Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология Кросс – Культурного Исследования

Методы исследования в этнопсихологии.

доц. Марина Юрьевна Чибисова.

11.09.12

 

Экзамен.

Допуск до экзамена.

1. Хорошая посещаемость,

2. Чтение монографии

3. Проект кросс-культурного исследования.

 

Автомат.

1. Хорошая посещаемость

2. Активность

3. Выполнение самостоятельных работ

4. Подготовка презентаций

5. Высокая оценка по проекту ККИ.

 

 

Общие основы экспериментального психологического исследования.

 

Обследование – такая разновидность, психологической деятельности, при которой психолог получает информацию необходимую для практической работы. В результате обследования узнаем новое о людях.

 

Исследование – направленно на получение новой информации, открытие новых закономерностей, в результате исследования мы узнаем новые закономерности.

 

Метод исследования – общий способ получения знаний (тестирование, беседа., анкетирование)

Методология – общий подход.

Методика - конкретный инструмент (рисунок семьи)

 

Экспериментальное исследование - исследование, при котором исследователь произвольно меняет условия его проведения. Может оказывать влияние на испытуемых.

 

НП

 

ЗП

 

Независимая переменная (НП) - причина, те условия, которые меняет экспериментатор.

Зависимая переменная (ЗП)– следствие, то, что меняется в результате независимой переменной.

Промежуточные переменные (ПП) – независимые факторы которые влияют на ЗП, необходимо так построить исследование, что бы минимизировать эти ПП.

2 вида эксперимента:

Констатирующий эксперимент - исследователь устанавливает наличие причинно-следственной связи.

Формирующий эксперимент - исследователь пытается развить, сформировать определенную характеристику у испытуемых. Например, повысить креативность, снизить тревожность.

 

Идеальный эксперимент – тот, в котором нет ПП

Истинный экспериментальный план – формируем 2 группы экспериментуемых, экспериментальную и контрольную, эти группы должны быть максимально уравниваемые между собой (пол, возраст). Замер зависимой переменной, только стандартизированными методиками. Меняем ЗП, обе группы помещаем в разные условия. Снова замеряем ЗП, той же самой методикой. Осуществляем статистическую обработку и делаем выводы.

 

В ряде случаев невозможно произвольно изменять НП по этическим или организационным причинам. В этом случае исследование строится, как квазиэксперимент.

Квазиэксперимент – «ТИПО эксперимент» - это такое исследование, при котором в качестве аналога НП выступает наличие какого то опыта или события в жизни человека или его принадлежность, к какой - то социальной группе.

 

План Квазиэксперимент

Формируются 2 группы, которые уравнены по все признакам, кроме аналога НП. Например, мужчина и женщина, дети из полных, дети из неполных семей, и у этих групп, замеряется интересующая нас характеристика.

 

Корреляционный эксперимент - проверяет гипотезы о взаимосвязях. В результате корреляционного эксперимента, можно говорить о том, что 2 или более характеристик, связаны друг с другом. Но нельзя говорить, что одна из них, причина другой. Корреляционный эксперимент проводится на одной разнородной группе.

 

Валидность – показатель качества исследования, степень соответствия целей и результатов исследования, его методам и процедуре.

Внутренняя валидность - надежность, степень влияния НП на ЗП.

Внешняя – репрезентативность, показатель того, на какую группу людей мы можем перенести результаты исследования.

 

Угрозы валидности – факторы понижающие валидность. Задача исследователя, спланировать эксперимент таким образом, что бы максимально повысить его валидность.

 

Систематическое смещение – на ЗП постоянно параллельно действуют НП и ПП

НП ПП

 

ЗП

 

Статистические гипотезы – предположение о математических отношениях, между результатами измерений.

Н0 – нет различий

Н1 – есть значимые различия.

После того как эксперимент проведен, получены результаты измерений ЗП, формулируем статистические гипотезы Н0, Н1, подбираем статистический критерий (формула), проводим расчет, и в результате расчета, получаем эмпирическое значение критерия. Сравниваем это значение с критическим значением.

