Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.




СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВВОДНЫЙ.

Лекция №1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА…………. …………………………2

Лекция №2. ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕИССЛЕДОВАНИЯ…..10

Раздел II. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Лекция №3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………15

Лекция № 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ……………………23

Лекция № 5. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………..29

Лекция № 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………….35

Раздел III ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.

Лекция № 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………………………………………...……………………………..…..42

Лекция № 8 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………..53

Лекция № 9 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………….57

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…65

 

 

Лекция №1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

1. Предмет и объект социологии.

2. Социология в системе гуманитарного знания.

3. Структура социологического знания

4. Социологические подходы.

5. Первые социальные исследования.

6. Становление социологии как науки.

1.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки необходимо уточнить эти понятия. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть реальности окружающего нас мира. Эта реальность существует независимо от нашего сознания и знания о ней. Окружающую нас реальность можно подразделить на физическую (материальную) – ту что можно зафиксировать в наших ощущениях – увидеть, потрогать, замерить приборами и т.п. Другая реальность – социальная, которую изучает социология, её нельзя потрогать, замерить приборами, она требует специального инструментария (об этом речь пойдет в следующей лекции). Социальная реальность состоит из отношений людей к чему бы то ни было, их связях и взаимодействиях. Следовательно, объектом социологии является социальная реальность и в первую очередь - общество, рассматриваемое как совокупность индивидов и взаимосвязей между ними.

А что же такое предмет исследования? Предмет исследования, наоборот существует только в голове исследователя и зависит от накопленного знания и является его составной частью. Другими словами – это информация об объекте, которую мы собираем, изучая его. В быту мы постоянно собираем информацию об окружающих нас людях. Например, молодые люди в определённый период своего существования начинают активно искать себе партнёра, с которым можно пройти по жизни рядом – создать семью. Из всего окружения выделяется определённый объект изучения, с начало по внешним данным, затем исследуются внутренние качества и характерологические особенности данного индивида. Как видите, данный социальный объект содержит несколько сторон изучения или предметов. Охватить все стороны объекта в одном исследовании не представляется возможным в связи с огромным количеством знаний, которые он несет в себе. Так, в нашем примере физиологические и анатомические особенности организма избранника, если нет очевидных патологий, познаются только при необходимости.

Итак, выделив объект и предмет, мы можем заключить что, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Сюда относятся:

Во-первых, личность как элемент любой социологической системы. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Во-вторых, социальные общности - реально существующие, совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Сюда относятся большие (нации, классы, и т.д.) и малые – «контактные» социальные группы (семья, школьный класс, студенческая группа и т.д.)

В-третьих, социальные институты исторически сложившиеся устойчивые формы организации людей для совместной деятельности. К ним относятся: образование, государство, организации, армия, бизнес, семья, наука, политика, и т.д.

В-четвертых, социальные процессы, представляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Они могут быть: стабильности и мобильности, интеграционные и дезинтеграционные стихийные и сознательные.

2.

Социология как наука принадлежит к системе гуманитарных наук. Среди этих наук наиболее близкими по объекту исследования являются социальная психология и антропология. Иногда даже специалисты не могут разделить предметы, изучаемые этими дисциплинами.

Следует подчеркнуть особенности социологии:

Во-первых, в отличие от других гуманитарных дисциплин социология изучает общество в целом.

Во-вторых, ее конкретные разделы (социология труда, социология образования, социология семьи и др.) позволяют изучать глубже процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы.

В-третьих, исследуя конкретную сферу жизни общества, социологи акцентируют свое внимание на том, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы и т.д.

В–четвертых, данный анализ социолог проводит с точки зрения потребностей, интересов, предпочтений, ожиданий и настроений людей.

3.

Социологическое знание существует в нескольких видах и уровнях:

С середины ХХ века в социологии сосуществуют два уровня социологического анализа. Во-первых, - некоторые учёные - «теоретики», устремляются в социально-философские выси, анализируя процессы, охватывающие всё общество. Другие -«практики» углубляются в изучение социально-психологических корней социального взаимодействия. Именно поэтому сформировались два уровня социологических обобщений, которые относительно разделены и в современной науке:

· макросоциология – теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы;

· микросоциология – теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Если попытаться пояснить различие между этими двумя подходами, то можно сопоставить их базовые понятия: общество – группа, власть – лидерство, норма – стереотип, революция – девиация и т.п.

