Официальные данные Росстата о социальном расслоении общества (коэффициенте фондов)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В Российской Федерации неравенство доходов населения растет последние 20 лет, несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов в «тучные» годы, о чем свидетельствует коэффициент фондов (децильный коэффициент) — соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (табл. 8.5). Причина — в форсированном росте самых высоких доходов и заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников. Оценки неравенства, рассчитанные Ин ститутом социально-экономических проблем народонаселения РАН, значительно выше, так как для корректных оценок учитывались: располагаемые, а не номинальные доходы, и двукратная разница в уровне инфляции для бедных и богатых. С учетом этих факторов реальное неравенство в 2010 году почти в полтора раза выше 23—24 против 16,7, по оценкам Росстата. Таблица 8.5. Официальные данные Росстата о социальном расслоении общества (коэффициенте фондов) | ||||||||||||||
1992 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
РФ | 8,0 | 13,5 | 13,9 | 15,2 | 16,0 | 16,8 | 16,8 | 16,7 | 16,7 |
Особенно тревожное положение с детской бедностью. Показатель детской абсолютной бедности достиг 24%, а детская относительная бедность оценивается в 46%, против 6—8% в странах Западной Европы. Относительная бедность среди всего населения РФ равна 34%.
В недавнем исследовании Всемирного банка на основе обширных статистических данных многих стран мира, показано, что высокий уровень неравенства препятствует экономическому росту.
Ключевые идеи доклада Всемирного банка:
во-первых, предшествующее неравенство значительно влияет на последующий экономический рост,
|
|
во-вторых, существует критический уровень неравенства, определяющий, каким будет это воздействие — позитивным или негативным.
При исходном неравенстве выше критического уровня любое его дальнейшее увеличение снижает ожидаемый темп роста.
В РФ выявленный Всемирным банком критический уровень давно превышен и продолжает нарастать. Неравенство в нашей стране стало системным, по существу оно определяет динамику экономического и демографического состояния общества.
До сих пор в политике доминировала либеральная точка зрения, согласно которой в странах, осуществляющих модернизацию экономики, рост неравенства неизбежен и представляет временное явление. Такие страны должны делать выбор между экономическим ростом и ограничением роста неравенства. По мере экономического роста неравенство будто бы стабилизируется, а затем якобы снизится до масштабов, близких к масштабам неравенства в развитых странах. Таким способом бедность, обусловленная высоким неравенством, будет устранена.
В новой концепции Всемирного банка эта точка зрения отвергается: высокое ( выше критического уровня ) неравенство препятствует экономическому росту и прогрессивным преобразованиям государственных и общественных институтов.
Экономический рост будет выше, а институциональные преобразования станут более эффективными, если государство одновременно с модернизацией экономики начнет проводить политику перераспределения доходов, обеспечивающую снижение неравенства.
Почему высокое неравенство тормозит экономический рост?
В современном обществе неравенство доходов объясняется дифференциацией человеческих качеств: познавательных и творческих способностей, уровня образования, квалификации, трудоспособности, склонности к интенсивному труду, предусмотрительности, бережливости, инициативности и предприимчивости...
|
|
Однако человеческое поведение и распределение доходов между членами общества регулируются системой экономических, социальных и политических институтов и реализуются в рамках иерархических организационных структур. Их воздействие, случайные обстоятельства значительно ослабляют зависимость доходов от человеческих качеств, иногда даже полностью перекрывают. Неравенство доходов часто значительно превосходит неравенство человеческих характеристик.
Основными факторами рыночной экономики является частная собственность, а также статус в корпоративных и государственных структурах, которые обеспечивают имущим группам накопление социально-экономических преимуществ. Экономическая, бюрократическая, политическая элиты образуют устойчивые группы для поддержания своих преимуществ. Они ограждают себя от конкуренции, ограничивают возможности остальных членов общества, вследствие чего усиливаются коррупция, «теневое» предпринимательство и преступность.
Таким образом, организационные и политические структуры в значительной степени видоизменяют рыночные эффекты и усиливают неоправданное неравенство, которое создаётся рынком. Накопление богатства, как и достижение высоких статусов в обществе, неоднозначно связано с человеческими способностями.
Показатель неравенства может быть одним и тем же в разных сочетаниях:
1. много богатых и мало бедных;
2. много бедных и мало богатых.
