Международные экономические отношения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция: Международные экономические отношения
Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. Международные экономические отношения. Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличение открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Международные экономические отношения включают в себя многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучают не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения. Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений.
В структуру международных экономических отношений входят формы: 1. Международная торговля товарами и. услугами. 2. Международное движение капиталов. 3. Международная миграция рабочей силы. 4. Международный обмен технологиями. 5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. 6. Международная экономическая интеграция. К субъектам международных экономических отношений относятся: - на макроэкономическом уровне: отдельные страны и их субъекты (в том числе непризнанные государства), международные экономические интеграционные группировки, крупные города, ТНК и глобальные корпорации, и др.: - на микроэкономическом уровне: мелкие и средние предприятия, кооперативы и т.п., а также физические лица (в частности, так называемые "челноки") и др.; - на наднациональном уровне: международные экономические организации и наднациональные институты. Главными факторами, вызывающими изменения в международных отношениях являются: экономические условия, политические взаимоотношения, войны и восстания. 2. Международная торговля товарами и. услугами. Мировой рынок представляет собой форму организации и функционирования мировой экономики. Основами мирового рынка являются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена. Важнейший сектор мирового рынка - рынок товаров и услуг. Его основой является международная торговля. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. В последнее время широкое распространение получили следующие формы и методы организации внешней и международной торговли: 1. Аренда– широко практикуется в торговле машинами и оборудованием, в форме кредитования экспорта. 2. Встречная торговля – совокупность сделок, при заключении которых закупка продукции сопровождается ответными поставками товаров. Существует несколько видов встречной торговли: 2.1. Бартер – эквивалентный обмен товаров. Сделка заключается по товарам, имеющих одинаковую стоимость. 2.2. Встречные закупки– договор, который предполагает в случае экспорта продукции в страну закупку ряда товаров этой страны. 2.3. Компенсационное соглашение– соглашение предполагает продажу произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих кредитов с последующим погашением долга поставками продукции, выпущенной на этом оборудовании. 2.4. Офсетные сделки– включение в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере, например, торговля дорогостоящим оборудованием (строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей) 3. Международные торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для продавцов товаров с определенными технико-экономическими характеристиками. Сделка заключается с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условия.
4. Биржи – особый вид регулярно действующего рынка, на котором при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи товаров, обладающих родовыми признаками, имеющими четкие количественные и качественные характеристики, подтвержденные документально, по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Основные биржевые товары: зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов, нефть и нефтепродукты, лес, некоторые стандартизуемые виды продукции машиностроительной и химической отраслей. Реализация осуществляется с (без) предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее установленным размерам минимальной партии. 5. Международные аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые выставляются для осмотра лотами и считаются проданными тому, кто даст наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, рыба, цветы, немытая шерсть, чай, пряности, предметы антиквариата. Операции мировой торговли: Экспорт– продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны-продавца. Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну-покупателя. Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну-импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением таможенных формальностей. Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее вывезенных из страны товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|