Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мафия и международная организованная преступность




преступность мафия культура международный

В XX в. понятие «мафия» стали применять к организованной преступности широко за пределами Италии. Апеннины оказались не настолько уникальны, а условия, способствовавшие возникновению такого института, присущи многим обществам. История разных стран показывает, что решающий момент образования мафии заключен в добровольном выборе граждан, кому доверить протекцию своих прав собственности. Можно обнаружить общую тенденцию объединения мафиозных групп по мере развития капитализма, регламентации конфликта с бюрократией и смягчения насильственных методов. Своеобразие каждой страны сказалось на масштабах, правилах, способах организации мафиозного бизнеса (там, где он сумел обособиться от группировок уголовников и сложиться в качестве социального института). Поэтому с принципиальной точки зрения интерес представляют экономически развитые капиталистические страны (США, Япония), а также ранее социалистическая Россия.

США

Становление американской мафии связано с процессами активизации нелегального протекционизма, особенно в отношении юридической системы, организации подпольных рынков и консолидации преступных группировок, преимущественно итальянских, в годы экономического кризиса начала ХХ в. По числу участников такие группировки на порядок превосходили свои сицилийские аналоги. В итоге в 1931 г. была образована система комиссий, состоящих из глав ведущих семей, для согласования спорных интересов. Только формально эти группировки напоминали семьи, на самом деле они состояли из лиц, не стесненных традиционной субординацией и имеющих самостоятельный бизнес. Они более напоминали фирмы и предприятия с системой наемного труда.

Следует заострить внимание на вопросе о связи американской мафии с политическими структурами. Во-первых, потому, что сегодня принято считать США образцом буржуазной законности и правопорядка. Во-вторых, поскольку при определении мафии американские правительственные круги склонны обходить молчанием ее связи с бюрократией. В действительности эта связь существует в Америке так же, как в Италии. Примером может служить обращение в годы Второй мировой войны Американского Военно-Морского Ведомства к лидеру мафии Лаки Лучиано за помощью при организации безопасной и надежной работы нью-йоркских доков. Такой связи не препятствует ни система демократических учреждений, ни уровень экономического благосостояния, ни активная борьба правоохранительных органов с организованной преступностью. Общая тенденция, ведущая к образованию и функционированию института мафии, сопровождается в США специфическими формами взаимодействия мафии и бюрократии, приспособленными к правовой системе капиталистической демократии.

Юридическая система США выработала свое отношение к консолидации преступности уже в начале века. Но только в 1967 г. президентская комиссия по преступлениям приравняла организованную преступность к мафии (т.е. к «cosa nostra»), указав на ее общенациональный и бюрократический характер. Кроме того, в середине 60-х годов американский сенат принял закон, предложенный сенатором Джоном Маклеланом, о мафии и ее членах. «Мафия, - говорится в нем, - означает секретное общество, члены которого, преследуя цель получить власть над организованной преступностью, поручились и посвятили себя совершению незаконных деяний против Соединенных Штатов в целом, или любого из штатов в отдельности, и чьи действия руководствуются тайным кодексом навязывания страха и насилия не только среди своих членов, отступивших от указов, постановлений, решений, принципов и инструкций этого общества в осуществлении указанной власти над организованной преступностью, но также и среди тех лиц, кто не является его членами, но представляет угрозу безопасности как членам, так и преступным деяниям этого общества». Но бороться против такой организации оказалось значительно сложнее, чем с отдельными видами правонарушений. И в 1970-е гг. американские законодатели пересмотрели трактовку мафии как формальной организации и решили подвести под это понятие определенную совокупность преступных деяний. Вдобавок мафия перестала осознаваться как моноэтническое явление, и этот термин стал употребляться по отношению к азиатским, латиноамериканским, русским и другим преступным сообществам на территории США. Со временем под мафией стала подразумеваться преступная деятельность глобального масштаба. Внутри Соединенных Штатов деятельность мафии сохраняет ряд особенностей: по сравнению с Сицилией она ориентирована не на аграрный, а на промышленный сектор экономики, традиционно под ее контролем находятся сфера организации общественных работ (например, уборка мусора) и работа профсоюзов. Гораздо активнее других американская мафия проявляет себя на рынке узаконенных прав собственности.

