Религиозная реформа Эхнатона
Египетское жречество после каждой военной экспансии требовало материальных подношений,а затем и вовсе стало позиционировать себя выше самого фараона,это создало предпосылки для введения поклонения солнечному диску Атону, чей культ имеет ряд признаков монотеистической религии. Это случилось около 1359 до н. э., при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV (1364—1347 до н. э.), взявшим себе имя Эхнатон, что означает «угодный [полезный] Атону». Иногда утверждается, что Эхнатон был первым достоверно известным нам монотеистом в мировой истории. Реформы Эхнатона сильно потрясли Египет, а пацифистская политика этого фараона привела к потере обширных азиатских владений, вскоре занятых хеттами из Малой Азии. Однако, культ Атона был запрещен после смерти фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в 1347 до н. э. бывшим жрецом Атона Эйе и военачальником Хоремхебом, регентами малолетнего (дожившего до девятнадцатилетнего возраста) наследника Эхнатона, Тутанхатона, переименованного в Тутанхамона (1347—1337 до н. э.). Столица государства была обратно перенесена из построенного Эхнатоном Ахетатона в Фивы (при этом последующие фараоны предпочитали оставаться в Мемфисе), а сам фараон — объявлен еретиком.
8. Тутмос III и создание военной египетской державы Активность завоевательной политики резко возросла, когда на троне оказался пасынок Хатшепсут Тутмос III (1504— 1450 гг. до н. э.), талантливый полководец, дальновидный государственный деятель. Он сосредоточил основное внимание на восточносредиземноморском регионе. После тщательной подготовки Тутмос III ввел многочисленные войска в Палестину, гае его поджидала объединенная коалиция сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадеш, поддерживаемая Митанми. Сиро-палестинские войска были сосредоточены около сильно укрепленного города Мегиддо, подходы к которому были труднодоступны из-за подступающих гор. В анналах Тутмоса III подробно описывается поход к Мегиддо. Анналы рассказывают, что фараон, не посчитавшись с трусливым мнением своих сановников идти обходной, более безопасной дорогой, избрал рискованный путь через узкое ущелье и внезапно появился перед не ожидавшим его противником. В ожесточенной битве (1482 г. до н. э.) египтяне одержали решительную победу.Сиро-палестинское ополчение укрылось в городе Мегиддо, который был взят После изнурительной семимесячной осады. Разгром коалиции сделал Тутмоса III хозяином большей части Палестины и Сирии, после чего египетские войска приступают к полному завоеванию этих территорий, предпринимая регулярные, почти ежегодные вторжения. За двадцать два года единоличного царствования Тутмос III 15 раз совершал победоносные походы, постепенно расширяя границы египетских владений до верховьев Евфрата. Государство Митанни было вынуждено отозвать свои войска за Евфрат и уступить египтянам территорию Сирии, Финикии и Палестины. Развивая свои военные успехи, Тутмос III приказал перетащить волоком корабли из Средиземного моря на реку Евфрат и переправил часть войск на левый берег великой реки. Северной границей египетской державы стал город Кархемиш, расположенный в излучине Евфрата. Никогда еще египтяне не заходили так далеко на север.Успешной была военная политика Тутмоса III и на юге. Здесь были покорены честные племена вплоть до 4-го нильского порога. Границы египетской державы простирались теперь с севера до южных рубежей на 3200 км. Успешные завоевания Тутмоса III потребовали напряжения всех сил государства, и преемники воинственного фараона более думали о закреплении захваченных стран, организации там своего управления, нежели о новых завоеваниях. Египетская держава стояла на вершине могущества и пользовалась огромным авторитетом в Передней Азии. Прежние соперники Египта, митаннийские цари, искали теперь союза могущественных фараонов и в качестве своеобразной гарантии посылали в их гарем своих дочерей. Цари хеттов и Вавилонии заискивали перед фараонами, присылали им великолепные дары в знак своей дружбы.
9. Реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) Аменхоте́п IV (позднее Эхнато́н) — фараон Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 (или 1351) — 1336 (1334) годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе. Аменхотеп IV (1372–1354 до н.э.) провел при поддержке служилой знати религиозную реформу, направленную против культа бога Амона и тесно связанного с ним могущественного фиванского жречества. Фараон провозгласил верховным и единственным культ солнечного диска Атона; остальные божества или отменялись, или переводились в ранг слуг Атона. Аменхотеп IV принял имя «Эхнатон» («Благой для Атона») и переехал вместе с двором из Фив в новооснованную им столицу Ахетатон (Эль-Амарна) в Центральном Египте. Однако эта реформа, которую ряд исследователей считает монотеистической, вызвала неприятие со стороны не только фиванского жречества, но и широких слоев населения, так как она отрицала укоренившиеся в сознании египтян религиозные представления (антропо- или зооморфный облик бога, божественную генеалогию и пр.). Реформа привела к расколу египетского общества и ослаблению египетского государства. Сконцентрировав свои усилия на утверждении новой религии, Эхнатон отказался от активной внешней политики и в значительной степени утратил контроль над захваченными его предшественниками территориями: он не пытался организовать сопротивление натиску хеттов на Сирию; при нем большинство сирийских и палестинских князей обрело фактическую независимость от Египта. Египетская гегемония на Ближнем Востоке ушла в прошлое 16 вопрос
После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 1/2гa земли.
Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра. Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов. Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём?6?
17 вопро
18 вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|