Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные письменные и археологические памятники эпохи Шан-Инь. Ее политическая история: взлет и падение Шан.

1) Письменные памятники эпохи Шан-Инь.

"ЦЗЯГУВЭНЬ"- письмена на костях.

Древнейшие из дошедших до нас памятников китайской письменности восходят к доисторической эпохе Шан-Иньского царства, или шанского племенного союза 1766-1122 гг. до н. э. Первоначальное название династии Шан (1766-1154 гг. до н. э.) было изменено в 1401 г. до н. э. на Инь.

Реально существующие письменные памятники представлены: надписями на щитках панцирей черепах, костях животных, на ритуальных бронзовых сосудах, на яшме и керамических изделиях.

Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. С типологической точки зрения между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иероглифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение.

Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

Для гадания, чаще всего на лопаточных костях вола, вырезались соответствующие иероглифы, делались углубления или отверстия и по соотношению трещин, которые в результате нагревания расходились из углубления или отверстия, толковалось соответствующее предсказание. Считалось, что возникающая трещина и была ответом потусторонних сил.

Обожествленные предки заняли ведущее место в системе сакрального культа и в практике ритуала. "Ди" - "владыка" или "Шан Ди" - "верховный владыка" видимо мыслился первопредком, соединенным с живущими потомками непрерывными линиями кланового родства.

Существовала тенденция обращаться к потусторонним силам перед тем, как принять какое - либо решение:

" Прикажет владыка быть дождю?"

"Прикажет император быть ветру?"

"Пошлет владыка голод?", "Не убегут ли рабы?"

"Совместно ли обрабатывать поля?"

"Воспрепятствует небесный владыка неурожаю и голоду?"

"Хороший урожай, когда небесный владыка посылает дождь. Разве не для хорошего урожая небесный владыка посылает дождь?"

Некоторые тексты, видимо, выполняли функцию передачи информации в потусторонний мир:

"Приносится в жертву раненый раб"

"Сжигается раб, чтобы на землю снизошел дождь"

"При гадании приносится в жертву духам четырех сторон - один человек, две собаки, один бык"

"Приносится в жертву Цзу Дину и Фу Цзя два вождя племени цян"

 

Некоторые тексты напоминают хроникальные записи:

"Ван решил создать поселение"

"Ван построил это поселение"

"В Цзин получен урожай".

Очевидно, в период Шан-Инь возникла древнейшая пиктографическая (картинная) и иероглифическая письменность. Отдельные слова обозначались наглядными рисунками, изображающими солнце, луну, землю, лес, мужчину, женщину, животных, жертвоприношение и т. д. Затем появляются более сложные знаки, обозначающие отвлечённые понятия (идеограммы). Так, слово «восток» изображалось рисунком дерева, позади которого восходит солнце. С того момента как отдельными идеограммами начинают обозначать подобозвучащие слова (омофоны), древняя картинная письменность уже сочетается с более сложным принципом фонетической письменности. Однако эта чрезвычайно сложная иероглифическая система, насчитывающая до 1500 знаков, не смогла выработать более или менее чётких форм не только иероглифической письменности, но даже и самых примитивных форм звукового письма.

 

2) Археологические памятники эпохи Шан-Инь.

Данные археологических находок позволяют делать вывод о значительном имущественном расслоении, классификации дифференциации в иньском обществе. Усыпальницы царей и знати резко отличаются по своим размерам, устройству и богатству захороненных предметов от погребений простых людей. В могилах знати обнаружено большое число изделий из золота, бронзы, нефрита и ценное оружие. Вместе с представителями аристократии хоронили их слуг и рабов для сопровождения в загробный мир, причем иногда живыми, а порой специально убивали. В погребениях простых людей были найдены скромная домашняя утварь и иногда незатейливое оружие, в этих могилах отсутствуют захороненные для сопровождения умершего. Иньские надписи также дают основание для вывода о существовании классов, эксплуатации. Угнетенные классы состояли из общинников - основных непосредственных производителей в земледелии - и рабов. Общинников называли чжун, чжун-жэнь (толпа, масса людей). Фактически они находились на положении государственно-зависимых и, по-видимому, немногим отличались от рабов. По приказу царя (вана) или представителей знати, начальников областей их посылали на земледельческие работы, иногда далеко от родных мест, на завоеванную территорию, использовали на охоте, общинники были также осн. костяком вооружённых сил и принимали участие в боях с враждебными племенами. Имеются данные о том, что чжун-чжэнь (общинники) подвергались преследованиям, возможно, за бегство из общин.

Произведены раскопки в Аньяне, где были обнаружены развалины большого города, возможно, столицы государства Инь. На большом участке размером в 6 га были найдены фундаменты больших построек, может быть, царского дворца, а также царские мастерские, в которых в древности работали металлурги-бронзолитейщики, мастера по камню и резчики кости. Кроме того, здесь была обнаружена царская сокровищница, в сводчатых подвалах которой находилось множество ценных предметов, и, наконец, помещение для поста наружной охраны или павильон для царской охоты.

Старинные дворцы обычно разделены на две части – переднюю парадную и заднюю, где проходила повседневная жизнь. В парадной части император вершил политические дела, отсюда осуществлялось управление всей страной, а в задней части дворца император жил вместе с императрицей и своими многочисленными наложницами.

3) Подъём эпохи Шан-Инь связан с переходом к использованию металла, усовершенствованием в области организации трудового процесса:: разграничением общественных функций и выделением организаторов производства в виде института военных вождей, жречества, и общинного совета старейшин.

Государство Шан-Инь было рабовладельческим. Источниками рабства были постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных. Ряды рабов пополнялись, может быть, также за счёт осуждённых.

Падение. Племя чжоу ко времени царствования иньского царя Сяо И (1352—1324) переселилось с запада на восток, на территорию Ци (ныне уезд Цишань, провинции Шэньси). К XII в. оно прочно осело в долине реки Вэй. К этому времени у него уже было хорошо развито земледелие, усилилось скотоводство. Им были известны плавка металлов, прядение и ткачество и другие ремёсла. Общественные отношения были уже классовыми. Развивалось рабство.

Вожди племени чжоу находились в тесных связях с иньскими царями, являясь их данниками. Иньские цари»за услуги, оказываемые им вождями чжоу в борьбе с другими племенами, часто жаловали землёй и другим имуществом чжоуских вождей, награждали их титулами рабовладельческой аристократии, предоставляли им полномочия наказывать непокорные племена и т. п.

В царствование иньского царя Вэнь Дина (1194—1191) чжоу увеличили свои силы за счёт покорения ряда племён. На северо-западе чжоу покорили племя яньцзин и другие; многие мелкие племена на северо-западе сами подчинились чжоу.

Ко времени царствования последних иньских царей — Ди И (1191—1154) и Шоу Синя (Ди Синя) (1154—1122) — владения чжоу значительно расширились. Под руководством чжоу объединяется ряд племён для борьбы против Иньского государства. Шоу Синь призвал к объединению подчинённые ему племена, а также покорных ему правителей областей, военачальников (хоу, бо). Обе враждующие армии встретились при Муе в решающем сражении. Иньцы потерпели поражение и, побросав оружие, сдались войскам врага, во главе которых стоял чжоуский вождь У Ван. Последний царь из династии Шан — Шоу Синь покончил жизнь самоубийством.

Так было разрушено царство Шан. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в древней истории Китая (XII—III вв. до н. э.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...