Япония

В Японии сфера бизнеса частной протекции подчинена господству мафиозных групп под названием якудза. Якудза распространилась в японской экономике с XVII в., покрывая нелегальный бизнес с наркотиками, проституцией, азартными играми, увеселительными заведениями. В 1930-е годы установились ее политические связи. Но лишь в 1980-е гг. эта преступная организация смогла кардинально усилить свое влияние в экономике благодаря участию в распродаже государственных земель. Этот этап можно сравнить с 1920-1930-ми гг. американской мафии. Таким образом, произошла трансформация традиционной якудзы XVII-XIX веков. В сфере мелкой преступности закрепились бандитские организации якудзы, построенные по гибким принципам, а в сфере контроля новых перспективных рынков (финансы, недвижимость, банковские инвестиции) утвердились клановые организации якудзы. Причем кланы стали осуществлять контроль над деятельностью банд. Кланы держатся на строгой дисциплине, соответствующей традициям и структуре традиционной японской семьи. Но это фиктивное родство, имитация его, поскольку интерес дела выше интересов подлинного родства. Важно сохранить мораль, дисциплину, построенную на обычаях подчинения старшим. Именно поэтому японская мафия как никакая другая защищена от раздоров и конфликтов внутри группировок. Здесь, несмотря на лидерство главаря, имя группировки гораздо более значимо, чем имя ее главаря.

Традиционная иерархичность японского общества и доминирование крупных фирм благоприятствует принятию экономических решений волевыми методами. Политическая зависимость экономических организаций в дополнение к этим факторам открывает двери интересам мафии. В системе политических связей якудзы большое значение имеет поддержка либерально-демократической партии со стороны строительной индустрии, обнажившаяся в политических скандалах 1970-1980-х гг. Способность японской мафии влиять на принятие государственных и административных решений, а также распространение влияния на сферу оказания юридических услуг подчеркивают невероятно высокую степень взаимопроникновения мафии и бюрократии. Даже с полицейскими структурами государства якудза образует своего рода «симбиоз». Сдерживая уличную преступность (а ее уровень в Японии один из самых низких), она помогает полиции, но исполняет ее функции в своих интересах и по своим правилам. Такие связи долгое время способствовали особому правовому статусу якудзы. Фактически до последнего времени отсутствовали какие-либо юридические ограничения на рэкет и отмывание денег. К тому же только с начала 1990-х гг. в борьба с якудзой стала обеспечиваться правовыми нормами.

Львиная доля доходов якудзы идет на оружие, поскольку взаимоотношения среди мафиозных группировок, да и сами формы мафиозного бизнеса в Японии имеют подчеркнуто жестокий, непримиримый характер. Это традиция господства одного - победителя. Всякий компромисс лишь ослабляет его положение. Однако общество сумело приспособить систему традиционной иерархической дисциплины к специализации форм деятельности. Функционирование института мафии в Японии сопряжено с деятельностью криминальных группировок, не входящих в состав якудзы, но подчиненных ей. Исключительно важная роль в ведении мафиозного бизнеса принадлежит «сокайе», группировке, которая специализируется на вымогательстве и рэкете в крупных компаниях посредством угроз дезорганизовать работу коллегиальных органов управления.

Деятельность японской мафии не противоречит положению Японии в качестве одной из ведущих капиталистических стран мира. Скорее пример якудзы, как, впрочем, и пример «cosa nostra», показывают, что мафия, приспосабливаясь и видоизменяясь, продолжает существовать как социальный институт даже в высокоразвитых капиталистических системах. Ее последующая судьба зависит от форм развития государственности и потребностей общественно-экономического строя.