Население, живущее за чертой относительной бедности, испытывает психологическую напряженность, связанную с низкой оценкой социальных перспектив, безысходностью своего социально-экономического положения, отсутствием путей для желаемой реализации своего человеческого потенциала. В такой ситуации оно попадает в положение, аналогичное тяжелой депрессии, когда ценность жизни утрачивается.
В институте социально-экономических проблем народонаселения РАН на основании обширных исследований взаимосвязей структурно-функциональных характеристик экономического неравенства с показателями социально-экономического и демографического развития как РФ в целом, так и отдельных регионов был разработан новый теоретический подход, заключающийся в определении функциональных границ или пороговых уровней доходов.
|
|
Определение функциональной границы для различных видов активности позволяет фиксировать размеры существующего неравенства и классифицировать как нормальное и избыточное. Выяснилось, что избыточное неравенство всегда обнаруживает негативные последствия.
Высокое избыточное неравенство отражает неспособность общества использовать экономические потенциалы всех трудоспособных групп населения и обеспечивать приемлемый уровень жизни группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
В то же время уравниловка не позволяет обеспечить оптимальное развитие экономики. Наоборот, чем выше нормальное неравенство, соответствующее человеческим характеристикам и активности, тем выше темп роста экономики региона.
Снижение избыточного неравенства повышает темпы экономического роста и объемов инвестиций. При снижении избыточного неравенства на 1% темп роста экономического роста повышается примерно на 5%, а инвестиций — на 6,2%.
Детальный анализ зависимостей коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста населения от различных показателей неравенства, уровня жизни и бедности показывает, что имеют значения не только абсолютные, но и относительные значения этих показателей. Неудовлетворительная ситуация с рождаемостью, как и избыточная смертность, в России обусловлена относительной бедностью большинства населения. Когда в условиях экономического неравенства возможности зависят от денежных ресурсов, которыми располагает тот или иной индивид, социальный отбор превращается в отбор худших. В долговременной перспективе он ведет к деградации общества.
Экономически развитые страны пришли к безоговорочному выводу, что без активной перераспределительной государственной политики экономический рост не приводит к снижению масштабов неравенства и бедности. Учёными установлено, что в динамических моделях рынка с учетом накопления и наследования имущества неравенство неограниченно возрастает.
|
|
А рост неравенства, не сдерживаемый прогрессивными налогами и другими способами перераспределения доходов, приводит к существенному увеличению доходов только богатых и обнищанию практически всего остального населения. Повышение уровня жизни большинства населения происходит, когда при распределении плодов экономического роста ни одна группа населения не имеет значительных преимуществ. Именно государство, а не невидимая рука рынка, ответственно за выстраивание таких распределительных отношений, когда экономический рост влечет за собой рост благосостояния большинства населения.
Прогрессивный налог на имущество и подоходный налог играет ключевую роль в преодолении неограниченного роста неравенства и обнищания в рыночных условиях. Оптимальная социальная политика требует социального планирования, которое является функцией государства.
В современном мире все государства проводят социальную политику посредством сбора налогов и распределения государственных средств. В России проводимые и планируемые реформы социальной сферы подменяются коммерциализацией социальной сферы по рыночным шаблонам. Этот путь ведет в тупик.
Оценивая повышение благосостояния только среднестатистическими показателями экономического роста и наличных ресурсов, правительство подменяет анализ социальной сферы экономическими показателями, которые не дают реального представления о продолжающемся углублении социально-экономического неравенства и бедности, о существе и глубине проблем деформации распределительных отношений, и дезориентируют общество.
Для оптимального развития отечественной экономики необходимо поднять доходы 75—80% населения, или восьми низко- и среднедоходных 30-процентных групп населения. В первой группе их надо увеличить в среднем почти в 3 раза с постепенным убыванием этого коэффициента вплоть до восьмой группы. Особенно значительное повышение доходов потребуется для нижней группы москвичей — почти в 7 раз. Одновременно целесообразно снизить доходы 15—20% богатого населения в девятой и десятой группах.
Основная проблема избыточного неравенства и бедности населения связана не с недостатком ресурсов, а с механизмами их распределения и перераспределения.
При изменении пропорции ее распределения по доходным группам инфляционной опасности нет. Более того, произойдет стимулирование спроса на отечественную продукцию, так как именно на нее ориентированы группы населения со средними и низкими доходами.
Рис. 1. Коэффициент фондов в странах ОЕСВ
|
|