Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Социальная структура: статусы и роли.




2.1. Соотнесите:

1. Статус

2. Главный статус

 

3. Социальная роль

 

4. Статусный набор ж) совокупность статусов данного индивида;

5. Личный статус в) положение, которое человек занимает в малой (первичной) группе в зависимости от

своих личных качеств;

 

6. Достигаемый статус

 

7. Ранг з) место статуса в иерархии статусов.

8. Приписываемый статус

 

2.2. Закончите фразу: «Статусы человека определяют интенсивность, направленность, продолжительность ……………………………………………..». (дополнение) и содержание социальных отношений людей.

 

2.3. Вставьте пропущенные слова: «……………………. - это модель поведения, ориентированная на …..

………………..».

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус.

 

2.4. Приведите примеры ролевого конфликта: а) между ролями; б) в пределах одной роли.

Выделяют два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах од-

ной роли. Часто две или более ролей заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования её основной работы могут прийти в конфликт с выполнением её домашних обязанностей Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли может служить положение руководителя, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной. Или, когда индивид под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую его интересам и внутренним установкам. Во многих ролях существуют конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям, входят в конфликт с желанием «делать деньги».

 

 

2.5. Что такое статусная символика? Приведите пример.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов – статусной символики (орденов, формы, титулов и других элементов внешнего образа) отличить его от других статусов.

 

Тема 3. Личность и общество. Социализация индивида.

3.1. Что такое личность? Определите основные факторы развития личности.

3.2. Соотнесите:

1. Политическая зрелость в) приобретение гражданских прав и обязанностей.

 

2. Экономическая зрелость а) получение профессии;

 

3. Социальная зрелость б) создание семьи и получение статуса родителя;

 

3.3. Что такое социальная селекция? Каковы её результаты?

социальную селекцию – сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно – обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. «Удачники социализации» получают доступ к дефицитным социальным благам – престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. «Неудачники социализации» скатываются на социальное дно общества, пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало - и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки – группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или

изолировать их.

 

3.4. Какие личностные системы формируются в процессе социализации?

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они

связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку человеку приходится многому переобучаться. Это процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам взамен старых называется ресоциализацией. Это две стороны одного процесса, а именно вторичной социализации.

 

 

Тема 4. Социальный контроль и социальные отклонения.

4.1. Что такое социальный контроль?

Социальный контроль – это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента – нормы и санкции. Нормы – предписания по поводу того, как надо правильно вести себя в обществе.

Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице.

 

4.2. Определите сходство двух процессов в обществе - социализации и социального контроля.

 

 

4.3. Изобразите графически типологию социальных санкций и сделайте необходимые пояснения.

Позитивные Негативные

  Ф+     Ф-
Н+ Н-

Формальные

Неформальные


Формальные позитивные санкции (Ф+): -публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, титулы, учёные степени и звания, сооружение памятника, допуск к высоким должностям и почётным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+): -публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, лестный отзыв, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф -): -наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-): -наказания, не предусмотренные официальными

инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, обидная кличка, отказ по-

дать руку, распускание слухов, клевета, жалоба.

 

4.4. Заполните пробелы: «Социальные нормы выполняют следующие функции:

а)…………………………….; - регулируют общий ход социализации;

 

б)……………………………..; - интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;

 

в) …………………………….;- контролируют отклоняющееся поведение;

 

г) ………………………………- служат эталонами, образцами поведения.

 

 

4.5. Назовите известные вам типы девиантного поведения, встречающиеся в нашем обществе.

 

В зависимости от того, наносит тот или иной тип девиации вред обществу или, наоборот, приносит пользу, различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.

К культурно одобряемым отклонениям относят: гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности.

К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и виды деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение. В зависимости от типа нарушаемых норм выделяют два типа отклоняющегося поведения: делинквентное, связанное с несоблюдением норм-правил, и девиантное (в узком смысле), сводящееся к отступлению от норм-ожиданий. Примером первого может служить ограбление банка, второго – использование студентом шпаргалки на экзамене.

В зависимости от субъекта девиантного поведения выделяют индивидуальный и групповой типы отклоняющегося поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...