Россия

Многие исследователи, оперируя поверхностным представлением о мафии, ведут речь о ее распространении в советское время и даже пытаются вывести ее необходимость из системы политического руководства экономикой. Однако упускается из виду важное обстоятельство - отсутствие в советской экономике легальных прав на частную собственность. Без них экономические трансакции совершаются не между сотрудничающими, но независимыми субъектами, а среди иерархически соподчиненных субъектов. Поэтому и протекция (если касаться сферы легального производства), даже когда она возникает, предоставляется не третьей стороной, а заинтересованным лицом (часто покровителем). Скорее такое посредничество проявляется в форме советов, рекомендаций, патронажа. К тому же советское общество обладало мощной системой государственных правоохранительных органов, что исключало возможность частных агентств по применению насилия. Контроль над экономической жизнью со стороны партийных и государственных чиновников, иерархическая система принятия экономических решений, избирательный доступ к информации, административно-силовые механизмы национальной экономической политики, возможность не обеспеченного законом влияния представителей власти на характер пользования общенародной собственностью - все это могло иметь нарушения и порождать взяточничество, вымогательство, коррупцию. Но не мафию в качестве социального института. Советское общество не могло стать ее источником, поскольку исключало систему отношений, характерную лишь для определенной формы капиталистического общества.

Надо, однако, признать, что еще в советское время сложились несколько условий, которые в дальнейшем способствовали формированию мафии и наложили опечаток на ее черты. В первую очередь следует иметь в виду порядок правительственного регулирования народнохозяйственной деятельности, а точнее, порядок принятия решений и распределения ответственности. Учреждение административной системы советской экономики, обеспеченное введением режима общественной собственности, было осуществлено после гражданской войны в 1920-1930 гг. Но установление юридической нормы в виде общественной собственности еще не создавало экономической определенности этой собственности. Такая определенность реализуется в порядке функционирования системы управления народным хозяйством и регулирования его развития. Ввиду новизны институтов управления общественной собственностью и политической потребности реализации интересов трудящихся в ущерб другим интересам, в системе принятия экономических решений стала преобладать авторитарная тенденция, подчинявшая правовую волю политической воле. Это предоставляло должностным руководителям большой объем полномочий. Возникала коллизия. Хотя по своей природе мораль административного управления социалистической экономикой настаивала на непримиримом отношении к нарушению полномочий, однако она могла нарушаться без должной правовой ответственности.* Для обеспечения ответственности чиновников были введены контроль со стороны партии, осуществляемый при помощи идеологической и кадровой работы, и надзор со стороны карательных органов, которые выполняли свои функции преимущественно репрессивными мерами. К концу 1950-х гг. ситуация в государстве и в правительственной системе изменяется. Послевоенный подъем экономики создавал условия для усовершенствования системы управления. С целью децентрализации был осуществлен переход от отраслевой системы к территориальной. В 1965 г. предприятия получают право участия в принятии решений и в прибылях, а значит, в правах и ответственности. Однако юридически это оказалось не обеспечено в полной мере, а следовательно, административный порядок руководства экономикой продолжал господствовать. Высшие руководители продолжали получать права собственности без правомочий, без правовой защиты и лишь при административной и партийно-дисциплинарной ответственности. Подобное состояние прав порождало противоречивый интерес, когда порядок деятельности по управлению экономикой не соответствовал выгодам от использования прав собственности. Этот интерес имел тенденцию закрепляться в такой форме дохода, как рента через максимизацию бюджета. Потребность соотносить деятельность чиновников с интересами трудящихся фактически отпала после признания установления социалистической системы. Аппаратчики могли смело утверждать любые свои решения как безальтернативные. Противоречивость бюрократического интереса и потребности роста привели в 1970- е гг. к усложнению управляю-щей структуры экономики, дроблению министерств, укрупнению предприятий, введению четырёхуровневого планирования. Эти новые формы по понятным причинам тоже не были обеспечены правовым статусом.

Хотя за последние десятилетия советского общества в нем сформировались интересы нелегального внегосударственного обеспечения трансакций, они не были собственно мафиозными, а если и стали таковыми впоследствии, то только пройдя через дальнейшие рыночно-капиталистические преобразования. «По мере краха коммунизма существующие криминальные организации, бесчестные бюрократы и предприниматели - все имели значительные стимулы для стремления к прибыльным схемам деятельности, легальной, нелегальной и смешан-ной». И с началом рыночных преобразований, нацеленных

