Подраздел Целомические – Coelomata
Подраздел Нецеломические – Acoelomata Тип Плоские черви – Plathelminthes Тип Немертины – Nemertini Тип Круглые черви –Nemathelminthes Тип Приапулиды – Priapula Тип Скребни – Acanthocephales Подраздел Целомические – Coelomata Тип Кольчатые черви – Annelida Тип Моллюски- Mollusca Тип Онихофоры – Onychophora Тип Членистоногие – Arthropoda Тип Погонофоры – Pogonophora Тип Щупальцевые – Tentaculata Тип Щетинкочелюстные – Chaetognatha Тип Иглокожие – Echinodermata Тип Гемихордовые – Hemichordata Тип Хордовые – Chordata Основные этапы филогенетического развития животного мира
ЗАНЯТИЕ № 1 ЗНАКОМСТВО И РАБОТА С ОПТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ Задание 1. Изучить устройство микроскопа, бинокуляра, лупы и правила работы с ними (Зеликман, 1969: с. 5–11, рис. 1, 2). Задание 2. Изучить правила пользования микроскопом. 1. Проверить исправность микроскопа, обнаружив дефекты, сообщить о них преподавателю.
2. Протереть салфеткой оптические части микроскопа, не вынимая их. 3. Установить микроскоп на рабочем месте так, чтобы тыльная сторона ножки совпала с краем стола. Тетрадь расположить с правой стороны от микроскопа. 4. Поворотом макровинта на себя, приподнять тубус микроскопа. Вращая револьверную головку, подвести под тубус объектив малого увеличения (х8). Работая макровинтом установить его на расстоянии 1 см от предметного столика. 5. Отцентрировать предметный столик винтами препаратоводителя так, чтобы линза конденсора была в центре отверстия предметного столика. 6. Осветить поле зрения, открыв диафрагму и повернув вогнутую сторону зеркала к источнику света. 7. Положить на предметный столик микропрепарат (вверх покровным стеклом) и вращением макровинта добиться четкого изображения. 8. Для изучения микропрепарата на большом увеличении следует подвести под тубус объектив большой системы (х40). Работая микровинтом добиться четкого изображения. 9. После полного изучения объекта, под тубус подвести объектив малого увеличения, препарат сиять с предметного столика. 10. Закончив работу, микроскоп привести в нерабочее положение. Для этого: объективы из-под тубуса отвести вперед, тубус опустить макровинтом до упора, диафрагму закрыть, зеркало установить горизонтально. Задание 3. Изучить под микроскопом временный препарат волокон ваты. Приготовить временный препарат из волокон ваты, рассмотреть его под малым увеличением микроскопа. Перевести микроскоп на большую систему увеличения, рассмотреть волокна ваты. Зарисовать волокна ваты и пузырьки воздуха. Отметить, что изображение получается увеличенным и перевернутым.
ЗАНЯТИЕ № 2 МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОТРОФНЫХ И ГЕТЕРОТРОФНЫХ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ
Систематическое положение изучаемых животных. Царство Животные – Regnum Animalia seu Zoa
Подцарство Одноклеточные животные – Subregnum Protozoa Тип Саркомастигофоры – Sarcomastigophora Подтип Жгутиконосцы – Mastigophora Класс Растительные жгутиконосцы – Phytomastigophorea Отряд Эвгленовые – Euglenida Вид Эвглена зеленая – Euglena viridis Отряд Вольвоксовые – Volvocida Род Вольвокс – Volvox Класс Животные жгутиконосцы – Zoomastigophorea Отряд Кинетопластиды – Kinetoplastida Род Трипаносомы – Trypanosoma Подтип Саркодовые – Sarcodina Класс Корненожки – Rhizopoda Отряд Амебовые – Amoebina Вид Амеба протей – Amoeba proteus Тип Инфузории – Ciliophora Класс Ресничные – Ciliata Подкласс Равноресничные – Holotricha Отряд Гименостоматы – Hymenostomatida Род Туфелька – Paramaecium
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ К простейшим относятся микроскопические животные, тело которых представлено одной клеткой. Морфологически тело простейших соответствует одной клетке многоклеточного организма, но физиологически каждая особь представляет самостоятельный организм, для которого характерны основные жизненные функции: обмен веществ с ассимиляцией и диссимиляцией, раздражимость, движение, размножение, приспособление к среде обитания и т.