Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданская концепция политической мысли

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ № 2ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Гражданская концепция политической мысли

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI — XVII вв.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждается гражданская концепция политической мысли. В результате Реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина. Осознание того, что люди сами создают социальные и политические институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Политическая мысль приобретает светский характер.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель. Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях, как «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Их содержание позволяет определить Н. Макиавелли одним из ранних представителей политической теории капитализма. В своем «новом методе» он первым выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления. Н. Макиавелли считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, решать реальные задачи власти и управления, а не рассматривать воображаемые ситуации.

По мнению Н. Макиавелли, государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско, а сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.

Из всех форм государственного правления Н. Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и об общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

Н. Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политике для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики.

Томас Гобое (1588-1679) — выдающийся английский философ и политический мыслитель. Основной его политический труд — книга «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Концепция Т. Гоббса была направлена на разработку светской теории политической власти и государства, т. е. он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

Развивая теорию светского происхождения власти, философ пришел к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. Он описывал хаос (войну всех против всех), в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Т. Гоббс называл соперничество, недоверие и жажду славы.

По мнению Т. Гоббса, во-первых, хищность и жестокость человека превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.

Каждая их трех указанных причин порождает определенного рода конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребляют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени». Таким образом, Т. Гоббс видел основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях.

По мнению Т. Гоббса, верховная власть государства абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договоры, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По мнению философа, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будет соблюдаться законность и порядок. Личности создают общество, а общество создает государство. Общество и государство — не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии, считая, что абсолютная монархия хуже, чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, считал Дж. Локк, — это защита прав личности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический философ, историк, правовед, социолог, внесший большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли.

Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

В своей работе «Дух законов» Ш. Монтескье обосновывал теорию о том, что законы разрабатываются и принимаются обществом (государством) по совокупности факторов. «Многие веши управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа».

Анализируя труды своих именитых предшественников, Ш. Монтескье пришел к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Своими научными трудами Ш. Монтескье как бы завершает архитектурное строение «здания» гражданской концепции политической мысли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...