на создание капитализма в России, возникли общественные явления, благоприятствующие формированию института мафии. Коренными моментами появления мафии стали легализация рыночной экономики и начало приватизации в сфере малого бизнеса, который стал свободен от политических влияний и нерыночных экономических механизмов, а также необеспеченность правовых средств реформирования режима собственности и деформация понятий об экономической преступности. Повысилась активность криминальных группировок, и начался при-рост их численности. В то же время актуализировалась потребность чиновников, стремящихся заполучить бывшую общественную собственность, в том, чтобы надежно защитить свою деятельность. Соединялись благоприятные условия и необходимые интересы для институционализации мафии. Но поскольку эти интересы не имели широкого распространения в советском обществе, то они шли к своей более полной реализации замысловатыми «перестроечными» путями. И. Фроянов справедливо, хотя формально, связывает узкую социальную базу капиталистической реставрации с малочисленностью криминальных, мафиозноклановых и номенклатурных элементов советского общества, не осознавая, однако, что сама мафия является продуктом этой реставрации.век стал эпохой глобализации экономических связей. Данный процесс затронул даже организованную преступность. Многие виды незаконного бизнеса стали носить международный характер. Соответственно, для обеспечения гарантий сделок потребовались мафиозные услуги нового масштаба, своего рода «Pax Mafiosa». «Рост мировых нелегальных рынков не только ускорил полное превращение мафиозной этики в «дух капитализма»; он также привел к мобильности и внутренней конкуренции, как внутри определенных преступных группировок, так и между каждой крупной преступной ассоциацией и ее врагами. В то же время, он вдохновил процесс вертикальной интеграции, соединяя организованную преступность международных мафий, с одной стороны, с обычной и несовершеннолетней преступностью, с другой. Взаимодействие между этими двумя сферами интенсифицировалось путем расширения спроса на преступный труд, порожденного возросшей степенью активности ведущих преступных группировок». Организованная преступность стала относительно независима от своих национальных корней и смогла воспроизводить себя вне своей изначальной культурно-исторической среды. Но она не может быть независимой от общественных условий. В этом смысле мафия должна рассматриваться в контексте законов развития современного общества. А поскольку сегодня человечество не знает более мощной структуры по применению насилия, чем государство, то и институт мафии соотносится с масштабом государства. Так как только государство уполномочено формировать порядки легальной хозяйственной деятельности, то это постоянно снижает возможности мафии. Поэтому даже международный уровень многих мафиозных группировок выступает лишь как нелегитимные связи, не способные в прямом смысле подчинить себе государство. А различия государственных порядков лишь усиливают раздробленность и без того автономных организационных структур мафии.

Невзирая на реальность мафии, нельзя утверждать, что она неискоренима, а ее деятельность неизбежна.* Общество может успешно выполнять общественные функции посредством иных структур, прежде всего легитимных правительственных органов, но также немафиозных нелегальных частных организаций, подобных тем, которые существуют в Италии наряду с мафией. Кроме того, история наглядно демонстрирует, что многие внутренние механизмы этого института ведут к его постепенному разрушению.


Заключение

 

Итак, мафия формируется как институт на стадии переходного общества, или «посреднического капитализма». До этого группа людей, объединенных впоследствии в мафию, не имела признаков и черт института. Теперь же они обеспечивают фактическое право частнособственнических интересов к соблюдению норм, еще не защищаемых государством. Мафия - это средство реализации интересов частного капитала, которые не могут еще в силу определенных причин (например, криминальности интереса) признаваться и обеспечиваться государственным аппаратом принуждения. Институт мафии - это не просто выражение одного «чистого» интереса, это выражение реальных общественных отношений, составляющих единую систему корреляции интересов разных общественных групп.

В современной капиталистической экономике существуют характерные области экономических интересов и деятельности мафии, поддерживающие ее существование как института. Безусловно, их особенности зависят от экономической структуры, государственно-политической системы, границ легального и нелегального бизнеса, правовых и нравственных норм экономического обмена, социальных детерминант потребительского интереса.

Более того, они могут успешно осуществляться и помимо мафиозной организации. Но когда образуется институт мафии, они стремятся интегрироваться в этом институте и формируют систему отношений как тип получения дохода.

Маловероятно, чтобы общественная эволюция привела к преобразованию института мафии в целый класс. Трудно представить сегодня такую экономику, где потребность в мафиозных услугах и структурах была бы неотъемлемой составляющей способа производства в целом. Также вряд ли кодекс мафиозного поведения станет в каком-либо обществе универсальным этическим идеалом. Во-первых, потому, что этот кодекс сам является производным от системы нравственной культуры (средиземноморской или японской). Во-вторых, основанный на жестокости и агрессии, которые монополизируются единицами, он не может служить всеобщим правилом, особенно при условиях глобализации принципов декларации прав человека.

