Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Понятие правоохранительных органов




ЛЕКЦИЯ 1

Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы»

 

Введение

 

Современная российская судебная и правоохранительная система претерпела в последнее десятилетие значительные изменения. Эти изменения проходят в рамках правовой реформы и обусловлены необходимостью, с одной стороны, в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законо­дательством, а также международными стандартами в области нрав и свобод человека усилить правовую защищенность граждан Российской Федерации и обеспечить соблюдение и возможность реализации предусмотренных российскими законами прав и свобод каждой отдельной личности, с другой — принять эффективные меры по противодействию преступлениям и разного рода правонарушениям, рост которых тревожит российское общество и создает угрозу устойчивому развитию государства.

Кроме того, как в судебной системе, так и в целом в системе правоохранительных органов РФ произошли весьма существенные организационно-правовые перемены: изменилась система судебных органов РФ, появились новые правовые и государственные институты — мировые судьи, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Верховный Суд РФ стал высшей судебной инстанцией для арбитражных судов, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.; в качестве самостоятельного государственного органа начал функционировать Следственный комитет РФ; были реформированы органы прокуратуры, внутренних дел; в судах общей юрисдикции изменилась система пересмотра судебных решений; была ликвидирована налоговая полиция и т.д.

С момента первого издания данного учебника прошло более трех лет, но и в этот период российское законодательство претерпело значительные изменения и дополнения, касающиеся системы, правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации. В связи с этим возникла потребность в его доработке и переиздании с учетом всех новых законодательных и организационных изменений в деятельности рас­сматриваемых органов.

Учебной дисциплиной, включенной в государственный образовательный стандарт по направлению и специальности «Юриспруденция» в качестве обязательной, является «Правоохранительные органы». Она призвана дать полный объем знаний о системе, структуре и деятельности судебных, правоохранительных органов исполнительной власти Российской Федерации, прокуратуры, а также органов, которые оказывают юридическую помощь в России и за рубежом, необходимых для профессиональной подготовки студентов.

В курсе «Правоохранительные органы» изучаются в первую очередь организационно-правовые вопросы, касающиеся предназначения вышеназванных правоохранительных органов, их компетенции, состава, порядка комплектования кадрами и основных направлений деятельности. Как правило, эта учебная дисциплина преподается на первом курсе обучения. Более детальное ознакомление с процессуальной деятельностью судебных, правоохранительных органов исполнительной власти, прокуратуры, адвокатуры предусмотрено при изучении специальных предметов: уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс, прокурорский надзор и т.п. на последующих курсах обучения студентов.

Курс «Правоохранительные органы» дает общее представление о том, какие правоохранительные органы предназначены для обеспечения законности в деятельности органов государственной и части и управления, хозяйственных субъектов, общественных организаций и физических лиц для укрепления правопорядка в стране, для обеспечения законных прав и интересов гражданина. Следует учесть некоторые особенности изучения этого курса. Как преподавание, так и усвоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» связано с обилием законодательных источников, с содержанием которых в том или ином объеме по рекомендации преподавателя обязан ознакомиться обучающийся в целях глубокого усвоения предмета. При этом необходимо иметь в виду, что в стране происходит постоянное и в ряде случаев существенное изменение законодательства, определяющее систему, состав, компетенцию и структуру правоохранительных органов. В связи с этим обучающимся необходимо следить за такими изменениями. С этой целью рекомендуется периодически обращаться к публикациям в «Российской газете», в газете «Российские вести», которые наиболее оперативно публикуют официальные тексты новых законов и информацию об изменениях в действующем законодательстве[1]. Целесообразно также использовать публикации на эти темы в периодических правовых журналах, знать и использовать электронные правовые ресурсы, в том числе базы данных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Целью данной работы является оказание помощи обучающимся в изучении важнейших вопросов организации и деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти РФ, а также органов адвокатуры и нотариата.

Цель изучения дисциплины - осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, выработка умений по применению нормативных правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, квалифицированное проведение научных исследований в области права, преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне, эффективное осуществление правового воспитания.

 

Часть 1. Понятие правоохранительных органов

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о судебных и правоохранительных органах;

— усвоение основных направлений деятельности судебных и право­охранительных органов государства;

— получение представления о системе судебных и правоохранительных органов государства.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны.

