Лекция 1. Предпосылки возникновения и развития инновационных процессов в образовании
Понятие «инноватика» в культурологии и лингвистике появилось более 100 лет назад при описании процессов «культурной диффузии», когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие. И. Шумпетер и Г. Менш в 1930-х гг. ввели термин «инновация» в научный оборот, под данным термином они понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте. Предметом изучения инноватики первоначально были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Область исследований инноватики располагается на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии (т.е. инноватика – междисциплинарная область исследований). Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране – в 1980-х гг. Представленная таким образом наука начала интенсивно формироваться во второй половине ХХ века, а в конце его получила название «технонаука» (Б.Латур), которая отличается качественным сдвигом в способе производства научного знания. Одна из ключевых характеристик технонауки связана с междисциплинарностью. Начиная с 2001 г., когда под эгидой Национального научного фонда США была выдвинута так называемая NBIC-модель конвергенции высоких технологий[1]. Новый концепт (NBIC-конвергенция) существенно расширяет свое содержание, ставя в центр внимания синергетическое взаимодействие между исследованиями и разработками четырех областей науки и технологии, переживающих в настоящее время период бурного развития: 1) нанонаука и нанотехнология; 2) биотехнология и биомедицина, включая генную инженерию;
3) информационные технологии, включая вычислительную технику (продвинутый компьютинг) и новые средства коммуникации; 4) когнитивные науки, связанные с изучением самих процессов познания (когнитивные нейронауки: включая когнитивистику, теорию нейронных сетей мозга и системные подходы). В первом NSF-NBIC-отчете утверждается, что «уже заявила о себе тенденция (trend) к унификации знания посредством комбинирования естественных, социальных и гуманитарных наук, в основе которой лежит модель причинно-следственного объяснения». То есть объединение и слияние наук будет означать их синергетическое воздействие друг на друга, что обещает новые значительные достижения. В России было затруднено развитие педагогической инноватики как научной дисциплины ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Сегодня педагогическая инноватика представляет собой сферу науки, учение о единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: 1) создания педагогических новшеств; 2) их внедрения и освоения; 3) применения и распространения. Инноватика – молодая отрасль педагогики, которая находится на стадии выявления закономерностей, уточнения понятийного аппарата, формулирования принципов и других научных атрибутов. Причины кризиса образования, которые привели к развитию инновационного обучения и становления педагогической инноватики: — между потребностями развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы; — между новыми постановками целей высших учебных заведений и сложившейся организационной структурой и формами управления; — между интересами и возможностями субъектов образовательного процесса. Анализ исторического опыта показал, что результат каждой реформы системы образования в конечном итоге определялся не только материально-экономическими, социально-педагогическими и организационными причинами, хотя это всегда выходило на первый план. Не менее важной являлась задача концептуальной направленности реформ, которые должны действительно утверждать новое, но в то же время не разрушать самобытность национальной культуры, опираться на нее.
В данной связи подчеркнем, что все осуществлявшиеся ранее реформы недостаточно учитывали российский менталитет, систему его ценностей, а следовательно, и не опирались на него. Поэтому важным фактором успешности инновационного развития является смена доминант в осуществлении образовательной деятельности — переход от более или менее адекватного копирования западной модели модернизации образования к выявлению и реализации скрытых социокультурных изменений, происходящих в глубинах российской цивилизации, проектированию образовательных реформ как важнейшего ресурса социально-экономического развития государства. С позиции Дж. Боткина и др. (в докладе «Римскому клубу»), инновационное обучение определяется как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях». Развитие пед. инноватики как науки связано с перестройкой 1990-х гг. в России. В это время пришли к пониманию, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно свободы самореализации и знания этих новшеств, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Одним из основных источников появления пед. инноваций следует признать педагогическую науку. Именно в ходе развития этой науки меняются представления о смыслах и целях образования, его содержании, образовательном процессе. Педагогические инновации имеют свои истоки в практике. Так, необходимость обеспечения профильности обучения в старшей школе вынуждает учителей и школьных руководителей обращаться за помощью к науке в составлении учебных планов, учебно-методическом обеспечении процесса.
Основные направления инновационных изменений в отечественном образовании: — изменение целеполагания в соответствии с гуманистическими ориентирами и требованиями времени, такими, например, как информатизация общества; — новое содержание образования, которое было бы приближено к стремительно изменяющейся жизни и сохраняло бы фундаментальные основы; — создание профильного обучения в старшей школе; — разработка и реализация новых образовательных стандартов; — разработка компетентностного подхода; — внедрение личностно ориентированных, здоровьесберегающих технологий обучения; — применение методов, приемов, средств индивидуализации обучения; — создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; — создание и развитие творческих инновационных коллективов школ; — изменения в деятельности преподавателей и учеников, связанные с введением ЕГЭ, ученического портфолио (портфеля достижений). [1] NBIC – аббревиатура от Nano-, Bio-, Info- Cognitive Sciences.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|