Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные особенности мышления.




У разных людей по-разному складывается соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образной, наглядно-действенной, отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся такие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

 

Воображение.

Характеристика воображения.

Функция мышления- познание сущности вещей, явлений, закономерных связей между ними. Функция памяти- сохранение прошлого опыта. Суть воображения заключается в преобразовании этого опыта.

Воображение появилось в трудовой деятельности, у человека возникает необходимость предвидеть, создавать образ объекта или субъекта, т. е. благодаря воображению человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат.

Воображение и мышление тесно взаимосвязаны, т. к. воображение предвидит наступление тех или иных событий в будущем. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации. Например, древние люди объясняли происхождение и возникновение мира в религии, в настоящее время – космические пришельцы.

Но существуют и отличительные признаки воображения от мышления:

- мышление позволяет обобщено познавать мир, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений.

- Использует человек воображение в проблемных неопределенных ситуациях, когда исходные данные не поддаются анализу.

Физиологические механизмы процесса воображения.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Для возникновения образов необходима работа обоих полушарий.

Специфика правого полушария в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, тесно связано с эстетическими чувствами.

Левое полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Так возникают образы, не совпадающие с прежним опытом. Воображение связано и с органическими процессами и воздействует на них. Например, создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков… Многие могут находить у себя болезни, хотя их нет. Особенно ярко проявляется у лиц с богатым воображением, впечатлительных. Например, у Горького при описании им сцены убийства цыганки в повести «Старуха Изергиль» у него на левой стороне груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней. Картины самовнушения могут привести к более печальным последствиям: был случай- рабочий одного из холодильников случайно был заперт в рефрижераторе и был убежден, что холодильная установка включена (хотя нет),наутро его нашли мертвым, и врач констатировал все признаки переохлаждения.

Иногда поводом для психического расстройства и последующего заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санатория. В санатории больная предпочитала сидеть в парке на скамейке. Врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только от скамейки к скамейке. В этот же день она, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в сердце и не могла ходить. Состояние улучшилось после лечения в психиатрической больнице.

Виды воображения:

1. Пассивное. Для него характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, и не могут быть воплощены. Например, образ Манилова у Гоголя. Их называют фантазеры.

2. Активное. Оно может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее создает образы, соответствующие описанию. Воссоздающее атрибут учебной деятельности, проявляется при чтении литературы, исторических описаний…

3. Конкретное

4. Абстрактное

5. мечта. Это образ желаемого будущего, т. е. человек создает образы будущего.Она выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой оказался по каким-то причинам отсроченным.

 

Факторные модели интеллекта.

Термин «интеллект» у каждого теоретика свой. Основным критерием интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения, это некоторая способность, имеющая адаптационное значение для человека, это приспособительный акт (по Штерну)- решение жизненной задачи, по Л.Полани – это способ приобретения знаний, по Ж. Пиаже – это универсальная адаптивность в достижении равновесия индивида со средой.

Условно все факторные модели интеллекта можно разделить на 4 группы:

1.что является источником модели – умозрение или эмпирические данные.

1. как строится модель интеллекта- от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.

2. Модель может строиться на некоторых теоретических посылках, а затем проверяться в эмпирическом исследовании. Пример модель Гилфорда.

3. Иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф.Вернона) являются многоуровневыми моделями. Факторы размещаются на разных уровнях общности: фактор общей умственной энергии, далее его производные…

Модель Дж.Гилфорда.

Предложил модель «структуры интеллекта SI», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей.

Схема модели: Стимул – латентная операция – реакция.

Стимул в модели Гилфорда занимает «содержание», операция – это умственный процесс, реакция – это результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Т.о., модель является трехмерной. Операцию он трактует как психический процесс: познание, память, мышление, оценивание.

Содержание задачи определяется особенностями материала: изображение, символы (буквы, числа), слова, поведение.

Результаты – форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, выводы.

Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний трех измерений интеллекта. Название факторов условны. Всего в его схеме 120 факторов.

Концепция Гилфорда широко используется в США, в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые помогают рационально планировать учебный процесс.

Главным достижением Гилфорда ученые считают разделение дивергентного и конвергентного мышления.

Дивергентное мышление – это средство порождения оригинальных творческих идей. Конвергентное мышление – это процессы, которые обеспечивают решение задач, имеющих единственно правильный ответ.

Концепция креативности как познавательной творческой активности в 50-е года 20 века приобрела популярность после выхода в свет работ Гилфорда. Основанием этой концепции явилась кубообразная модель структуры интеллекта.

 

 

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, если человеку надо найти единственно правильное решение. В принципе конкретных решений может быть много, но это множество всегда ограничено.

Дивергентное мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Гилфорд выделил 4 параметра креативности:

1.оригинальность –способность продуцироватьь необычные ответы;

2.семантическая гибкость- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3.образная адаптивная гибкость- способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть новые признаки и возможности для использования;

4.семантическая гибкость- способность продуцировать разные идеи в неординарных ситуациях.

Приведем примеры тестов дивергентной продуктивности.

Тест на использование предмета: «перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

Составление изображений. «Нарисуй заданные объекты, пользуясь фигурами: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры».Тесты на вербальную и невербальную креативность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...