Тема: Врачевание в Месопотамии, Древнем Египте.
Знать
- представление о целях и задачах истории медицины, о факторах, влияющих на развитие медицины, понять значение истории медицины;
- основные этапы и важнейшие узловые открытия в медицине, начиная с первобытного общества и до наших дней;
- хорошо представлять пути развития отечественной медицины, лечебного дела
уметь:
- работать с исторической литературой, посвященной медицине и здравоохранению, педиатрии;
- применять исторический метод;
- правильно оценивать достижения современной медицины;
- оформить реферативную работу
владеть:
- навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;
- навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
По плану УИРС студенты выполняют реферативные сообщения.
4. Вид занятия: семинарское занятие.
5. Продолжительность занятия: 2 академических часа (90 мин.).
6. Оснащение. Методические указания к семинарским занятиям, тестовые задания, мультимедийный проектор для показа слайдов. Семинарские занятия проводятся в специально оборудованном для занятия по истории медицины кабинете, где представлены стенды по всем периодам мировой и отечественной медицины, а также в музее БГМУ
План занятий
7.1. Организационная часть.
7.2. Обсуждение вопросов по теме семинарского занятия (методом опроса).
7.3. Заслушивание реферативных сообщений.
7.4. Тестовый контроль.
7.5. Подведение итогов занятия.
7.6. Задание к следующему занятию.
Занятия №1
| Контрольные вопросы
|
1.
| Периодизация Всемирной истории медицины.
|
2.
| Врачевание в первобытном обществе.
|
3.
| Возникновение ранних религиозных представлений.
|
4.
| Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины
|
5.
| Родовспоможение и уход за детьми.
|
|
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО
1) наука о происхождении, развитии и современном состоянии истории
2) наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины
3) наука о происхождении, развитии и современном состоянии человечества
4) наука о происхождении, развитии и современном состоянии биологии
2. НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» ИЗУЧАЕТ
1) современное состояние природы
2) закономерности развития и историю врачевания
3) закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества
4) происхождение, развитие и современное состояние человечества
3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ДЕЛИТСЯ НА 5 ПЕРИОДОВ
1) первобытное общество, древнейший мир, древний мир, средний мир, новый мир
2) доклассовое общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая история
3) древний мир, средние века, новая история, новейшая история, сверхновейшая история
4) доклассовое общество, классовое общество, средние века, новая история, новейшая история
4. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО (ДОКЛАССОВОГО) ОБЩЕСТВА ИЗУЧАЕТ
1) первобытное общество от возникновения человека (2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (около 4 тысячелетия до нашей эры)
2) первобытное общество от возникновения человека (1 век н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (4 век н.э.)
3) первобытное общество от возникновения человека (2 тыс. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (1 тыс. лет назад)
4) первобытное общество от возникновения человека (5 век до н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (5 век н.э.)
5. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ИЗУЧАЕТ
1. рабовладельческие социально-экономические отношения
2. капиталистические социально-экономические отношения
3. феодальные социально-экономические отношения
4. социалистические социально-экономические отношения
6. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (476-1640) ИЗУЧАЕТ
1) феодальную общественно-экономическую формацию от времени падения Восточной Римской империи до начала Английской буржуазной революции
2) феодальную общественно-экономическую формацию от времени падения Западной Римской империи до начала Французской буржуазной революции
3) феодальную общественно-экономическую формацию от времени падения Западной Римской империи до начала Немецкой буржуазной революции
4) феодальную общественно-экономическую формацию от времени падения Западной Римской империи до начала Английской буржуазной революции
7. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1640-1917) ИЗУЧАЕТ
1) историю капиталистической общественно-экономической формации от начала Французской буржуазной революции до Октябрьской социалистической революции и конца первой мировой войны
2) историю капиталистической общественно-экономической формации от начала Английской буржуазной революции до Октябрьской социалистической революции и конца первой мировой войны
3) историю капиталистической общественно-экономической формации от начала Английской буржуазной революции до Великой Отечественной войны
4) историю капиталистической общественно-экономической формации от начала революции до конца революции
8. ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (С 1917 Г.) ИЗУЧАЕТ
1) эпоху феодализма
2) эпоху капитализма
3) эпоху социализма
4) эпоху рабовладельчества
9. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ РАЗДЕЛОВ
1) общего, целого и частного
2) общего и частного
3) целого и частного
4) общего и общественного
10. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИЗУЧАЕТ
1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины
2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков
3) общие закономерности развития анатомии
4) общие вопросы возникновения истории
11. ЧАСТНАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины
2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков
3) общие закономерности развития анатомии
4) общие вопросы возникновения истории
12. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
1) медицинская научная литература, биографии ученых, энциклопедии
2) произведения народного эпоса, данные археологических раскопок, изобразительное искусство, искусство врачевания
3) медицинская научная литература, биографии ученых - медицинских деятелей, рукописные материалы, художественная литература, произведения народного эпоса, сказания, песни, данные археологических раскопок, изобразительное искусство
4) медицинская научная литература, художественная литература, детская литература
13. В ДОКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БЫЛА
1) 30-40 лет
2) 20-25 лет
3) 80-90 лет
4) 50-55 лет
14. КОЛЛЕКТИВНОЕ ВРАЧЕВАНИЕ -ЭТО
1) применение лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).