д. Клеточные структуры, выполняющие определенные жизненные функции, принято называть органоидами, в отличие от органов многоклеточных животных. Для простейших характерны: – органоиды движения: ложноножки, представляющие собой временные выпячивания цитоплазмы, жгутики, реснички, сократимые волоконца – мионемы; – органоиды пищеварения: пищеварительные вакуоли, у некоторых имеется клеточный рот – цитостом, клеточная глотка – цитофаринкс, клеточное анальное отверстие – цитопрокт; – органоиды осморегуляции и выделения продуктов диссимиляции – сократительные вакуоли; органоиды размножения – ядерный аппарат; органоиды воспринимающие различные раздражения из внешней среды – глазки, реснички и т.д. Преобладающее большинство простейших свободноживущие организмы, обитающие в воде, влажной почве. Часть простейших приспособилась к паразитированию в клетках, тканях, органах различных беспозвоночных и позвоночных животных. Некоторые простейшие образуют колонии, включающие от 2–4 до десятков тысяч особей. Колониальные простейшие являются связующим звеном между одноклеточными и многоклеточными животными. По мнению ряда ученых (Геккель, 1874; Бючли, 1884; Мечников, 1882; Захваткин, 1949; Иванов, 1967) многоклеточные животные в процессе эволюции произошли от жгутиковых колониальных простейших.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ В современной систематике простейших выделяют 7 самостоятельных типов: Тип Саркомастигофоры – Sarcomastigophora Тип Апикомплексы – Apicomplexa Тип Миксоспоридии – Myxozoa Тип Микроспоридии – Microspora Тип Асцетоспоридии – Ascetospora Тип Лабиринтулы – Labirinthomorpha Тип Инфузории – Ciliophora
Задание 1. Рассмотреть строение свободноживущих автотрофных жгутиковых на примере эвглены зеленой. Найти объекты при малом увеличении, затем перевести на большое и изучить строение эвглены (рис. 1). В цитоплазме найти: хроматофоры, парамиловые зерна, сократительную вакуоль, ядро, стигму (Зеликман, 1969: с. 21–23, рис. 7). Зарисовать, проставить обозначения. Задание 2. Изучить строение колониальных жгутиковых на примере вольвокса. Микропрепарат вольвокса рассмотреть при малом увеличении микроскопа. Найти материнскую колонию с хорошо видимыми дочерними (рис. 2). Зарисовать общий вид колонии. Обозначить материнскую и дочерние колонии (Зеликман, 1969: с. 46–52, рис. 18, 19).
Задание 3. Изучить строение паразитических жгутиконосцев на примере трипаносомы. Обратить внимание на дегенеративные изменения в организации паразитических форм и на идиоадаптивные приспособления. Найти объекты при малом увеличении, затем перевести на большое. В окрашенном мазке крови между эритроцитами (безъядерные, розовоокрашенные) и лейкоцитами (крупные, с темно-синими ядрами) рассмотреть веретенообразных трипаносом, окрашенных в фиолетовый цвет (рис. 3). В протоплазме найти овальное ядро, расположенное ближе к переднему концу тела. На заднем конце расположено базальное тельце (кинетосома). От него отходит жгутик, связанный с телом трипаносомы тонкой прозрачной перепонкой – ундулирующей мембраной. На переднем конце тела жгутик заканчивается свободно. Рядом с кинетосомой расположен особый органоид – кинетопласт (Зеликман, 1969: с. 24, рис. 8).
Зарисовать трипаносому, проставить обозначения. Задание 4. Изучить строение свободноживущих гетеротрофных одноклеточных – саркодовых на примере амебы протей. Микропрепарат амебы рассмотреть при малом увеличении микроскопа (рис 4). Сравнив несколько особей, обратить внимание на непостоянную и разнообразную форму тела, на дифференцировку цитоплазмы на 2 слоя; наружный, более светлый – эктоплазму и внутренний, темный – эндоплазму. В эндоплазме найти ядро, пищеварительную и сократительную вакуоли (Зеликман, 1969: с. 15–18, рис. 4). Зарисовать амебу, проставить обозначения. Задание 5. Изучить строение и размножение инфузорий. Из поверхностной пленки сенного настоя приготовить временный препарат инфузорий. Рассмотреть каплю культуры под малым увеличением микроскопа, не накрывая покровным стеклом. Обратить внимание на общий характер движения, работу ресничного аппарата, форму тела. Замедлить движение инфузорий отсасыванием излишка воды полосками фильтровальной бумаги (рис. 5). Рассмотреть культуру при большом увеличения микроскопа. Найти пищеварительные, сократительные вакуоли, понаблюдать за их работой (Зеликман, 1969: с. 24–33, рис. 9–11). Зарисовать инфузорию, проставить обозначения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|