Уровень значимость – вероятность того, что мы сочли различия значимые, а они случайные (вероятность ошибки).

Рубежные показатели – 0,05 и 0,01. Этим двум уровням значимости, соответствуют критические значения критерия.

 

Фото

 

Зона значимости +

Зона незначимости –

Посередине зона неопределенности.

 

Либо значения значимы, либо погрешность 0,05

 

 

ЗАДАНИЕ!

Статья, прочитать!

К понедельнику. Монография

 

Доклад, презентация. На англ. Исследования.

 

 

25.09

 

Общая характеристика кросс-культурного исследования. (ККИ)

 

1. Сущность ККИ

2. Методология ККИ

3. Угрозы валидности ККИ

4. Способы повышения валидности

На след занятии, 3 тестовых задания. 3 вопроса. На 10 минут.

Сущность Кросс - культурного исследования.

 

Культура – это совокупность ценностей, смыслов, норм и правил, которые являются общими для некоторой группы людей.

Представителями культуры, люди являются, не столько вследствие, соблюдения этих правил, сколько в результате знаний о них. (правильно уступать место в транспорте)

 

Кросс - культурное исследование, это разновидность квазиэксперимента, в котором в качестве аналога независимой переменной выступают культурные различия. В кросс культурном исследовании сравниваются различные характеристики представителей различных культур.

 

Виды культур, которые могут сравниваться в ККИ.

1. Национальные. Нация – это граждане страны.

2. Этнические. (цыгане, татары, итд)

3. Религиозные

4. Региональные (жители Москвы и Санкт-Петербурга)

 

Одна из важных проблем ККИ это вывод и его интерпретация. Недостаточно просто выявить различия, необходимо объяснить, какие компоненты культуры привели к появлению этих различий. (Майкл Харрис Бонд, какая характеристика культуры приводит к тому что, китайцы чаще сталкиваются в бассейне, чем американцы.)

 

При выборе культур для сравнения нужно руководствоваться следящим принципом, чем больше культурная дистанция, тем легче найти различия, но труднее их интерпретировать. Чем ближе культурная дистанция, чем ближе культуры, тем труднее найти различия, но проще их интерпретировать.

 

Задача ККИ искать не только различия, но и сходства. Поиск сходств имеет большое значение для эффективного межкультурного или кросс - культурного взаимодействия.

 

Методология Кросс – Культурного Исследования

Этический подход и Эмический подход.

Etic подход – культурный универсализм. Направлен на выявление общих характеристик, свойственный представителям различных культур.

Emic подход – культурный релятивизм (относительный). Подчеркивает относительность культурных различий и подчеркивает необходимость изучения, каких то явлений только в контексте одной культуры.

 

Основная задача ЭТИЧЕСКИХ исследований – поиск культурных универсалий. Характеристик одинаково присущих представителям различных культур.

Качественный подход:

Качественная методология предполагает изучение, содержание, функционирование структуры психологических характеристик.

Основной вопрос «что?» или «как?».

Основной исследовательский инструмент – анализ

Количественный подход:

Количественная методология – направлена на измерения психологических характеристик.

Основной вопрос «сколько».

Основной исследовательский инструмент - подсчет.

 

Деление на качественную и количественную методологию не является специфически этнопсихологическим, свойственно и другим исследованиям тоже.

 

Угроза валидности ККИ

Отклонения – наличие мешающих факторов, которые ставят под сомнения, сравнимость оценок, полученных в разных культурных группах.

 

Виды отклонений:

1. Отклонения, связанные с конструктом. Разное понимание. Где то есть, где то нету этой концепции. Когда сравнивают, или изучают разные вещи.

2. Метод, процедура исследования.

3. Отклонения, связанные с тестовыми пунктами. Разный уровень трудности, неправильный перевод.

 

Эквивалентность – сравнимость оценок полученных при тестировании различных культурных групп.

Эквивалентность и отклонения взаимосвязаны. Чем больше отклонений, тем больше эквивалентность. Нужно избегать отклонений и повышать эквивалентность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...