Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности древневосточного типа культуры (Древний Египет)

Вводная часть

Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.

Типологизация культуры - это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.

Термин «Восточный тип культуры» - одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры. В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени.

Типология культуры

Типология культуры – это классификация культур или выделение самостоятельных исторических типов. Главный вопрос типологии культуры – выбор основания для классификации (критерии выделения основных исторических типов культуры).

Можно выделить следующие критерии типологического анализа:

1) временной (хронологический) – деление культуры по эпохам (древнейшая, античная, средневековая, возрождение, новое время, новейшая эпоха);

2) формационный – деление культуры по способу производства (первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, коммунистический);

3) религиозный (деление культуры на основании мировых религий)

4) территориально-этнический – деление с учетом особенности этноса и место его проживания;

5) цивилизационный – деление культуры на цивилизации (или устойчивые общности со своими политическими, экономическими и духовными и др. особенностями развития);

5) технологический (деление с учетом уровня технологии): доиндустриальная (аграрная) – индустриальная – постиндустриальная.

7) культурологический (мировоззренческий) – деление культуры по ведущему типу мировоззрению – совокупность устойчивых взглядов на мир и человека (мифологическое, религиозное и научное). Данный критерий учитывает (включает):

· особое понимание мира (представление о пространстве, времени, смысле жизни и т.д.);

· особый тип человеческого поведения (культурная роль человека);

· совокупность ценностей, регулирующих взаимоотношения человека с миром, природой, обществом (национальная ценность);

· совокупность памятников (культурные знаки), предметно и духовно отражающих идею человека, мировоззрение эпохи.

Проблема древнейшей культуры

Можно выделить три точки зрения по проблеме места возникновения древнейшей культуры:

· территория Древнего Востока (Древняя Япония, Древний Китай, Древняя Индия, государство передней Азии, Древний Египет) – 5-4 тыс. до н.э.;

· территория Древнего Запада (майя, ацтеки, инки) – 8 тыс. до н.э.;

· «срединная» территория (Атлантида – 15 тыс. до н.э., Аркаим – Урал – 9 тыс. до н.э.).

Проблема территории – это проблема иерархии культур, и одновременно проблема о возможности единой человеческой культуры:

· если признать лидером Восток или Запад, то поиски Древней культуры необходимо вести на этих территориях и признать соответствующую иерархию;

· если признать реальное существование одной общей культуры, то предстоит бесконечное обнаружение данных следов, поиски будут бесконечны;

· если признать равноценность культур и общечеловеческую культуру как понятие отражающее универсальную сущность человека, то проблема одного места снимается и возникновение древнейшей культуры предстает как повсеместное зарождение.

Изучение древнейших цивилизаций традиционно начинают с рассмотрения древневосточных государств. Можно выделить следующие обытия, знаменующие начала культуры (переход из доистории в историю):

1) появления ирригационной системы (система оросительных каналов в долинах великих рек);

2) открытие письменности;

3) возникновение народов (народ – это устойчивая общность людей, имеющих единый язык, традиции, историю, мифы);

4) образования государств (государство – это высшая форма социальной организации, имеющая свою систему государственных учреждений, право);

5) овладение лошадью (расширение территориального кругозора);

6) мировоззренческий скачек (внутренний отрыв человека от природы и обретение значимости и самостоятельности, обретение человеческого «Я»).

Свидетельства скачка:

· сюжеты мифов борьбы человека с природой (подвиги Геракла, подвиги Гильгамеша, изгнание из рая Адама и Евы);

· обряд инициации (обряд второго социального (культурного) рождения человека или обряд рождения человека в человеке).

Особенности древневосточного типа культуры (Древний Египет)

Историческое определение: Древневосточный тип культуры (конец 5 – начало 4 тыс. до н.э.- середина 1-ого тыс. н.э.) в начале 3 тыс. до н.э. – рабовладельческие цивилизации Древнего Востока, отмеченные демократической формой правления;

Культурологическое определение: Древневосточный тип культуры – этоисторический тип культуры, основанный на мифологическом сознании человека, отделившегося от природы.

Особенности древневосточного типа культуры проследим на материале древнеегипетской культуры (наука египтология).

Культура Древнего Египта возникла одна из первых. Периодизация – 4 тыс. до н.э. – 332 г. до н.э (А. Македонский).

Периоды (эпохи):

· додинастический (4 тыс. до н.э.)

· Древнее царство (3 тыс. до н.э.)

· Среднее (3-2 тыс. до н.э.)

· Новое (2 тыс. до н. э.)

· Позднее время (1 тыс. до н.э.)

Надо выделить 4 пункта: памятник, ценность, человек и мир.

1) Центральный памятник эпохи Древнего царства – пирамида. Имя первого гения в истории человечества – архитектор Имхотеп (пирамида Джосера в Саккаре (нач. 3 тыс. до н.э.). Самая известная пирамида – пирамида Хеопса (Хуфу) – 23 век до н.э. Высота – 146 м., 2,3 тыс. блоков по 2,5 – 3 тонны, занимает 5,4 га., угол - 51-2о (нет тени). Строили 20 лет, сто тысяч человек (менялись каждые три месяца). Всего сохранилось около 80 пирамид.

Пирамида одно из семи чудес света. Чудеса света: египетские пирамиды, сады Вавилона (висячие сады Семирамиды), храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Статуя Зевса Олимпийского.

2) Главная идея, которую символизирует пирамида – грандиозность (масштабность строения), как значимость человека отделившегося от природы. Смысл грандиозности и масштабности пирамиды в следующем:

а) исторический комментарий грандиозности: грандиозность как итог мощного экономического развития древней культуры;

б) религиозный комментарий грандиозности: грандиозность как условие для комфортной вечной жизни фараона;

в) культурологический комментарий грандиозности: грандиозность как утверждение значимости и величия человека – фараона, наместника бога на земле (человек пережил мировоззренческий скачек, то есть отрыв от природы).

3) Грандиозностью измерялся только один человек, поэтому роль человека – фараон, наместник Бога на земле.

4) Пирамида является предметной моделью мира отражающей (раскрывающей) представление древних египтян о пространстве и времени.

Представление египтян о пространстве:

1) квадрат, являющийся основанием пирамиды, есть отражение пространства ограниченного четырьмя сторонами света (т.е. четырехмерное);

2) треугольник, являющийся стеной пирамиды, есть отражение иерархии природных сил, стихий (земля, вода, воздух, солнце);

Представление египтян о времени: пирамида – символ вечности, ибо является помещением для вечной жизни фараона (смена природных циклов).

Выводы:

Таким образом, древнеегипетская культура взяла за основу грандиозность (тяга к масштабным формам) и традиционность (жесткое следование традициям), которые позволили просуществовать культуре почти 3 тыс. лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...