Макросоциология и микросоциология изучают соответственно, как живет, по каким законам развивается общество и как живут в нем и влияют на остальных и на все общество в целом люди, объединившиеся друг с другом.

Таким образом, одни социологи, которые мысленным взором «парят» над обществом, изучая его основные пропорции, системные состояния и проблемы, другие социологи, исследуют реальные отношения и взаимодействия, исследуют микроскопическую «ткань» групповых и межличностных связей общества, выполняют тяжелый, но продуктивный труд по добыче нового знания о нашем человеческом мире. В борьбе этих двух направлений изучения общества родилось нечто среднее. Поэтому выделяют три уровня социологических исследований:

1. Общесоциологический уровень (фундаментальные общесоциологические исследования) изучает:

а) Социальные структуры,

б) Развитие глобальных социальных процессов. Например процессов интеграции и дезинтеграции в обществе;

в) Развитие личности

г) Модели, методики и техники развития социологических исследований

2. Теории среднего уровня изучают:

а) Социальные институты

б) Социальные общности (социология малых групп, социология страт, слоев, социально-профессиональных категорий, социология толпы, и др.)

в) Специализированные социальные процессы, которые охватывают только часть общества. Например, социология преступности, наркомании, алкоголизма, социология мобильности и миграции, социология конфликтов, и др.

3. Первичное обобщение эмпирических данных - проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах.

Как мы видим, социология охватывает все стороны жизнедеятельности общества и в процессе этого изучает его видоизменяющиеся элементы.

4.

Социологические подходы. Социологи при изучении и объяснении различных социальных фактов используют множество подходов. Рассмотрим пять основных.

Первый - демографический. Демография - это изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, с помощью этого подхода анализ развивающихся афро-азиатских стран мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

Второй подход психологический. Здесь изучается мотивы, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он так же утвердился и в социологии

Третий коллективистский подход применяется, когда изучаем группу людей или организацию (например семью или школьный класс). С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между людьми в группе или политическими партиями. Данный подход можно так же применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Этот подход важен при анализе коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории и т.д.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом. Определив роли внутри группы мы можем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать ее структуру.

Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения людей на основе таких элементов культуры как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности. При этом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.

5.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Необходимость этих знаний диктовала сама жизнь. Как организовать коллективную охоту? Как выбрать место для жилья? Как вести себя с другом, и как с врагом? Эти знания и образцы поведения накапливались у отдельных индивидов рода - мудрецов, старейшин, колдунов и т.д. Они передавались из уст в уста в форме различных сказаний, легенд, песен, и т.п. Задача этих знаний состояла главным образом в том, чтобы согласовать внешний (часто враждебный) мир с природой самого человека.

Увеличение численности населения и появление государственных образований потребовало новых знаний: о государственном устройстве, мастерстве управления, военной организации и др. Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обобщить опыт и изложить свой взгляд на человека и общество, чтобы согласовать окружающий мир и внутреннюю природу самого человека.

Истоки социологии можно найти в первых рукописных рассуждениях ученых-мудрецов. Где в форме советов по различным житейским вопросам излагался собранный по крупицам социальный опыт. Например, учение даосской школы Мо-цзы в Китае, и древнейший индийский рукописный источник «Махабхараты» и др. учения. Именно с этого момента начинается накопление социальных знаний о человеке и обществе в специальных хранилищах. (В дальнейшем они получат название - библиотеки.)

Таким образом, происходило совершенствование: самого человека, его социальных качеств, знаний об окружающем мире.

Условно накопление знаний можно разделить на два больших этапа, имеющих ряд под этапов.

Первый этап характеризуется обобщением имеющегося опыта и созданием основ научного анализа.

Второй этап можно назвать периодом становлении я социологии как науки.

