Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «фонология»
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Кафедра испанского и итальянского языков
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
по дисциплине/ модулю основы теории языка / фонология
ООП (профиль направления / специальность) - 035700 Лингвистика / Теоретическая и прикладная лингвистика Квалификация (степень) - бакалавр лингвистики Курс 1-2, семестры 2-3 Форма обучения – очная
Иркутск - 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с действующим учебным планом специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» для бакалавров промежуточная аттестация по курсу фонологии имеет форму зачета в конце 2-го семестра и экзамена в конце 3-го семестра.
Экзамен состоит из двух частей: устной и письменной. Устная часть предусматривает ответ по одной из теоретических проблем курса (перечень прилагается), письменная часть состоит в выполнении теста, транскрипции и, при необходимости, фонетического анализа фрагмента стихотворного текста. Содержательные объекты контроля на экзамене включают: - Устройство и функционирование речевого и слухового аппарата человека, основы речепроизводства и речевосприятия, механизмы речи и закономерности их функционирования. Методы исследования артикуляционных и перцептивных характеристик речи.
- Акустическая фонетика. Акустические характеристики речи. Методы исследования акустических характеристик звучащей речи. - Звуковой строй языка как функциональная система. Фонология. Языковые функции сегментных и суперсегментных единиц. Определение фонемы. Понятие дифференциального признака. Фонемный состав языка как система оппозиций. Фонема и её позиционные и комбинаторные оттенки. Свободное варьирование. Дистрибутивный и семантический методы в фонологии. Статистические методы в фонетических исследованиях. - Базовые понятия фонетической классификации; фонетические возможности человека и их отражение в универсальных классификациях: артикуляционные классификации сегментов; акустические классификации сегментов, классификация супрасегментных звуковых средств. - Слог как произносительная и фонологическая единица: определение слога; слогообразующие и неслогообразующие звуки; основные теории слога; функции слога в фонетической структуре слова, синтагмы и фразы; слогоделение; слог как фонологическая единица. - Сегментные единицы в речевом потоке: понятие дистрибуции и сочетаемости гласных и согласных; членение речевого потока, пограничные сигналы; явления аккомодации и ассимиляции, позиционные и комбинаторные изменения гласных и согласных в речевом потоке. - Основы супрасегментной фонетики: супрасегментные фонетические составляющие и их характеристики. Система и функции супрасегментных единиц языка. - Понятие словесного ударения, его компоненты и функции; физическая и фонологическая характеристика ударения; основные акцентные типы слов; словесное ударение в потоке речи; понятие ритмической группы; ударные и безударные слова в речевом потоке; синтагматическое и фразовое ударение; ритмическое и эмфатическое ударение. - Определение интонации. Её компоненты и функции. Роль интонационного компонента в коммуникативном акте. Понятие синтагмы в фонетике. Синтагматическое членение фразы. Элементы мелодической структуры синтагмы. Понятие интонационного контура. Универсальное и частное в интонации.
- Фонетическая, фонологическая и морфонологическая транскрипция, транскрипционные знаки Международной фонетической ассоциации (МФА). Типы графического представления интонации. - Социолингвистический аспект фонетики. Проблема литературного языка и его произносительной нормы. Языковая вариативность в географическом, социальном и прагматическом плане. Литературный язык. Норма и её функции. Понятие орфоэпической языковой нормы. Норма реальная и кодифицированная. Орфоэпия и орфофония. - Фоностилистика. Стили произношения и их классификация. Стилеобразующие факторы на сегментном и супрасегментом уровнях. - Навыки практического применения знаний по теории фонетики в процессе графической фиксации устного и письменного текста, слухового и акустического анализа звучащего текста, основы речевой атрибуции говорящего Цели контроля состоят: а) в проверке усвоения студентами основных понятий фонетической науки; б) определении уровня сформированности умений анализировать и сопоставлять различные точки зрения на спорные проблемы фонетики: определение слога в) оценке умения практического применения теоретических знаний при фонетическом анализе высказывания. При оценке ответа экзаменатор руководствуется определенными критериями. Отметка за ответ складывается из оценки следующих характеристик ответа студента: – логичность построения и полнота ответа на теоретические вопросы билета; – корректное использование терминологии; – умение использовать теоретические положения при транскрибировании и анализе текста. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФОНОЛОГИЯ» 1. Общая модель речевой коммуникации и место фонетики в ней. 2. Устная и письменная речь. Первичность звучащей речи. 3. Предмет фонетики как науки. 4. Разделы и аспекты фонетики. Аспекты артикуляционный, акустический, перцептивный. Фонетика синхронная и диахроническая (историческая); сегментная и супрасегментная; практическая, нормативная и теоретическая.
5. Устройство и работа речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. 6. Целевые артикуляции основных типов звуков. 7. Реализация целевых артикуляций в слитной речи. Явления коартикуляции, аккомодации, ассимиляции. Типы ассимилятивных процессов. 8. Принципы артикуляционной классификации гласных. 9. Принципы артикуляционной классификации согласных. 10. Понятие транскрипции. Фонетическая и фонематическая транскрипции. 11. Транскрипция МФА и транскрипция Л.В.Щербы. 12. Физические свойства звуков: частота основного тона, интенсивность, длительность. 13. Акустическая теория речеобразования. 14. Тембр и формантная структура звука речи. 15. Наблюдение и эксперимент в фонетических исследованиях. 16. Инструментальные методы исследования речевой артикуляции. 17. Осциллографический анализ. Звуки речи на осциллограмме. 18. Спектральная структура звуков речи. 19. Фонетика и фонология. 20. Языковые функции сегментных и супрасегментных единиц. 21. Понятие и определение фонемы. Фонема, аллофон, фон. Позиционные и комбинаторные варианты фонемы. 22. Понятие дифференциального признака. 23. Фонемный состав языка как система оппозиций. Типы фонемных противопоставлений. Нейтрализация фонемных противопоставлений. 24. Слог как произносительная и фонологическая единица. Фонетическая структура слога. 25. Основные теории слога. 26. Понятие ударения. Ударение словесное, синтагматическое, фразовое, выделительное. 27. Фонетическая характеристика словесного ударения. Его компоненты и типы. 28. Фонологическая характеристика словесного ударения. Его типы и функции. 29. Словесное ударение в потоке речи. Ритмическая группа. 30. Роль интонационного компонента в коммуникативном акте. 31. Определение интонации. Компоненты интонации. 32. Функции интонации. 33. Понятие синтагмы в фонетике. 34. Синтагматическое членение фразы. 35. Понятие интонационного контура. 36. Основные интонационные модели русского языка.
37. Языковая вариативность в географическом, социальном и прагматическом плане. 38. Литературное произношение. 39. Понятие орфоэпической языковой нормы. Функции орфоэпической нормы. Норма реальная и кодифицированная. Орфоэпия и орфофония. 40. Стили произношения и их классификация. 41. Стилеобразующие факторы на сегментном и супрасегментном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|