Система поощрения и наказания
Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения или деятельности отдельного ребенка и коллектива. Способы поощрения: Одобрение (самый простейший), благодарность, награждение (вызывают сильные положительные эмоции и стимул к будущей деятельности). ГЛАВНОЕ НЕ ПРИУЧИТЬ!!!
Необходимо учитывать: 1. Поведение подростка должно направляться не стремлением получить похвалу, а внутренними убеждениями и нравственными мотивами. 2. Поощрение не должно противопоставлять ребенка отряду. 3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому? сколько? за что? 4. Поощрение требует личностного подхода. 5. Справедливость. 6. Возраст (в младших отрядах хвалить чаще, в старших отрядах поступки должны быть более значительными); Не хвалить: - в присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример, т.к. может быть ревность, зависть, клевета, неприязнь между друзьями; - за то, что достигнуто не своим трудом (все природные особенности); - больше двух раз за одно и то же; - из жалости, из желания понравиться; -за счёт унижения другого. Виды поощрения: 1. Связано с изменением в правах детей. 2. Изменения в обязанностях. 3. Связано с моральными санкциями.
Формы поощрения: 1. По логике естественных последствий (сделал - получил). 2. Традиционные (дети прекрасно знают, что за победу в каком-либо конкурсе из должен ждать приз). 3. Экспромт (дети не ждали никакого поощрения).
Поощрить весь отряд: 1. Мероприятие (костёр, дискотека в корпусе, позитивное и колбасное КТД и т.п.) 2. Торжественное чаепитие. 3. Грамота от вожатого(СтВ, директора) 4. Не строгий, но тихий сон.час (не переусердствовать) Поощрить индивидуально:
1. Старший возраст: - грамота от вожатых или от директора лагеря
2. Средний возраст - грамота
3. Младший возраст - грамота, игрушка.
Нуждающиеся в похвале: · Якобы неполноценный ребёнок с сильно заниженной самооценкой (закомплексованный, со смешной фамилией, и др.); · «Счастливец» (здоровый ребёнок с избытком сил, оптимизмом, с потребностью в подтверждении своих преимуществ); · Самолюбивый – не выносит неодобрения, расстраивается, сникает и ничего больше не хочет делать. Хорошие способы похвалы: 1. Похвала авансом – авансирование личности. · когда человеку плохо, хвалить за то, что есть и даже за то, чего нет; · не захваливать; · когда хотим ребёнка чему-то научить («ты это хочешь, у тебя получится, ты лучше, чем сам себе кажешься». 2. «Подъёмная» похвала – всякое повышение требований начинать с похвалы, вдохновить. 3. Косвенное одобрение – хвалить не хваля. Не хвалим, а наводим человека на самостоятельные выводы («Как хорошо, когда никто не балуется во время отбоя»). 4. Рикошет – метод косвенного внушения (разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать). Начиная с 11-ти лет, рикошет действует сильнее личного обращения. 5. Попросить совета как у равного, как у старшего. Главное последовать этому совету, как бы глуп он ни был. 6. Лидер дня (рейтинг).
Наказание(осуждение) – неодобрение или отрицательная оценка поступков и действий, которые противоречат нормам и правилам поведения в обществе.
§ Не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психическому). § Если есть сомнения наказывать или не наказывать – не наказывайте. § За один раз – одно. § наказание не за счёт награды (не отнимать подаренного и обещанного); § Наказан – прощен. § Без унижения. § Дети не должны бояться наказания. Важно: § Проявлять терпение § Объяснить причину § Выслушать обе стороны § Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения. § В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо. § если провинился случайно, или не знал, что поступает плохо, не наказывать; § к неуравновешенным относиться особенно внимательно, меры осуждения могут вызвать неадекватную реакцию: побег из лагеря, суицид и др.; § Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны. § Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять. § При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого. § Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок). § Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).
§ Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого. § Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием. § Наказывать детей должен в первую очередь вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация. § Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. § Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным. § Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.
Средства:
Чтобы наказать весь отряд: · Лишение развлекательного мероприятия (дискотека, поход и т.п.); · огонёк; · суд; · бойкот; · Отбой на час раньше. · осуждение вожатого или администрации. Чтоб наказать индивидуально: · замечание вожатого перед всем отрядом, на огоньке (или даже на линейке перед лагерем); · Угроза перевода в другой отряд (для младших в старший отряд) · Отжимания и приседания за маты. · помещение в уголок позора; · вызов на планёрку (но не часто); · исключить из лагеря (в крайнем случае); · осуждение отряда; · расписка, объяснительная; a. Сначала вожатому · игнорирование; · выговор на линейке; · Косячит один, страдает весь отряд · сделать ребенка своим другом (тенью). НЕЛЬЗЯ наказывать детей: · Едой; · Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого); · Сном; (Т.е. лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно); · Трудом; (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет)). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот "подавать" труд как игру, как приятное и необходимое занятие;
· Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других); · Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей. · Рукоприкладством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|