Особенности древневосточного типа культуры (Древний Египет)
Вводная часть Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры. Типологизация культуры - это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур. Термин «Восточный тип культуры» - одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры. В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Типология культуры Типология культуры – это классификация культур или выделение самостоятельных исторических типов. Главный вопрос типологии культуры – выбор основания для классификации (критерии выделения основных исторических типов культуры). Можно выделить следующие критерии типологического анализа: 1) временной (хронологический) – деление культуры по эпохам (древнейшая, античная, средневековая, возрождение, новое время, новейшая эпоха);
2) формационный – деление культуры по способу производства (первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, коммунистический); 3) религиозный (деление культуры на основании мировых религий) 4) территориально-этнический – деление с учетом особенности этноса и место его проживания; 5) цивилизационный – деление культуры на цивилизации (или устойчивые общности со своими политическими, экономическими и духовными и др. особенностями развития); 5) технологический (деление с учетом уровня технологии): доиндустриальная (аграрная) – индустриальная – постиндустриальная. 7) культурологический (мировоззренческий) – деление культуры по ведущему типу мировоззрению – совокупность устойчивых взглядов на мир и человека (мифологическое, религиозное и научное). Данный критерий учитывает (включает): · особое понимание мира (представление о пространстве, времени, смысле жизни и т.д.); · особый тип человеческого поведения (культурная роль человека); · совокупность ценностей, регулирующих взаимоотношения человека с миром, природой, обществом (национальная ценность); · совокупность памятников (культурные знаки), предметно и духовно отражающих идею человека, мировоззрение эпохи. Проблема древнейшей культуры Можно выделить три точки зрения по проблеме места возникновения древнейшей культуры: · территория Древнего Востока (Древняя Япония, Древний Китай, Древняя Индия, государство передней Азии, Древний Египет) – 5-4 тыс. до н.э.; · территория Древнего Запада (майя, ацтеки, инки) – 8 тыс. до н.э.; · «срединная» территория (Атлантида – 15 тыс. до н.э., Аркаим – Урал – 9 тыс. до н.э.). Проблема территории – это проблема иерархии культур, и одновременно проблема о возможности единой человеческой культуры: · если признать лидером Восток или Запад, то поиски Древней культуры необходимо вести на этих территориях и признать соответствующую иерархию;
· если признать реальное существование одной общей культуры, то предстоит бесконечное обнаружение данных следов, поиски будут бесконечны; · если признать равноценность культур и общечеловеческую культуру как понятие отражающее универсальную сущность человека, то проблема одного места снимается и возникновение древнейшей культуры предстает как повсеместное зарождение. Изучение древнейших цивилизаций традиционно начинают с рассмотрения древневосточных государств. Можно выделить следующие обытия, знаменующие начала культуры (переход из доистории в историю): 1) появления ирригационной системы (система оросительных каналов в долинах великих рек); 2) открытие письменности; 3) возникновение народов (народ – это устойчивая общность людей, имеющих единый язык, традиции, историю, мифы); 4) образования государств (государство – это высшая форма социальной организации, имеющая свою систему государственных учреждений, право); 5) овладение лошадью (расширение территориального кругозора); 6) мировоззренческий скачек (внутренний отрыв человека от природы и обретение значимости и самостоятельности, обретение человеческого «Я»). Свидетельства скачка: · сюжеты мифов борьбы человека с природой (подвиги Геракла, подвиги Гильгамеша, изгнание из рая Адама и Евы); · обряд инициации (обряд второго социального (культурного) рождения человека или обряд рождения человека в человеке). Особенности древневосточного типа культуры (Древний Египет) Историческое определение: Древневосточный тип культуры (конец 5 – начало 4 тыс. до н.э.- середина 1-ого тыс. н.э.) в начале 3 тыс. до н.э. – рабовладельческие цивилизации Древнего Востока, отмеченные демократической формой правления; Культурологическое определение: Древневосточный тип культуры – этоисторический тип культуры, основанный на мифологическом сознании человека, отделившегося от природы. Особенности древневосточного типа культуры проследим на материале древнеегипетской культуры (наука египтология). Культура Древнего Египта возникла одна из первых. Периодизация – 4 тыс. до н.э. – 332 г. до н.э (А. Македонский). Периоды (эпохи):
· додинастический (4 тыс. до н.э.) · Древнее царство (3 тыс. до н.э.) · Среднее (3-2 тыс. до н.э.) · Новое (2 тыс. до н. э.) · Позднее время (1 тыс. до н.э.) Надо выделить 4 пункта: памятник, ценность, человек и мир. 1) Центральный памятник эпохи Древнего царства – пирамида. Имя первого гения в истории человечества – архитектор Имхотеп (пирамида Джосера в Саккаре (нач. 3 тыс. до н.э.). Самая известная пирамида – пирамида Хеопса (Хуфу) – 23 век до н.э. Высота – 146 м., 2,3 тыс. блоков по 2,5 – 3 тонны, занимает 5,4 га., угол - 51-2о (нет тени). Строили 20 лет, сто тысяч человек (менялись каждые три месяца). Всего сохранилось около 80 пирамид. Пирамида одно из семи чудес света. Чудеса света: египетские пирамиды, сады Вавилона (висячие сады Семирамиды), храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Статуя Зевса Олимпийского. 2) Главная идея, которую символизирует пирамида – грандиозность (масштабность строения), как значимость человека отделившегося от природы. Смысл грандиозности и масштабности пирамиды в следующем: а) исторический комментарий грандиозности: грандиозность как итог мощного экономического развития древней культуры; б) религиозный комментарий грандиозности: грандиозность как условие для комфортной вечной жизни фараона; в) культурологический комментарий грандиозности: грандиозность как утверждение значимости и величия человека – фараона, наместника бога на земле (человек пережил мировоззренческий скачек, то есть отрыв от природы). 3) Грандиозностью измерялся только один человек, поэтому роль человека – фараон, наместник Бога на земле. 4) Пирамида является предметной моделью мира отражающей (раскрывающей) представление древних египтян о пространстве и времени. Представление египтян о пространстве: 1) квадрат, являющийся основанием пирамиды, есть отражение пространства ограниченного четырьмя сторонами света (т.е. четырехмерное); 2) треугольник, являющийся стеной пирамиды, есть отражение иерархии природных сил, стихий (земля, вода, воздух, солнце); Представление египтян о времени: пирамида – символ вечности, ибо является помещением для вечной жизни фараона (смена природных циклов). Выводы: Таким образом, древнеегипетская культура взяла за основу грандиозность (тяга к масштабным формам) и традиционность (жесткое следование традициям), которые позволили просуществовать культуре почти 3 тыс. лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|