Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Угроза прихода новых конкурентов




Исследование конкуренции

Конкуренция – это соперничество между людьми, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Конкуренция - соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Виды конкуренции:

  1. функциональная конкуренция возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Функциональная конкуренция может возникнуть даже при производстве уникальной продукции.
  2. видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам.
  3. предметная конкуренция – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.

Анализ деятельности конкурентов – это одна из обязанностей специалистов по маркетингу, осуществляемая в целях:

  • выявления существующих и возможных товаров – конкурентов;
  • определения настоящих и потенциальных конкурентов – производителей этих товаров;
  • исследования слабых и сильных сторон всех конкурирующих товаров;
  • разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.

С точки зрения методологии важно оценить состояние конкурентной среды, применяя комплексный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов (органы статистики, налоговые, таможенные органы, банковские структуры и инвестиционные фонды) и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений социологических опросов, экспертных заключений, результатов обследований научных и общественных учреждений и результатов конкурентной разведки, бенч-маркетинга.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всестороннему исследованию:

1. привлекательности отрасли и конкурентной борьбы внутри отрасли;

2. приоритетных конкурентов и определение силы их позиции;

Конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности.

Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри отрасли

Привлекательность отрасли в долгосрочной перспективе можно установить с помощью модели Портера, представленной на рис. 7. Очевидно, что главные действующие силы, формирующие конкурентный климат, могут изменяться от рынка к рынку.

Рис. 7. Модель «Пять сил конкуренции Портера»

Опираясь на анализ, проведенный Портером, рассмотрим последовательно роль четырех внешних конкурентных сил. Анализ борьбы между прямыми конкурентами будет проведен в пункте 2.

Угроза прихода новых конкурентов

Потенциальные конкуренты с большой вероятностью прихода на рынок – это угроза, степень которой фирма должна стремиться понизить и против которой она должна защищать себя, создавая барьеры входа. Потенциальные прямые конкуренты могут быть выявлены в следующих группах фирм:

  • фирмы вне рынка товара, которые могут легко преодолеть барьеры входа;
  • фирмы, для которых приход на рынок создаст большой синергический эффект;
  • фирмы, для которых приход явится логическим развитием их стратегии;
  • клиенты или поставщики, которые могут осуществить интеграцию «вперед» или «назад».

Серьезность этой угрозы зависит от высоты барьеров входа и силы реакции, которую может ожидать потенциальный конкурент. Возможные барьеры входа таковы.

  • экономия на масштабах, которая принуждает входящую фирму либо обеспечить крупномасштабное производство, либо создает для нее опасность проигрыша по издержкам.
  • Правовая защита, которую дают патенты.
  • Сила имиджа марки, которая означает особую приверженность покупателей, слабо поддающихся доводам новой фирмы.
  • Потребности в капитале не только для финансирования освоения производства, но и на рекламу.
  • Издержки перехода, т.е. одноразовые затраты на реальную или психологическую перестройку, которая требуется от покупателя при переходе от товара известного производителя к товару фирмы-новичка.
  • Доступ к сбытовым сетям: сбытовики могут быть очень осторожными в предоставлении доступа для новых товаров; иногда новая фирма вынуждена создавать новый канал сбыта.
  • Эффект опыта и преимущество по издержкам, которыми обладает уже укрепившаяся на рынке фирма, могут быть весьма значительными, особенно в секторах с высокой долей ручного труда.

Другими факторами, способными повлиять на решимость новой фирмы, являются ее представления о силе реакции уже имеющихся конкурентов и об отпоре, который они могут оказать новичку. Воздействие возможного отпора зависит, в частности, от следующих факторов:

  • прошлого опыта и агрессивной репутации по отношению к новым фирмам;
  • степени важности рынка товара для уже действующей на нем фирмы;
  • доступности крупных финансовых ресурсов и степени их ликвидности:
  • возможности переноса ответных воздействий на основной рынок новой фирмы.

Эта совокупность условий – существование барьеров входа и способность к отпору – и определяет силу, удерживающую потенциальных конкурентов от прихода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...