Становление царской власти у евреев по сведениям Библии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (I Самуила, 8:4-7; 9-22) (4) И собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму. (5) И сказали они ему: «Вот ты стар стал, а сыновья твои не идут по пути твоему; так поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как это у всех народов». (6) И не понравилось это Самуилу, когда сказали: «Дай нам царя, чтобы судить нас». И стал молиться Самуил Йахве. (7) И сказал Йахве Самуилу: «Послушайся голоса народа во всем, что они тебе скажут, ибо не тебя они отвергли, но меня отвергли они от царствования над ними... (9) Теперь послушайся голоса их, но предупреди и расскажи им о действиях царя, который будет царствовать над ними». (10) И передал Самуил все слова Йахве народу, просившему у него царя, (11) и сказал: «Вот как будет действовать царь, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и поместит у себя при колесницах своих и при конях своих, и они будут бежать при колесницах его. (12) И он поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками и использует их, чтобы распахивали пашню его, жали жатву его и изготовляли ему орудия войны и колесничное снаряжение. (13) Дочерей ваших он возьмет, чтобы они приготовляли умащения, варили и пекли. (14) Самые лучшие поля ваши, виноградники ваши и масличные рощи ваши он возьмет и раздаст слугам своим. (15) Из посевов ваших и из виноградных садов ваших он будет брать десятую часть и отдавать царедворцам своим и слугам своим. (16) Лучших рабов ваших, рабынь ваших и юношей ваших, и ослов ваших он возьмет и использует для своих работ. (17) Из овец ваших он возьмет десятую часть. Да и сами вы будет его рабами. (18) И возопите вы тогда из-за царя вашего, которого выбрали вы себе, но не услышит вас Йахве тогда!» (19) Но народ не захотел прислушаться к словам Самуила и сказал: «Нет, пусть будет царь над нами, (20) и мы будем подобны всем народам; и судить нас будет царь наш, и выступать будет впереди нас, и вести будет войны наши!» (21) И выслушал Самуил все слова народа и передал их Йахве. (22) И сказал Йахве Самуилу: «Послушайся голоса их и поставь над ними царя».
Перевод Винникова И.Н., ред. Глускиной Г.М. Вопросы по тексту источника:
1. Каковы были основные обязанности царя, судя по данному тексту? 2. В чем состояли прерогативы царя? Распад единого царства после смерти Соломона по сведениям Библии (I Цари, 12:1-14; 16-20; 25-29)
(1) И отправился Ровоам в Сихем, потому что в Сихем пришли все израильтяне, чтобы возвести его на царство. (2) И было, когда Иеровоам, сын Набата, услышал это (он находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и жил в Египте; (3) но за ним послали и призвали его), он вместе со всеми израильтянами пришел, и так они сказали Ровоаму: (4) «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи теперь пашу тяжелую работу при отце твоем и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». (5) И ответил он им: «Пойдите и через три дня опять придите ко мне». И пошел народ. (6) И посоветовался царь Ровоам со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и спросил: «Как посоветуете вы отвечать этому народу?» (7) И они сказали ему так: «Если ты сегодня будешь слугою народу этому и услужишь им, и исполнишь их просьбу, и будешь говорить с ними ласковыми словами, то они будут рабами твоими на все дни». (8) Но он пренебрег советом старцев, который они ему дали, и посоветовался с молодыми людьми, которые росли вместе с ним, и предстояли пред ним. (9) И сказал он им: «Что вы посоветуете ответить народу этому, который говорит мне: «Облегчи иго, которое наложил на нас отец твой». (19) И ответили ему молодые люди, которые росли вместе с ним, и сказали: «Так скажи народу этому, который говорил тебе: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи [его] нам», так скажи им: «Мой мизинец толще чресел отца моего. (11) Итак, отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас «скорпионами». (12) И пришли Иеровоам и весь народ к Ровоаму на третий день, как говорил царь: «Придите ко мне на третий день». (13) И отвечал царь народу сурово, он отверг совет старцев, который они дали ему. (14) И говорил он им по совету молодых людей так: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас «скорпионами»...