знать

— понятие правоохранительных органов государства;

— систему правоохранительных органов;

— основополагающие законодательные акты, определяющие принципы организации и деятельности правоохранительных органов государства;

уметь

— оперировать юридическими понятиями: суд, прокуратура, адвока­тура, нотариат, органы внутренних дел, органы налоговой службы, органы юстиции, органы предварительного расследования преступлений и т.п.;

— определять компетенцию судебных и правоохранительных органов;

владеть

— навыками работы с нормативными правовыми актами, определяющими структуру и полномочия правоохранительных органов РФ.

Ключевые слова: функции государства; правоохранительные органы; суд; система правоохранительных органов; учебная дисциплина; основные направления правоохранительной деятельности[2].

 

Сущность любого государства проявляется в его функциях, осуществляемых совокупностью государственных органов, принадлежащих к различным ветвям власти[3], в правовых формах, основанных на принципе разделения властей. Это в полной мере относится к осуществлению правоохранительной функции.

При реализации государственными органами правоохранительной функции на первое место выдвигаются проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение в стране надлежащего общественного порядка, оказание гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи, обеспечение доступа к правосудию и создание гарантий компенсаций причиненного правонарушением ущерба. Это утверждение основано на фундаментальном положении Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст. 2).

Правоохранительная деятельность является особым видом правовой деятельности специально уполномоченных на то органов. Исходя из этого, можно дать следующее определение: правоохранительные органы — специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего, они наделяются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом. Помимо мер государственного принуждения, они вправе применять и иные меры властного воздействия, направленные на предупреждение правонарушений, правовоспитательные, организационные и т.п. Однако всегда отличительной чертой их деятельности является то, что они уполномочены на такую деятельность государством и на деятельность для них является основной, они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами и в установленном законом процессуальном порядке, исполнение которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организаций, занимающихся правозащитной и деятельностью, которая также имеет положительное воздействие и может дополнять работу правоохранительных органов.

Основными направлениями деятельности (функциями) правоохранительных принципов являются:

— защита прав, свобод и законных интересов граждан;

— конституционный контроль;

— отправление правосудия;

— прокурорский надзор;

— обеспечение надлежащего общественного порядка;

— обеспечение общественной безопасности;

— профилактическая деятельность по предупреждению пра­вонарушений;

— оперативно-розыскная функция;

— выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

— принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения;

— обеспечение исполнения принятых решений;

— обеспечение квалифицированной юридической помощи.

С учетом этого можно определиться в вопросах о понятии и видах правоохранительных органов. Не вдаваясь в дискуссии по ним, отметим, что существуют два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы ограничивают систему правоохранительных органов, включая в них только органы уголовной юстиции, хотя и признают в большинстве случаев, что их деятельность взаимосвязана[4].

В отличие от них другие значительно расширяют круг право­охранительных органов, включая судебные учреждения, таможенные органы и т.п.[5]

Представляется, что более логичной и последовательной является вторая точка зрения. Вместе с тем следует учитывать, что суд занимает особое место, поскольку его главной задачей является осуществление правосудия. В связи с этим суды следует рассматривать как самостоятельные органы государства, осуществляющие судебную власть в отличие от всех правоохранительных органов.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов - охрана и защита права человека и гражданина. Это подразумевает: а) систему охраны права; б) защиту нарушенного права; в) восстановление нарушенного права г) наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, защита права следует за нарушением права. Право охраняется государством всегда через соответствующую систему органов, в т.ч. правоохранительных. Защита осуществляется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. Охрана права – это создание государством системы условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде защиты, осуждения или санкции.

Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специальными лицами (специалистами), отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку, образование (как правило, юридическое), специальные полномочия, обязательность принимаемых ими решений для неопределенного круга лиц. Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе.

Третий признак. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами.

Четвертый признак. Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения.

К другим признакам относятся:

–право применения норм уголовного закона;

–осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности правоохранительных органов характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

На основе вышеуказанных признаков, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды), государственные правоохранительные органы и негосударственные квазиправоохранительные (латинская приставка «квази», имеет два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко) органы.

Судебные органы включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов, суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ, органы обеспечения судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и др.).

К государственным правоохранительным органам относятся:

— органы прокуратуры;

— органы юстиции;

— органы внутренних дел;

— органы обеспечения безопасности;

— органы ФСКН России;

— таможенные органы;

Негосударственные квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести:

— адвокатуру;

— нотариат;

— уполномоченных по правам человека и правам ребенка;

— органы частной детективной и охранной деятельности;

— юридическую службу предприятий и организаций;

— участие граждан в обеспечении правопорядка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...