Конструкция и состояние шины
Каких только типов современных мотоциклетных шин не существует - от суперцепких гоночных до туристических, способных пройти до следующей замены 20 000 км и даже больше. Технологии развиваются, появляются новые материалы и конструкции, так что сегодня даже для круизера или турера можно подобрать резину, обеспечивающую почти такое же сцепление, как у настоящих гоночных шин восьмидесятых годов. Сейчас продаются даже шины, сделанные из двух типов резины: в центре шины резина более жесткая — для лучшей работы на прямой, а ближе к поверхности материал уже другой, более мягкий, — для лучшего сцепления на вираже.
Холодная резина жестче, чем прогретая. Но мотоциклетные шины создаются с тем расчетом, чтобы обеспечивать как можно больше сцепления при любой температуре. Первые несколько километров пути двигайтесь на умеренной скорости — так вы прогреете шины до нужной температуры. Не надо, едва выехав из дома, атаковать под максимальным углом въезд на магистраль или совершать крутые виражи — ваши шины к этому еще не готовы.
График 11-1: на объект могут действовать несколько сил одновременно, и их суммарное воздействие можно подсчитать. На этом графике показаны две перпендикулярные силы, F1 и F2, воздействующие на одну точку. Их суммарное воздействие (результат)— это сила R. Обратите внимание: с помощью такого графика достаточно легко определить результирующую силу двух перпендикулярных сил. Сила В по интенсивности воздействия (количеству силы и направления) равняется сумме сил F1 и F2. Среди прочих факторов, влияющих на температуру шины — давление в ней и ее нагрузка. Производитель очень четко определяет различные варианты давления для оптимального функционирования и долговечности шин — прислушайтесь к его рекомендациям. Если давление в шинах будет меньше рекомендованного показателя, вы рискуете перегреть шины, что приведет к их быстрому износу и плохо скажется на качестве работы. Прочитайте в инструкции по эксплуатации, каким должно быть давление в шинах вашего мотоцикла и какова ихгрузоподъемность, — особенно если собираетесь в большое путешествие с пассажиром на тяжелом турере и планируете взять с собой все, кроме разве что стиральной машинки. Если бы мотоцикл считался совершенно непригодным для езды в сырую погоду и в других сложных условиях, все мотоциклы снабжались бы исключительно шинами с гладкими протекторами, наподобие гоночных. У спортивных покрышек рисунка на протекторе вообще нет (слик) — так больше соприкосновение резины с поверхностью трека. Ведь бороздки и прочие углубления только уменьшают площадь контакта шины с дорогой. А если во время гонок вдруг начинается дождь, гонщики просто устраивают пит-стоп и заменяют слики на шины с более глубоким рисунком, из-под которых лучше выводится дождевая вода, что опять же обеспечивает лучшее сцепление. Но, сами понимаете, таскать с собой в облачный денек второй набор резины не очень-то удобно, поэтому у обычных дорожных шин протекторы всегда с рисунком: они призваны обеспечивать более-менее хорошее сцепление и в сырую, и в сухую погоду.
Бороздки рисунка у такой шины предназначены отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. По мере износа шины глубина рисунка протектора уменьшается, и, как следствие, меньше воды выводится из-под колеса. Такая шина начнет скользить по тонкому слою воды, который под ней останется. Этот процесс называется гидропланированием шины, он может привести к полной потере сцепления шины с дорогой. Когда рисунок протектора снашивается до глубины 1.5 — 3 мм, резину пора менять. На конструкцию и качество работы шины больше всего влияют ее срок службы и интенсивность использования. В каждой поездке шины переживают «тепловой цикл»: сначала нагреваются до рабочей температуры, потом снова остывают. С каждым таким циклом резина становится чуть более жесткой. Но и тепловой цикл — это еще не все: шины «стареют» и затвердевают, и когда простаивают без дела. Поэтому лучше не покупайте шины на разного рода распродажах — там иногда продаются шины, пролежавшие в магазине не один год. Чаще проверяйте свои шины и немедленно заменяйте при обнаружении любых следов старения - трещин, потертостей на рисунке протектора, твердых участков и т.д. Нагрузка шины Нагрузка шины — это количество нормальной силы (силы, прижимающей шину к поверхности дороги). Вспомните, мы упоминали этот термин в связи с формулой сцепления (F=Cf х N), где N — это и есть нормальная сила. Термин «нормальная» в механике означает, что эта сила направлена к поверхности под углом 90' (действует перпендикулярно). Нормальная сила — это сила, с которой шина прижимается к поверхности дороги, в результате чего образуется трение. Эта сила существует благодаря силе тяжести, она пропорциональна массе мотоцикла и равномерно распределена между его передним и задним колесами: на каждую шину приходится примерно по 50% этой силы. Чем больше эта направленная вниз сила, тем больше потенциально имеющееся у вас сцепление. Имейте в виду, что распределение нормальной силы между двумя колесами может меняться и изменение это в ваших руках: оно происходит, когда вы меняете скорость, угол наклона на вираже, радиус поворотной траектории, «газуете», переключаете передачи или тормозите.
