Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие управленческих решений

Тема 5.

1. Управленческие решения: сущность и виды.

2. Этапы принятия рационального решения.

3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

4. Методы принятия управленческих решений.

5. Использование моделей при принятии управленческих решений.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Существуют различные виды управленческих решений.

По степени определенности управленческие решения подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения являются результатом заранее предусмотренных действий в повторяющихся ситуациях. В запрограммированном решении количество возможных альтернатив сведено к минимуму, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, которые принимаются в новых, сложных ситуациях, связанных с неизвестными факторами. Эти решения опираются на теоретические знания и опыт. Руководитель должен сам разработать процедуру принятия решений. При принятии незапрограммированного решения руководитель сталкивается с множеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются чисто запрограммированными или незапрограммированными. В большинстве случаев решения сочетают в себе элементы того и другого.

Выделяют три подхода к принятию управленческих решений: на основе интуиции, на основе суждений и рационально принимаемые решения. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями, накопленным опытом. Рациональные решения – это выбор, сделанный с помощью объективного аналитического процесса. Процесс принятия рационального решения представлен на рисунке 3.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные оценки руководителя, среда принятия решения, информационные ограничения, поведенческие ограничения, негативные последствия, взаимозависимость решений.

Среди методов, используемых при принятии управленческих решений, можно выделить методы сбора информации о проблеме и методы анализа информации проблемной ситуации (рисунок 4).

Методы сбора информации о проблеме включают «кабинетные» (изучение документов и других источников информации) и «полевые» (наблюдения, опросы, эксперименты) методы.

 


Реализация решения
Обратная связь

 
 

 


Рисунок 3 – Процесс принятия рационального решения

 

Методы анализа информации о проблемной ситуации можно разделить на две группы: количественные и качественные.

В основе количественных методов лежат математические и статистические формулы расчетов сумм, средних величин, индексов, а также корреляционно-регрессионный анализ.

Качественные методы анализа информации бывают структурно-аналитическими и экспертными.

Структурно-аналитические методы принятия решений представляют собой набор методов анализа качественных и количественных данных о состоянии какой-либо проблемы с целью установления новых состояний и связей. К этим методам относятся: моделирование, составление сценариев (ситуационный анализ), сетевой анализ (построение блок-схем); различные матричные методы, метод иерархической декомпозиции (построение «дерева целей»), морфологический анализ и др.

Реальный мир организации исключительно сложен и число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека. Постичь реальный мир можно, упростив его с помощью моделирования.

Наука управления при принятии решений предполагает построение и использование моделей. Модель -это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Существует различные виды моделей, такие как: физическая, аналоговая, математическая.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса построения моделей – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Проблемы моделирования могут порождаться недостоверными исходными допущениями, информационными ограничениями, страхом пользователей, чрезмерной стоимостью.

           
   
 
 
Методы сбора информации
 
Методы анализа информации

 


 

           
     
 

 


Рисунок 4 – Методы принятия управленческих решений

Современные модели, используемые в управлении:

Теория игр - моделирование оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Модели теории очередей используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Модели управления запасами помогают руководителю свести к минимуму отрицательные последствия накопления запасов, что выражается определенными издержками. Модели линейного программирования позволяют установить определенный способ распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями в них. Описанные модели представляют в своей основе имитационное моделирование, т.е. использование устройств, которые имитируют мир.

Методы экспертных оценок основываются на субъективных мнениях экспертов-специалистов относительно какой-либо проблемы с использованием, как их профессионального опыта, так и интуиции. По количеству одновременно опрашиваемых экспертов, данные методы делятся на индивидуальные и коллективные.

Методы коллективных экспертных оценок заключаются в выявлении коллективного мнения экспертов о проблеме. Наиболее широкое распространение получили метод комиссий, метод «мозгового штурма», метод «Дельфи» и различные их модификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...