Подводя итоги о таком явлении как мафия. Можно сказать, что эта неотъемлемая часть общества и государства, была, есть и будет всё то время пока есть само государство и та власть, которая правит им. Это касается всех стран мира, но в особенности России. Именно у нас государственные верхи постоянно уверяли народ в том что борьба с мафией идет, и подходит к концу. Но даже в наше время, когда у руля страны стоит весьма сильная партия во главе с президентом и премьер министром, никто не может сказать со 100% уверенностью, что мафия во всех ее сферах деятельности повержена и больше не проявляет «признаков жизни». Вся разница с 90-ми годами только в том, что мафия стала более легализованной и более привычной для многих в нашем обществе именно по причине того что она везде, от кресла политика в администрации города до торговой палатки на вещевом рынке.

Никто не в силах победить мафиозную структуру, потому что кому то она выгодна, кто-то состоит в ней, а кому то её существование попросту безразлично.

 


 

Список литературы

 

1. Российская организованная преступность: новая угроза? М., 2000.

2. Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М., 1989.

3. К. Майданик. Коррупция, криминализация, клептократия.

4. Интернет сайт http://sungat.ru/mafia/

5. Catanzaro R. Men of respect. A social history of the Sicilian mafia. N.Y.: The Free Press, 1992.

6. Arlacchi P. Mafia business: the Mafia ethics and the spirit of capitalism. London: Verso, 1986.

7. Штёльтинг Э. Мафия как метод // Рубеж. 1995. №6 - 7.

8. Волков В. Силовое предпринимательство в современной России // Социс. 1999. №1.

9. Weber M. Economy and Society. Berkeley: CUP, 1978.

10. Historical Institutions and Contemporary Problems in Transition Economies: Understanding the «Blood Revenge» Institution. Research paper presented by Sinioutine

11. The Economics of organized crime / Eds. G. Fiorentini; S. Peltzman. Cambridge: CUP, 1995.

12. Sterling C. Octopus: The Long Reach of the International Sicilian Mafia. N.Y.: Norton, 1990.

13. Senate Bill 678, 90th Congress Record 25.01. 1967.

14. Kaplan D., Dubro A. Yakuza: The Explosive Account of Japan's Criminal Underworld. Massachussets: AWP, 1986.

15. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центр-полиграф, 1994.

16. Сталин И. Сочинения. М.: ОГИЗ, 1947.

17. Boettke P. Why Perestroika Failed. The Politics and Economics of Socialist Transformation. London; N.Y.: Routledge, 1993.

18. Winiecki J. Resistence to Change in the Soviet Economic System. A Property Rights Approach. London; N.Y.: Routledge, 1991.

19. Handelman S. Comrade Criminal: The Theft of the Second Russian Revolution. London: Michael Joseph, 1994.

20. Дикселиус М., Константинов А. Бандитская Россия. СПб., 1997.

21. Дикселиус М., Константинов А. Преступный мир России. СПб., 1995.

.   Овчинский В. Мафия: необъявленный визит. М., 1993.

.   Овчинский В. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993.

.   Подлесских Г., Терешонок А. Воры в законе: бросок к власти. М., 1994.

.   Яковлев А. Социология экономической преступности. М., 1988.

26. Blasi J., Kroumova M., Kruse D. Kremlin capitalism: the privatization of the Russian economy. Ithaca: CUP, 1997.

27. Гуров А. Красная Мафия. М., 1995.

28. Фроянов И. Погружение в бездну (Россия на исходе XX века). СПб., 1999.

.   Организованная преступность / Под ред. А. Долгова. М., 1993.

30. Raith W. Das neue Mafia-Kartell: Wie die Syndikate den Osten eroben. Berlin: Rowohlt, 1994.

31. Sterling C. Crime Without Frontiers. London: Little Brown, 1994.

32. Sterling C. Thieves' World: The Threat of the New Global Network of Organized Crime. N.Y.: Simon & Schuster, 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...