Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная научная картина мира




Единство мира

Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован потребностями производственной и общественной деятельности. Умственные способности человека росли, умножалось количество его производственных навыков, но все это не могло идти ни в какое сравнение с многообразием окружающих явлений. В этих условиях необходимо было приспособиться к окружающему миру и в итоге подчинить его себе. Человеку нужно было научиться группировать похожие явления, находить в них общее и сводить к чему-то единому. Долгое время этот процесс шел стихийно. В конце концов это привело к осознанию самой задачи поиска единого в различном. Чтобы быть уверенными в своих поступках, люди должны были иметь основания для такой уверенности. Они искали её в объяснениях происхождения видимого мира через что-то единое.

Почти все народы в своем развитии прошли стадию стихийного религиозно-культурного творчества, в которой роль единого прародителя была закреплена за богом. Элементы научно-философского понимания мира начали складываться в процессе разложения и преобразования мифологического осознания, поскольку требовались обоснования и проверка утверждений, в то время как мифология все принимает на веру. Человек не просто смотрит на объекты, а затем формирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Мышление обратилось к самому себе, и человек начал исследовать себя и свое собственное мышление.

Древняя философия в противоположность мифологии была довольно критична и широко пользовалась приемами доказательства и опровержения. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания чувственных образов к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями.

Раннегреческие мыслители пристально изучали природные явления и делали первые попытки их философского истолкования. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы. “ Одну из них предложили пифагорейцы, считавшие первоосновой многообразия мира сверхчувственное математическое начало – число. Для них характерно резкоотрицательное отношение к бесконечности. В этом выражался своего рода страх древнего человека перед непостижимыми для него многообразием и сложностью реального мира”.[ ] Но дальнейшие математические исследования показали, что сведение бесконечного многообразия мира к целым числам и установление математического единства мира невозможны. Мир в действительности – есть нечто абсолютно единое, единообразное, чувственно не воспринимаемое.

Этот подход казадся внутренне противоречивым Аристотелю, учение которого исходило из того, что мир состоит из реально существующих, чувственно воспринимаемых единичных вещей. Здесь тоже возникла проблема: единичное – реально, но само по себе не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания. Спор о том, что существует реально – единичное или общее – обсуждалась на протяжении многих веков и в средневековой, и в новоевропейской филоофии.

Взгляды античных философов на проблему единства и многообразия мира оказали значительное влияние на мыслителей средневековья. По идее христианского богословия, мир, несмотря на видимое его многообразие, един, потому как создан богом по единому замыслу. Новое отношение к миру как к продукту творения требовало нового обоснования. Одно из направлений, получившее название реализма, утверждало, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Противники реализма, напротив, признавали существование лишь единичных вещей и подчеркивали приоритет воли над разумом. Это направление носило название номинализма.

Идейное наследие античных и средневековых философов состояло в том, что была обнаружена необходимость единой общей основы бесконечного разнообразия окружающих нас явлений. Кроме того, философы осознали, что возможны различные решения этого вопроса, преимущественно путем логического доказательства и чисто умозрительных умозаключений.

Философы нового времени отвергли эту традицию и обратились к научному опыту. В XVII-XIX в.в. метафизическая философия свела все видимое многообразие вещей и движений к простому механическому перемещению частиц, которые обладают исключительно количественными свойствами. Подобный переход от научной теории к философии был достаточно проблематичным. Если количественные понятия дают подлинную картину всего происходящего во вселенной, то как можно объяснить, что мы действительно ощущаем, например, боль, цвет, запах и т.д., то есть качества? С одной стороны, мы их воспринимаем, а с другой, если единственно правильными являются только эти механистические и материалистические понятия, то качества не могут существовать. Решения этой дилеммы различаются в зависимости от степени приверженности механистическим понятиям.

“ Обсуждение вопроса о единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии нового и особенно новейшего времени отчетливо обозначились две противостоящие друг другу позиции – монизм (один, единственный) и плюрализм (множественный). Сторонники монистического подхода отдавали предпочтение какому-то единому началу, первооснове мира. При этом внутри монизма отчетливо прослеживались два взаимоисключающих решения – материалистическое и идеалистическое…. В противоположность монизму плюрализм признает равноценные множества несводимых друг к другу оснований мира, форм существования и движения различных предметов и явлений”.[ ]

Ни один из философов не сомневался в том, что мы воспринимаем. Напротив, для них исходным пунктом было соотношение между душой и телом. Для философов XVII в. проблемма состояла в том, как это соотношение может быть объяснено теоретически. Пытаясь это сделать, они более или менее догматически использовали механистические понятия.

Современная научная картина мира

Философия XX в. осуществила прорыв к более динамичной картине мира. Критика интеллекта, критика науки, осуществляемая философией жизни, способствовала осознанию того, что рациональные способы познания должны быть реалистически осознаны в соотношении со всем многообразием неоднородной духовной жизни человека. Огромное практическое значение науки вызвало глубокое уважение массового сознания, а её слово весомо. Наука – это бесстрастное и точное зеркало, отражающее мир как фотографию реальной действительности

В XX в. естественнонаучная картина мира радикально изменилась и уже не равна вчерашней. Возникшая из учений Ньютона и Декарта, она отбросила один очень важный момент - фигуру бога. Мир твердой материи, подчиненный жестким законам, выступает как единый и единственный. Гигантские космические просторы с массой движущейся в них материи не несут в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Вселенная развивается без участия разума. Вся её история – это результат слепого и стихийного движения материальных масс, где появление жизни – не только загадка, но и достаточно странное явление. “ Человек в этом мире – ошибка, описка, курьезный случай. Он – побочный продукт звездной эволюции”.[ ] Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов и представляет собой большое вместилище тел, перемещающихся под воздействием сил притяжения.

В XX в. была сделана масса открытий, показавших, что мир гораздо разнообразнее, чем это представлялось механистической науке. Было доказано, что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Конечно, это не значит, что физика перестает быть наукой о природе, просто утверждается положение человека во Вселенной.

Современные ученые опровергли теорию о линейности времени и трехмерном пространстве. И пространство, и время находятся во взаимодействии друг с другом и с массой тел.

Современная физика разрушила представление о твердой материи: элементарные частицы, из которых состоят атомы, невещественны. Было выработано новое понимание эволюции: одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, начиная от физикохимических процессов и заканчивая человеческим сознанием.

Таким образом, человек перестает быть ошибкой природы, а становится законным проявлением действительности с пониманием собственного места во Вселенной, пронизанной токами разума и смыслом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...