Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III этап коррекционно-развивающего обучения




 

Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

*программирование смысловой структуры высказывания,

*установление связности и последовательности высказывания,

*отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его искаженных раз­личных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

*определять тему рассказа (текста);

*определять основную мысль текста;

*определять последовательность и связность предложений в тексте;

*устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

*составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

*определять замысел высказывания;

*определять последовательность развертывания высказывания (план);

*определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;

*отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

*составлять план связного высказывания.

Формируя связную речь в условиях класса, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т.д.).

Для детей с ОНР этого недостаточно. Формирование полноценной речевой деятельности предполагает формирование у них коммуникативных умений и навыков.

С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), что осуществляется практически на любом логопедическом занятии, а учить вести активно диалоги по учебной теме:

=> уметь самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;

=> уметь сравнить, обобщить и сделать вывод, доказывать и рассуждать.

Как уже отмечалось, эти умения и навыки формировались и развивались в процессе коррекционно-развивающего обучения на первых двух этапах представленной системы.

На III этапе задачи формирования коммуникативной деятельности у детей с ОНР усложняются. Здесь совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсу­ждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания как рассуждение.

Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому,.отстаивания своей точки зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах, целесооб­разно, как можно чащи предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позже следует систематически упражнять учащихся в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом учитель должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего, системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи учителя) дети также обучаются построению связ­ных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью проводимой детьми учебной работы, а связность - порядком выполнения учебных действий.

Как уже упоминалось, особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания.

Работе над планом немало места и времени отводится и в программе по родному языку. Однако при обучении детей, имеющих общее недоразвитие речи, ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с этими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала; деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом всвоей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Приводим примерное занятие III этапа.

Тема: составление связного текста.

Цель: закрепление навыка составления связного высказывания; развитие навыков межличностного общения, ведение диалога.

 

План занятий

 

1. Сообщение темы занятий.

2: Восстановление деформированного текста.

Учащиеся читают текст, данный логопедом; определяют тему; объясняют, как надо исправить текст, определив логическую последовательность (например, переставить предложения, убрать лишнее и т.д.); находят предложения, в которых заключена основная мысль; озаглавливают текст, выбирая наиболее подходящее название из предложенных логопедом; исправляют данный логопедом план в соответствии с содержанием текста.

3. Совершенствование текста.

Логопед предлагает учащимся прочитать озаглавленный и исправленный тест. Объясняет, что совершенствование текста достигается в случае необходимости изменением порядка слов, заменой повторяющихся слов, исключением повторов, точным употреблением слов и т.д. Такую работу целесообразно проводить на текстах повествовательного характера. Любое задание логопеда на данном занятии должно являться пусковым моментом к организации активного общения: логопед - ученики - ученик.

Кроме того, на этом занятии логопед постоянно привлекает внимание учащихся на адекватное использование слов в тексте, уточняет значение редко употребляемых слов, а также привлекает внимание учащихся на правильное произнесение трудных по структуре слов.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР на логопедическом пункте общеобразовательных учреждений.

Заканчивая изложение содержания обучения необходимо еще раз подчеркнуть принципиальные моменты его организации и реализации:

 

*вся работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку; именно это и составляет суть логопедической работы;

 

*специфика логопедических приемов и методов создается за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка;

 

*специфика организации и проведения логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности (в качестве основной предпосылки продуктивного обучения) тесно увязывается с развитием у детей с ОНР ряда психологических особенностей - внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, контрольных действий, способности к переключению.

 

Последнее направление коррекционного воздействия приобретает особую значимость в работе с детьми шестилетнего возраста. Основное содержание их коррекционного обучения аналогично приведенному выше. Специфика работы с учащимися шести лет определяется их возрастом, психофизиологическими особенностями и режимом дня в общеобразовательной школе.

В связи с этим содержание коррекционно-развивающего обучения этих детей реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается, прежде всего, в необходимости предусмотреть специальный период (пропедевтический) по формированию у них предпосылок к полноценной учебной деятельности. Решение задач пропедевтического периода осуществляется примерно в течение 20 занятий в определенной последовательности:

*развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, сложная форма);

*развитие логического мышления;

*развитие общеучебных умений и навыков.

В ходе логопедических занятий пропедевтического периода значительное место отводится работе по развитию внимания, памяти, способности к переключению, контрольных действий.

Учитывая психологические особенности детей шестилетнего возраста, основным методом первоначального этапа обучения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.

Среди учащихся с нарушением речи особую группу составляют заикающиеся дети. Своеобразие данного дефекта, проявляющегося трудностями речевого общения, накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка и нередко препятствует выявлению его потенциальных возможностей. Вследствие этого, заикающиеся дети должны быть постоянно в сфере внимания учителя-логопеда. Это касается как тех детей, с которыми логопед (согласно нормативным документам) проводит систематические занятия, так и тех, которые получают логопедическую помощь вне школы. Учитель-логопед должен знать количество заикающихся детей в школе (классах), кто из них и где получал логопедическую по­мощь. Эти сведения позволят учителю-логопеду организовать специальную работу по предупреждению рецидивов заикания как у учащихся начальных, так и старших классов. Контакт логопеда с учителем создаст благоприятные условия для заикающихся детей в процессе учебной работы.

В группы учащихся, страдающих заиканием, по возможности, объединяют детей одного возраста и с одинаковым уровнем развития языковых средств (произношение лексики, грамматический строй). Иногда в одной группе могут оказаться заикающиеся учащиеся разных классов (вторых-четвертых), а также дети, имеющие отклонения в формировании звуковой и смысловой сторон речи (ОНР). В этих случаях необходима четкая индивидуализация кор-рекционного воздействия, учитывающая особенности речевого развития, личности и возраста каждого ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...