(16) И увидели все израильтяне, что царь не слушает их, и отвечал народ царю так: «Нет нам доли в Давиде, и нет нам удела в сыне Иесея! По шатрам своим, Израиль! Теперь сам заботься о доме своем, Давид!» И разошелся Израиль по шатрам своим. (17) Над сынами же Израиля, жившими в городах иудейских, стал царствовать Ровоам. (18) И когда царь Ровоам послал Адорама, начальника над податью, все израильтяне закидали его камнями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взобрался на колесницу, чтобы бежать в Иерусалим. (19) И отложился Израиль от дома Давида до сего дня. (20) Когда услышали все израильтяне, что Иеровоам возвратился, они послали, и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми израильтянами. За домом Давида не осталось никого, кроме одного колена Иуды... (25) И отстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда он пошел и отстроил Пенуел. (26) И говорил Иеровоам в сердце своем: «Снова может перейти царство к дому Давида. (27) Если этот народ будет ходить для жертвоприношений в Иерусалимский храм, сердце народа снова обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому». (28) И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Довольно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» (29) И поставил он одного в Бетеле, а другого поместил в уделе Дана.
Перевод Винникова И.Н., ред. Глускиной Г.М.
Вопросы по тексту источника:
1. Что представляло собой упомянутое «тяжкое иго» царя Соломона над израильтянами?
2. Почему, на ваш взгляд, стал возможным отказ племен Израиля подчиняться Ровоаму? 3. Почему Иеровоам говорит о том, что израильтяне ранее были вынуждены ходить для жертвоприношений в Иерусалимский храм? В чем состояла религиозная и политическая роль Иерусалимского храма, в том числе, судя по мероприятиям Иеровоама?
Надпись Меши, царя Моава
Каменная стела с надписью моавитского царя Меши (IX в. до н. э.) была найдена в 1868 г. в окрестностях Дибона (около 20 километров на восток от Мертвого моря). Текст написан на моавитском диалекте хананейского языка (весьма сходном с древнееврейским). Надпись содержит подробное повествование о войнах Моава с Израильским царством. В утраченной заключительной части, возможно, сообщалось о неудачном походе израильтян и иудеев на столицу Моава Кир-Харешт, о чем подробно рассказывается в Библии (II Книга Царей, гл. 3). Я, Меша, сын Кемошмалаха, царь Моава, дибонянин. Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет, я же воцарился после него. И соорудил я это святилище Кемошу в Корхо (?) - святилище спасения, ибо спас он меня от всех царей (?) и дал мне насладиться гибелью всех врагов моих. Омри, царь Израиля, — он притеснял Моава многие дни, ибо гневался Кемош на землю свою. И сменил его сын его, и сказал также он: буду притеснять Моав! В мои дни он сказал так. Но я насладился гибелью его и дома его, и Израиль совершенно погиб навеки. И овладел Омри всей землею Махдебы и жил в ней [Израиль] в продолжение его дней и половины дней его сынов — сорок лет; и вернул ее Кемош в мои дни. И построил я Баал-Меон я сделал в нем водоем (?). И построил я Кирьятен. И мужи Гадовы жили в земле Астарот от века. И построил себе царь израильский Астарот; но я воевал против этого города, и взял его, и избил весь народ города в усладительное зрелище для Кемоша и Моава. И пленил я оттуда жертвенник (?) бога его (?), и привлек его перед лицо Кемоша в Кериот; и поселил я в нем людей Шарона и людей Махарота (?). И сказал мне Кемош: иди, возьми Небо у Израиля, и я пошел ночью, и сражался против него от восхода, зари до полудня, и взял его, и избил его весь — семь тысяч мужей и юношей (?), жен и девушек (?), и рабынь, ибо Аштар-Кемошу обрек я его. И я взял оттуда жертвенники (?) Яхве и приволок их перед лицо Кемоша. Царь же израильский построил Яхас и жил в нем, когда воевал со мною, и прогнал его Кемош от лица моего. И я взял из Моава двести человек — всех отборных (?) его, и поднял их против Яхаса, и взял его, чтобы присоединить к Дибону. Я построил Корхо (?), стену лесов (?) и стену холма; я построил ворота ее, я построил башни ее. Я построил дом царский. Я устроил оба (?) хранилища (?) для воды (?) внутри города. Цистерны не было внутри города, в Корхо (?); я сказал всему народу: сделайте себе каждый цистерну в своем доме. Я вырыл рвы у Корхо (?) при помощи пленных израильтян. Я построил Ароер и провел дорогу через Арнон. Я построил Бет-Бамат, ибо он был разрушен; я отстроил Бесер, ибо он был в развалинах...Дибона — пятьдесят мужей, ибо весь Дибон был мне покорен. Я управлял... сотнями (?) в городах, которые я присоединил к стране. Я отстроил Махдебу, и Бет-Дивлатен, и Бет-Баалмеон, и вознес я там... мелкий, скот страны. И Хоранен жил в нем...сказал мне Кемош: сойди, воюй против Хоранена. И я сошел и... [и вер]нул его Кемош в мои дни. И... оттуда... и я...
