в стране развитой структуры снабжения сельского хозяйства и сбыта сельхозпродук­ции. Поэтому функции снабжения тарой, материалами, вывоза продукции стали возлагаться на того, кто поку­пает продукцию — на заготовителя. От этого пока труд­но отказаться, что обусловливает сохранение особеннос­тей договора контрактации.

То обстоятельство, что продукция производится по за­казу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять заказанную продукцию возможности продажи ее дру­гим лицам весьма ограниченны, особенно когда продук­ция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопус­тимости отказа заготовителя от принятия товара, пред­ставленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость этого то­вара.

Важным этапом в организации торговых отношений является то, что реализационные договоры оказались в целом полнее, чём прежде, урегулированы законом — новым ГК РФ. Однако одной гл. 30 ГК РФ недостаточно для полной и детальной регламентации торговых отно­шений. Пробелы и упущения в этих вопросах все более очевидны. В интересах развития национальной экономи­ки и удовлетворения запросов населения было бы пра­вильно урегулировать реализационные договоры в спе­циальном акте — Торговом кодексе России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...