Методические указания для аудиторной работы студентов.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие «Медицинские отходы»
Уфа 2012 Тема «Медицинские отходы» составлена на основании типовой программы профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (М., 2010) специальности 060501 «Сестринское дело», рабочей программы профессионального модуля, утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ
Рецензент: Колганова Е.Н. методист медицинского колледжа БГМУ Ишмухаметова А.А. зам.директора по практическому обучению медицинского колледжа БГМУ
Составитель: Ибраев В.Р., преподаватель клинических дисциплин
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии клинических дисциплин протокол № ___ от __________ 20____года. Актуальность темы: В Российской Федерации в настоящее время ежегодно образуется около 1,0 млн. т медицинских отходов, что составляет около 2% от общего количества отходов потребления. Цели занятия: д ля формирования профессиональной компетенции студент должен иметь практический опыт: - обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому - соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности уметь: - обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; знать: - факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала; - принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения - основы профилактики внутрибольничной инфекции; Дидактические цели: Обучить студентов: 1.Работать с литературой, составлять опорные конспекты 2.Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот
3.Использовать принципы общения в практической деятельности медсестры 4.Использовать принципы сестринской педагогики в практической деятельности медсестры. Развивающие цели: Развить у студентов: 1.Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями 2.Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры Воспитательные цели: Привить студентам: 1.Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность 2.Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми 3.Целеустремленность в получении новых знаний По окончании занятия студент должен овладеть: Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. Профессиональные компетенции: ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию. ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте Тип занятия: практическое, с элементами проблемного обучения, самостоятельной работой студентов Продолжительность занятия: 6 академических часов Место проведения: кабинет доклинической практики Оснащение: 1. Учебно – методический комплекс «Медицинские отходы». 2. Проблемно – ситуационные задачи, тест – контроль, графический диктант, терминологический диктант, графологические структуры, карта сестринского процесса. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов). Учебно-исследовательская работа студентов по теме. Работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально каждому студенту с учётом его способностей и интересов).
Вопросы к самоподготовке: 1. Определение отходов в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) 2. Структура отходов, образующихся в ЛПУ 3. Классификация отходов 4. Медицинские отходы класса А 5. Медицинские отходы класса Б 6. Медицинские отходы класса В 7. Медицинские отходы класса Г 8. Медицинские отходы класса Д 9.Нормативы образования отходов в ЛПУ 10. Организация обращения с отходами ЛПУ различных классов 11. Общий порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря 12.Требования к временному хранению и удалению отходов ЛПУ различных классов 13. Организация системы обращения с отходами в ЛПУ 14.Технология переработки и захоронения отходов ЛПУ Основная литература: Давлицарова К.Е, Миронова С.Н. «Манипуляционная техника»: Учебное
пособие. - М: Форум, 2011. Дополнительная литература: 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. 2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 4. Турапина И.А «Рабочая тетрадь по основам сестринского дела», 2011 5. Обуховец Т.П, Чернова О.В «Основы сестринского дела» - Ростов н/Д:Феникс, 2010. 6. Кулешова Л.И, Пустоветова Е.В «Основы сестринского дела»: курс лекции – Ростов на Дону: Феникс, 2011. Интернет ресурсы: http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; http://www.consultant.ru/- нормативные документы; http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; www.med-pravo.ru – нормативные документы и др. http://www.rusmedserv.com/ - Русский мед.сервис http://www.rmj.ru/internet.htm - медицина в интернете http://www.medlook.ru/ - медицинские сайты http://www.mosmed.ru – медицинские ресурсы http://www.usma.ru – каталог мед.ресурсов http://www.med.by – мед.ресурсы http://www.medlan.samara.ru/pages/advise.html - мед.ресурсы http://www.nworld.spb.ru – мед.ресурсы http://www.medicine.onego.ru – мед.ресурсы http://www.nlr.ru/res/inv/ic_med/index.php Блок информации ВВЕДЕНИЕ Быстрые темпы урбанизации и современное развитие здравоохранения в стране настоятельно выдвигают для решения проблему обезвреживания, переработки и захоронения отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которая в современных условиях рассматривается как важная составляющая профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендует создание специальных служб по их переработке. В Российской Федерации в настоящее время ежегодно образуется 0,6-1 млн. т медицинских отходов, что составляет около 2% от общего количества отходов потребления. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами и вирусами, отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и экологическом отношении. Отсутствие в настоящее время в большинстве ЛПУ организованной системы сбора, хранения, транспортировки и удаления медицинских отходов не исключает возможности обсеменения пациентов, персонала, функциональных помещений клинико-диагностических отделений стационара и окружающей его территории патогенными микроорганизмами, что может способствовать как распространению ВБИ внутри ЛПУ, так и выносу инфекции за пределы медицинских учреждений.
Минздравом России разработаны СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно профилактических учреждений” и СанПиН 2.1.3.1375-03 “Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров”. Вместе с тем существующее положение дел во многих Л ПУ ведет к целому ряду грубых нарушений требований противоэпидемического режима, выражающихся: - в серьезных нарушениях режима дезинфекции перевязочного материала, одноразовых шприцов и систем, отходов операционных блоков и лечебно-диагностических помещений; - отсутствии достаточного количества специального санитарно-гигиенического оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов (специальные пакеты, стойки-тележки, одноразовые емкости, многоразовые баки, транспортные внутрикорпусные тележки либо мини-контейнеры), а также отсутствии простой и надежной технологии герметизации одноразовой упаковки; - отсутствии во многих стационарах маркированных по группам отходов (меж)корпусных контейнеров и помещений (площадок) для временного хранения отходов; - сборе и временном хранении необеззараженных медицинских отходов в бытовой таре (коробках, хозяйственных пакетах)и контейнерах, предназначенных для бытового мусора; - отсутствии безопасной транспортной цепи внутри ЛПУ, исключающей возможность контаминации инфицированными медицинскими отходами персонала и пациентов; - отсутствии специального транспорта для перевозки отходов с территории стационара до мест захоронения и его дезинфекции; - отсутствии продуманной и реально организованной системы мер в случае аварийных ситуаций (рассредоточение отходов по территории ЛПУ вследствие нарушений при транспортировке их внутри стационара или при загрузке в (меж) корпусные контейнеры; несвоевременный вывоз отходов с территории (более 2 сутоки т. д.); - отсутствии системного подхода к обучению медицинского и обслуживающего персонала правилам обращения с медицинскими отходами. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТХОДОВ В ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1. Под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся: в больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательских, учебных институтов), поликлиниках (в т. ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т. ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.
2. СТРУКТУРА ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 2.1. Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) вне зависимости от его профиля и коечной мощности в результате своей деятельности образует группы отходов, различных по фракционному составу и степени эпидемиологической и экологической опасности (табл. 1). Таблица 1 Группы отходов
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ 3.1. В соответствии с требованиями СанПиН № 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений” все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на 5 классов (табл. 3): Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно профилактических учреждений. Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным. Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Таблица 2 Классификация отходов ЛПУ
4. НОРМАТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 4.1. В зависимости от коечной емкости в ЛПУ стационарного типа образуется следующее количество отходов (табл. 2):
Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|