Характеризуя первый этап, можно в его структуре выделить несколько подэтапов. Своё начало он берёт в работах античных мыслей – особенно в работах Платона «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля. Они положили начало исследования социальных институтов - государства, семьи и права. Эти исследователи поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу, дав образцы, эмпирико - научного (Аристотель), и историко-политического (Полибий) и логико-понятийного (Платон) анализа.

Платон считал лучшей формой государства - аристократию («тимократию»). Рассогласование социальной гармонии, по его мнению, вело к появлению извращенных форм государственного устройства - таких как: олигархия, демократия и тирания. Кроме того, Платон выделил и проанализировал типы личности, на его взгляд они соответствовали формам государственного устройства (аристократическая, олигархическая, демократическая и тираническая).

Аристотель проанализировал систему «человек - общество - государство» По мнению Аристотеля, государственное устройство это то же самое что и порядок государственного управления. Само же управление определяется характером верховной власти, которая классифицируется в зависимости от того кто осуществляет верховную власть - один человек, группа людей или большинство населения. Причем этот количественный показатель, не как не сказывается на характере власти. Все определяют цели преследуемые верховной властью - общие или узкокорыстные. Аристотель выделял три хороших и три плохих вида государственного устройства. К первым, он относил царскую власть (законную монархию), аристократию (власть лучшей части зажиточных слоев) и политию (разумную власть большинства). Ко вторым - тиранию, олигархию и демократию. Он писал «Наилучшее государственное общение - то, которое достигается посредством средних, те государства имеют хороший государственный строй, где средние представлены в большем количестве, где они - в лучшем случае - сильнее обоих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности».

В период средневековья общественные отношения истолковывались в категориях этики, а они в свою очередь в категориях теологии.

Эпоха Возрождения по праву считается под этапом в развитии социологического знания. Этот длительный период был посвящен ломке церковно-феодальной идеологии. В работах ученых-утопистов - Э.Роттердамского, Т.Мора, Н.Макиавелли, М.Монтеня и др. складываются представления об идеальном устройстве общественных отношений. По мнению этих исследователей, общество. 0но должно напоминать общину, где порядок и моральные устои регулируются волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль. Так например, Монтескье отмечал «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы обычаи; как результат всего этого образуется дух народа. Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих».

Деятели эпохи позднего Просвещения в корне изменили взгляд на роль человека в обществе. К. Гельвеций, Д. Дидро Ж. Руссо и др. начинают анализировать структуру общества и пытаются определить истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявить роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выделяли отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит от его собственных волевых усилий.

В целом, характеризуя первый этап развития социального знания можно сказать следующее. Все первые исследования, в основном, характеризуются отрывочностью и отсутствием системности, в связи, с чем анализ общества носил поверхностный характер. Поэтому нельзя сказать о появлении социологии как о науки.

В этот период наблюдается колоссальный разрыв между исследованиями естественно-технического направления и изучением общества. Почему же наблюдалось отставание в изучении общественных отношений и явлений от развития естествознания и технознания?

Во-первых, влияние церкви, ее догматизм значительно тормозили развитие социального знания.

Во-вторых, долгое время считалось, что каждый человек наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь божественным проведением. Согласно этому мнению человек в любой момент по собственной воле и прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, если это не расходится с Божественной волей. Исходя из этого, научное изучение общества в целом, и поведения человека в частности - невозможно.

В-третьих, исследователи были убеждены в том, что человек обладает не только свободой воли, но и разума. И самое главное он способен к обучению. Следовательно, достаточно обучить людей культурным высшим ценностям и они устроят свою жизнь в соответствии с ними и установят наилучший социальный порядок.

Причины возникновения научного знания об обществе.

Во-первых, толчком к исследованию социальных процессов послужило развитие промышленного производства. Используя естественные ресурсы, и расширяя сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов. Единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. В середине ХIХ в. стало очевидным, что сложной техникой могут управлять только грамотные и обученные специалисты.

Во-вторых, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, и управления этими взаимодействиями, то есть - организацию социального порядка в обществе.

Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а так же взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

6.