2) Забота о детях, помощь при родах и травмах
3) Остановка кровотечений, кровопускание (мелкие стрелы), появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.
4) применение обезболивания
15. ТОТЕМИЗМ-ЭТО
1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья
2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы
3) вера в души или всеобщее одухотворение природы
4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство
16. ФЕТИШИЗМ-ЭТО
1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья
2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы
3) вера в души или всеобщее одухотворение природы
4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство
17. АНИМИЗМ-ЭТО
1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья
2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы
3) вера в души или всеобщее одухотворение природы
4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство
18. МАГИЯ-ЭТО
1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья
2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы
3) вера в души или всеобщее одухотворение природы
4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство
19. ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ-ЭТО
1) патологические изменения человеческого тела
2) патологические изменения определенного органа
3) патологические изменения костей
4) патологические изменения остатков – человека
20. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА НАЧАЛА РАЗВИВАТЬСЯ В
1) первобытном обществе
2) древнем мире,
3) средние века
4) новом времени
21. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА – гоминидная триада это
1) Прямохождение
2) Развитая кисть - результат трудовой деятельности
3) Крупный высокоразвитый головной мозг (1/60 массы тела).
4) низкий рост
22. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ - ЭТО
1) проживание людей небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы, и железа,
4)произошло разделение труда
23.КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
1) Народная
2) Традиционная.
3) Научная.
4) Клиническая
2424. В ОСНОВУ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ПОЛОЖЕН 1) достижения в области естествознания 2) открытия в области медицины 3) знаменательные исторические даты 4) социально-экономические формации
25.КАКОЙ ЭПОХЕ СООТВЕТСТВУЮТ ХАРАКТЕРИСТИКИ: РАБОВЛАДЕНИЕ; ВЛИЯНИЕ МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ; ЖРЕЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА; ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ; НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА?
1) Новейшее Время 2) Новое Время 3) Первобытное общество 4) Древний Мир 5) Средневековье
26. КАКОЙ ЭПОХЕ СООТВЕТСТВУЮТ ХАРАКТЕРИСТИКИ: ФЕОДАЛИЗМ; ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВАИИСЛАМА; НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА; ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ?
1) Новейшее Время
2) Новое Время
3) Первобытное общество
4) Древний Мир
5) Средневековье
|
Литература
Основная литература:
1. Лисицын, Ю. П. История медицины. Краткий курс [Электронный ресурс]: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 304 с. - Режим доcтупа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html
2. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 528 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html
Дополнительная литература:
1. История медицины. Учебное пособие в 2-х частях. [Электронный ресурс]– Уфа, 2014. – 203с
2.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.
3.В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова История мировой и отечественной медицины. Учебное пособие. [Электронный ресурс]– СПб, 2010. – 160 с.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Врачевание в Месопотамии, Древнем Египте.
Знать
-основные этапы и важнейшие черты медицины Древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Древний Египет).
-основные достижения медицины.
-особенности храмовой и светской медицины.
- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину Месопотамия, Древнего Египта,
Уметь:
-анализировать исторический материал;
- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Древних цивилизаций (Месопотамия, Египет);
-использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.
| Контрольные вопросы
|
1.
| Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
|
| Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии),
|
2.
| Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись).
|
3.
| Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне.
|
| 4.Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование.
|
| 5.Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша).
|
| Темы реферативных сообщений
|
1.
| Медицина Месопотамии
|
2.
| Медицина Древнего Египта
Тестовые задания
|
Выберите один или несколько правильных ответов
1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики
2) переводы текстов с иностранных языков, религиозные представления о причинах болезней
3) семейные традиции в подготовке врачей
4) классовый подход к врачеванию в классовом обществе
2. КЛИНОПИСЬ ЭТО ПИСЬМЕННОСТЬ:
1) Древней Месопотамии
2) Древней Индии
3) Древнего Китая
4) Древней Греции
3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха
2) периодизация на царский период, период республики, период империи
3) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел
4) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства
4. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ ПРОГНОЗ «АСУ»
1) неблагоприятный
2) полное выздоровление
3) оптимистический
4) летальный исход
5. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии
2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов
3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос
4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры
6. К СЕРЕДИНЕ 2 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ СФОРМИРОВАЛОСЬ 2 ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ВРАЧЕВАНИЯ:
1) асуту, ашипуту
2) чарока-самхита, сушрута-самхита
3) инь, янь
4) асу, шин
7. В КАКОЙ СТРАНЕ ВПЕРВЫЕ ПРОВОДИЛИСЬ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ?