Так, распределение веса 50/50 между задним и передним колесом у обычного мотоцикла существует только тогда, когда мотоцикл стоит или движется на постоянной скорости по ровной поверхности. Крутаните ручку «газа» на первой передаче 1000-кубового спортбайка, например, и переднее колесо оторвется от земли — весь вес мотоцикла перемещается на заднее колесо и получается «вилли». И наоборот, резкое и сильное сжатие переднего тормоза может оторвать от дороги заднее колесо, так как весь вес в таком случае переместится вперед. Центробежная сила, также действующая на мотоцикл, достигает своего пика на вираже, когда она наклоняет мотоцикл в сторону внешнего радиуса поворота. Вместе с тем, когда мотоцикл находится под углом к дороге, на него действует сила тяжести, притягивающая его в противоположном направлении. Это прекрасная симфония физических явлений — две противоположные силы уравновешивают друг друга. Экстремальные трюки с перемещением веса нельзя проделать, например, с круизером и еще некоторыми мотоциклами. Такие процессы, как ускорение и торможение, всегда меняют величину нагрузки шины и силу, с которой она прижимается к поверхности дороги. Здесь важно осознать, что общая нагрузка при всем этом не меняется — меняется только ее распределение между передним и задним колесами. Это еще одна трудность для измерения сцепления. Количество имеющегося у вас сцепления зависит не только от самих шин и состояния дороги, но и от того, как вы ведете свой мотоцикл. Центробежная сила
Нормальная и центробежная силы, воздействуя на центр тяжести (ЦТ) мотоцикла, дают определенную нагрузку шины. Центр тяжести — это точка, в которой уравновешиваются передняя и задняя, а также правая и левая части мотоцикла. Здесь, говоря о центре тяжести, мы будем иметь в виду центр тяжести общей «конструкции», состоящей из мотоцикла и его пилота (а также пассажира, если таковой присутствует), при полном баке На графике 11-2 показано, каким образом нормальная и центробежная силы действуют на ЦТ мотоцикла в повороте на ровной дороге. Вес (В), или сила тяжести, давит на ЦТ сверху вниз; центробежная сила (ЦС), с другой стороны, действует на ЦТ горизонтально, не давая мотоциклу упасть в наклоне. Сумме этих двух сил образует нагрузку шины (НШ). Угол, под которым действует эта суммарная сила НШ, — это угол наклона, при котором мотоцикл сможет повернуть по выбранному вами радиусу. На фото и на графике 11-2 показаны силы, воздействующие на центр тяжести (ЦТ) мотоцикла на вираже. Сила тяжести (В) и центробежная сила (ЦС) воздействуют на ЦТ одновременно, при этом они перпендикулярны друг другу. Их суммарная сила (НШ) располагается на линии ЦТ и пятна контакта, что удерживает мотоцикл в равновесии на повороте, даже несмотря на то, что он при этом наклоняется. Но нас гораздо больше интересует общий центр тяжести мотоцикла с сидящим на нем пилотом, а этот ЦТ может смещаться. Меняя положение в седле, вы перемещаете этот общий ЦТ. Например, поднимаясь на подножках, вы поднимаете ЦТ; когда мотогонщики на вираже свешиваются из седла, они тем самым переносят ЦТ больше вниз и вбок. Даже не зная всех этих формул и законов механики, опытные пилоты отлично знают, каким образом и в какой момент нагрузить пятно контакта каждой из шин, чтобы увеличить сцепление (то есть когда ситуация требует экстренного торможения или маневрирования). И наоборот, когда сцепления мало, опытный водитель ведет себя соответственно: он тщательно контролирует нагрузку шины, не делая резких ускорений и торможений, которые забирают сцепление. Итак, вы разобрались в базовой механике сцепления, следующий шаг - научиться контролировать нагрузку шины. Более тонкие аспекты управления сцеплением мы разберем в следующей главе. Мотоциклетное мастерство – это:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|