Вопросы по тексту источника:
4. Найдите Моав на карте 1. Был ли Моав подчинен Израилю? 5. Кто такие «мужи Гадовы»? 6. Что значит упомянутое в тексте слово «Небо»? 7. Выясните, чем закончилась борьба Меши против Израиля. Надпись из Самала Город Самал (нын. Зенджирли) был расположен в долине реки Кара-су (притока Оронта) в сев. Сирии. В 1888 г. и в последующие годы здесь были произведены раскопки, обнаружившие несколько линий укреплений, ворота, башни, дворцы, дома и т. д. При этом были найдены несколько интересных надписей на староарамейском языке с примесью финикийских элементов. Перевод одной из них дается ниже. Самал был основан хеттами, вероятно, еще в ХIII в. до н.э. Позднее он захвачен арамеями, ассимилировавшими древнейшее хеттское население. Самал являлся центром маленького государства Яади, достигшего наивысшего расцвета в VIII в. до н.э. В 735 г. до н.э. это государство было присоединено к Ассирии. В начале VII в. до н.э., во время войн Асархаддона, город был сожжен. Надпись Киламу датируется серединой IX в. до н. э. Я — Киламу, сын Хайи. Царствовал Габар над Яади и не действовал; был Бама (?) и не действовал; затем был мой отец Хайа и не действовал; затем был брат Шеил и не действовал. Я же, Киламу, сын Таммы, то, что я сделал, не делали прежние. Был дом отца моего посреди могучих царей, и всякий простирал руку, чтобы поглотить... Я же был в руках царей, подобно огню, пожирающему бороду, подобно огню, пожирающему руку... Одолел меня царь данов, но нанял я против него царя ассирийского. Молодую женщину отдавали за овцу, мужчину — за одежду... Я, Киламу, сын Хайи, сел на престол отца моего. Пред лицом прежних царей бродили (?) мушкабы (земледельцы?), подобно псам... Я же им стал отцом, им стал матерью, им стал братом. Того, кто не видел лика овцы, сделал я владельцем стада, и того, кто не видел лика вола, я сделал владельцем воловьего стада, владельцем серебра, владельцем золота; и тот, кто не видел льна от юности своей, — во дни мои покрыл его виссон. Я поддерживал мушкабов (земледельцев?) за руку (?), и они питали [ко мне] чувство, подобное чувству сироты к матери. Тот среди потомков моих, кто воссядет вместо меня и повредит эту надпись — мушкабы (земледельцы?) да не чтут бариров [кочевников?], и бариры да не чтут мушкабов. И кто уничтожит эту надпись — пусть уничтожит его голову Баал-Семед Габара, и пусть уничтожит его голову Баал-Хамман Бамы (?) и Рекубел, владыка дома!..
Перевод. А. Я. Борисова.
Вопросы по тексту источника:
1. Найдите Самал (Сам’аль) на карте 1. 2. Почему, несмотря на то, что за помощь против царя данов Киламу платил ассирийцам дань, ему удалось повысить благосостояние мушкабов? Для ответа на этот вопрос выясните, какой ассирийский царь оказал помощь Самалу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|