Второй этап развития социального знания можно определить как период становления социологии как науки. Его знаменует появление первых исследований общества, носящих системный характер.

Впервые слово «социология», (буквально - наука об обществе) обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842 год). Человек огромного теоретического научного дарования, он не получил систематического образования. Однако в течении долгих лет Конт был личным секретарем Сен-Симона, что позволило стать разносторонне образованным человеком.

Несмотря на многотомные издания своих трудов, он не был признан академическими кругами. Поэтому О.Конт провозгласил своим руководящим принципом «умственную гигиену», заставлявший его полностью игнорировать все научные публикации, кроме своих собственных.

Социология по Конту состояла:

а) из социальной статики, исследующей существующие структуры общества в застывшем состоянии,

б) из социальной динамики, изучающей процессы социальных изменений. Социальную динамику Конт признавал наиболее значимой для изучения общества.

Под влиянием европейских событий второй половины ХIХ века Огюст Конт с самого начала создавал социологию, как науку позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, сглажено, без социальных катаклизмов.

Разработку социологического знания в этом направлении продолжил Герберт Спенсер также не получил гуманитарного образования и работал простым железнодорожным инженером. Однако, занимаясь самообучением, он воспринимал очень остро проблемы социального обустройства. Преуспев в познании общественных отношений, Спенсер с 1848 года становится главным редактором известнейшего журнала «Экономист».

В главном своем социологическом произведении - произведении «Основаниях социологии» (1876-1896) - Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции, разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их больше в качестве инструментов насилия, чем саморегуляции.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Фактическое «открытие» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим в конце ХIХ - начале ХХ вв. Это немецкие ученые Карл Маркс, Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Впервые он создал стройную и логичную систему взглядов на историю становления и развития человеческой цивилизации. В основе этой системы лежали объективные экономические критерии - развитие орудий труда, товаро-денежных отношений и др. Их изменения полностью меняли социальную сферу. С этой точки зрения человеческая цивилизация прошла три формы развития: рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. На базе этой концепции была разработана теория классовой борьбы. Основные ее идеи можно изложить следующим образом: все индивиды принадлежат к определенным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размерами вознаграждения получаемого с этого владения. Он рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы это исторически изменяющиеся элементы социальной структуры.

Качественные изменения классов происходят в результате смены общественно-экономических формаций. А все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, и на постоянной борьбе между классами угнетенных и угнетателей.

Теория общественного развития М.Вебера. Одним из основных элементов общественного развития являлась выделенная М.Вебером теория социального действия - поведение индивида в обществе. По его мнению, общество представляет собой совокупность действий индивидов, стремящихся к достижению своих собственных интересов и целей. Кооперация действий индивидов образует ассоциации (группы или сообщества).

Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо. В ассоциациях с другими людьми, он достигает значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Вебер подверг анализу отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Э.Дюркгейм - основатель французской школы социологии. В отличие от М. Вебера - Э. Дюргейм считал, что общество - это надиндувальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.

Особое внимание Дюркгейма уделял изучению отклоняющегося поведения и дефектов социальных норм. Его исследования легли в основу ряда направлений социологических исследований. В частности он стал основоположником школы структурных функционалистов.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, было насыщено научным содержанием К.Марксом, М.Вебером, и Э.Дюркгеймом и другими исследователями общества. В настоящее время социология является самой актуальной из гуманитарных дисциплин, особенно для нашего общества.

Вопросы для повторения: 1. Что такое предмет и объект в социологии? 2. Что является объектом изучения социологии? 3. В чем отличительные особенности социологии от других гуманитарных дисциплин? 4. Какова структура социологического знания? 5. Каковы основные социологические подходы в изучении реалий окружающего мира? 6.В чем особенность первых социальных исследований? 7.В чем сущность концепций античных исследователей? 8.Дайте характеристику средневековым теориям. 9. Почему наблюдалось отставание в изучении общественных отношений и явлений от развития естествознания и технознания? 10. Каковы причины появления первых научных исследований общества? 11. Сравните концепции общественного развития Маркса, Вебера и Дюркгейма. Что у них общего и особенного?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...