Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы сценического самочувствия




 

«если бы», «предлагаемые обстоятельства», внутреннее и внешнее действие - очень важные факторы в нашей работе. Они не единственные. Нам нужно еще очень много специальных, артистических, творческих способностей, свойств, дарований (воображение, внимание, чувство правды, задачи, сценические данные и прочее, и прочее).
Условимся... Для краткости и удобства называть всех их одним словом: элементы (2, 68).

...настоящее их название: элементы внутреннего сценического самочувствия (2, 319).

...и действие, и задача, и объект, и предлагаемые обстоятельства, и чувство правды, и круг внимания, и аффективные воспоминания - одновременно друг на друга воздействуют, друг друга дополняют. Все это основные органические, друг от друга неотъемлемые, составные части, или элементы, того общего самочувствия артиста, которое необходимо ему для творчества (3, 354).

 

 

Эмоциональная память

...память, которая помогает повторять все знакомые, ранее пережитые вами чувствования... И есть эмоциональная память.
Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память (2, 216-217)....повторные ощущения... Вызываются памятью пяти чувств.
...жизнь изображаемого образа, сотканная из отобранного материала эмоциональной памяти, нередко более дорога творящему, чем его обычная каждодневная человеческая жизнь… свое собственное...
Бережно переносится артистом на подмостки....человеческие чувствования артиста, аналогичные с чувствованиями роли, должны остаться живыми (2, 227)....повторные переживания бывают сильнее первичных, так как продолжают развиваться в наших воспоминаниях (2, 241).

 

 

Эпизоды*

 

*в последние годы работы К.С. Станиславский при делении пьесы на составные части наряду с наименованием «куски» употреблял также термин «эпизоды», подчеркивая этим свое требование наиболее активного, действенного раскрытия содержания пьесы. Определение эпизода выясняется из ответа на вопрос, что произошло в данном отрезке пьесы, какое событие развивает действие пьесы (4, 522).

Деление пьесы и роли на мелкие куски допускается лишь как временная мера... Пьеса и роль не могут долго оставаться в таком измельченном виде... С малыми кусками мы имеем дело лишь в процессе подготовительной работы, а к моменту творчества они соединяются в большие куски, причем объем их доводится до максимума, а количество - до минимума... (2, 152-153).
Техника процесса деления на куски довольно проста. Задайте себе вопрос: «без чего не может существовать разбираемая пьеса?» - и после этого начните вспоминать ее главные этапы, не входя в детали (2, 154).
Вы просмотрели пьесу... По ее главным эпизодам и тем самым разделили... На составные, органические части. Они являются главными, самыми большими кусками, из которых сложена вся пьеса. Совершенно такое же деление на части для их анализа производится в каждом из средних и малых кусков, которые тоже образуют потом самые большие куски (2, 155).

...куски должны логически и последовательно вытекать друг из друга (2, 156).

...там, где вымышленная действительность, там неизбежны ее составные части, или куски. А где куски - там и задачи. Манкая задача, естественно, вызывает позыв, хотение, стремление, оканчивающееся действием (3, 355).

...хорошо угаданное название определяет внутреннюю сущность куска. Оно является его синтезом, экстрактом.
Верное название, определяющее сущность куска, вскрывает заложенную в нем задачу.

 

Пока артист ищет это слово, он тем самым уже зондирует, изучает кусок, кристаллизует и синтезирует его. При выборе наименования находишь и самою задачу (2,161).

 

 

Этика артистическая

 

Артистическая этика и создаваемое ею состояние очень важны и нужны в нашем деле благодаря его особенностям (3, 241).

Первым условием для создания предрабочего состояния является выполнение девиза: «люби искусство в себе, а не себя в искусстве» (3, 244).
...слишком много соблазна в нашем деле!...привычка быть всегда на людях, показываться, красоваться, получать овации, принимать... Похвалы, читать хвалебные рецензии и проч., и проч. - все это большой соблазн <который> приучает к поклонениям, балует. Является потребность в... Непрестанном щекотании своего маленького актерского самолюбия. Чтобы жить и довольствоваться только этими интересами, надо очень внутренне опуститься, опошлиться. Серьезного человека такая жизнь может забавлять недолго, но зато поверхностных людей соблазны сцены порабощают, развращают и губят. Вот почему в нашем деле... Надо уметь постоянно держать себя в руках. Актеру нужна солдатская дисциплина (3, 345).
Охраняйте сами ваш театр от «всякой скверны», и сами собой создадутся благоприятные условия для творчества... Грязь, пыль отряхивайте снаружи, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства (3, 243).
Кивать и направлять творчество студийцев в нужном направлении, воспитывая их вкус, требуя соблюдения законов природы и доведения каждого простейшего упражнения до искусства, то есть до абсолютной правды и до полного технического совершенства (12, 305).

 

Этюды

...работа с самодеятельными этюдами прежде всего прекрасно развивает воображение.

Ученикам, набившим себе руку на этюдах, ничего не стоит потом фантазировать по поводу пьесы, когда эти вымыслы становятся им необходимы.
Дело не в количестве, а в качестве создаваемых этюдов.

...пусть лучше сделают только один этюд и доведут его до самого последнего конца, чем сотни их, разработанных лишь внешне, по верхушкам. Этюд, доделанный до конца, подводит к настоящему творчеству, тогда как работа по верхушкам учит халтуре, ремеслу.
...кроме развития воображения есть и другая, не менее важная польза в работе по созданию и исправлению самодеятельных этюдов. Во время нее, на самой практике, естественно, незаметно происходит изучение творческих законов органической природы и приемов психотехники.

Так мы постепенно подходим к этюдам со словами, созданными самими учениками (3, 410-411).
...нужно выбирать материал для этюдов посильный, чтобы не произошло вывиха в душе начинающего артиста, но даже самые примитивные упражнения и самые простые этюды должны быть доведены до мастерства, до виртуозности исполнения. Наше дело (педагогов) не учить творить, но лишь подталкивать и направлять творчество студийцевв нужном направлении, воспитывая их вкус, требуя соблюдения законов природы и доведения каждого простейшего упражнения до искусства, т.е. До абсолютной правды и до полного технического совершенства.(12, 305)

 

 

«Я есмь»

 

«Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я... Существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от своего собственного имени... (2, 79).
«Я есмь» - это сгущенная, почти абсолютная правда на сцене.
Там, где правда, вера и «Я есмь», там неизбежно и подлинное, человеческое (а не актерское) переживание... (2, 203).
В системе... Говорится о психотехнике, о том... Как почувствовать роль в себе и себя в роли. Пока актер не стоит на этой почве, пока он роли в себе не чувствует и себя в роли... - не требуйте ничего от актера. Это будет сплошное насилие. Надо... Довести актера до состояния «Я есмь» - тогда можно говорить о сквозном действии, о задаче (10, 657).

 

_______________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...