1) Древний Китай;
2) Древняя Индия;
3) Древний Египет;
4) Древний Рим;
8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки
2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)
3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)
4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах.
9. БОГИ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
1) Тот, Анубис
2) Асклепий, Гигиея
3) Гула, Ашшур
4) Мардук, Набу
10. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ «ГУЛА» ЭТО-
1) владычица подземного мира
2) богиня солнца
3) богиня ветра
4) богиня врачевания
11. ПЕРВЫЕ ТЕОРИИ О СУЩНОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1) гуморальная – (humor-жидкость) - о составе жидкостей в
организме
2) солидарная (solidus – твердые частицы)
3) пневматическая (pneuma – душа)
4) эмпирическая
12. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ БОЛЕЗНЕЙ
1) связанные с нарушением морально-правовых предписаний.
2) связанные с влиянием окружающей среды, неправильным образом жизни (прием нездоровой пищи, купание в грязной реке…).
3) связанные с религиозными верованиями (проказа, венерические болезни).
4) связанные с работой
13. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕДИЦИНЫ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1) эмпирическая,
2) храмовая
3)древнегреческая
4)византийская
14. МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (2 тыс. до н.э.):
1) Эберса
2) Смита
3) Бругша
4) Бхаскара Бхатта
15.ЕГИПЕТ СЧИТАЕТСЯ РОДИНОЙ УЧЕНИЯ
1) о кожных болезнях
2) косметики
3) обезболивания
4) анатомии
16. САМЫЙ ДРЕВНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ СПРАВОЧНИК ВОЗНИК В
1) Древнем Китае;
2) Древней Индии;
3) Древнем Египте;
4) Месопотамии
17.МЕДИКО САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЫЛА СОЗДАНА В
1) Древнем Китае;
2) Древней Индии;
3) Древнем Египте;
4) Месопотамии
18. АНАТОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ПОЛУЧАЛИ ПРИ:
1) бальзамировании
2) вскрытии трупов
3) изучении медицинских книг
4) вскрытии животных
19.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ПАПИРУС ЭДВИНА СМИТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ
1) трактат по анатомии
2) трактат по акушерству
3) трактат по хирургии
4) трактат по внутренним болезням
20. В ДРЕВНЕМ КИТАЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ ВРАЧ — НЕ ТОТ, КТО ЛЕЧИТ ЗАБОЛЕВШЕГО, А ТОТ КТО:
1) дает советы
2) назначает физические упражнения
3) владеет операционной техникой
4) предупреждает болезнь.
21. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ПАПИРУС БРУГША ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ
1) трактат по анатомии
2) трактат по детским болезням
3) трактат по хирургии
4) трактат по внутренним болезням
22. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ПАПИРУС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЖЕНСКИМ БОЛЕЗНЯМ
1) папирус Смита
2) папирус Бругша
3) Кахунский
4) папирус Эберса
23. АКВЕДУКИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕМ РИМЛЯН, ОНИ ЗАИМСТВОВАЛИ ЭТУ ИДЕЮ
1) в Китае
2) в Египте
3) в Индии
4) в Ассирии
24. В V ВЕКЕ ДО Н.Э., ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКОГО ИСТОРИКА ГЕРОДОТА, СРЕДИ ВРАЧЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ СУЩЕСТВОВАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (ХИРУРГИ, ОКУЛИСТЫ И Т.Д.).
1) Вавилон
2) Китай
3) Индия
4) Египет
25. СТРАНА ДРЕВНЕГО МИРА, В КОТОРОЙ ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЛЕЧЕНИЕ РТУТЬЮ:
1) Египет
2) Вавилон
3) Индия
4) Китай
Литература
Основная литература:
1. Лисицын, Ю. П. История медицины. Краткий курс [Электронный ресурс]: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 304 с. - Режим доcтупа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html
2. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 528 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html
Дополнительная литература:
1. История медицины. Учебное пособие в 2-х частях. [Электронный ресурс]– Уфа, 2014. – 203с
2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.
3. В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова История мировой и отечественной медицины. Учебное пособие. [Электронный ресурс]– СПб, 2010. – 160 с.
ЗАНЯТИЕ 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: