Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыслительные операции

МЫШЛЕНИЕ

Нам всем известно, что человек как представитель определённого вида называется Homo sapiens. В переводе с латыни это означает человек разумный. Следовательно, разум, интеллект, способность мыслить обозначается как отличительная черта всех людей. (Сравнивая психику животных и человека на предыдущих занятиях, мы неоднократно это подчёркивали.) Не случайно мышление является предметом изучения многих наук.

Наше познание объективной действительности, как мы знаем, начинается с элементарных перцептивных процессов: ощущений и восприятия. (Ощущение – процессотражения отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном взаимодействии с органами чувств. Восприятие – процесс отражения предметов и явлений в целом при их непосредственном взаимодействии с органами чувств). Но, начинаясь с этих перцептивных процессов, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление расширяет границы чувственного познания. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия: сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредованно (путём умозаключения) выявляет новые, абстрактные свойства действительности. Мышление выявляет взаимосвязи и постигает действительность в этих взаимосвязях, познаёт её сущность. Чтобы понять то, о чём мы сейчас говорим, можно обратиться к следующему примеру. Давайте представим себе дельфина, плавающего в море. На уровне перцептивных процессов (т.е. на основе данных ощущений и восприятия) мы отнесём дельфина к рыбам. Он и по внешнему виду похож на рыб (имеет вытянутое веретенообразное тело, плавники, хвост), и в воде плавает, как другие рыбы. Но на уровне мышления, зная способ дыхания, питания, размножения дельфинов (т.е. существенные свойства), мы отнесём их к классу млекопитающих. Ведь рыбы дышат под водой, а дельфины должны подниматься на поверхность за воздухом и дышать через носовое отверстие в верхней части головы. Большинство рыб мечет икру, а дельфины, как и другие млекопитающие, рожают детей, кормят их своим молоком.

Т.о., в отличие от перцептивных процессов, которые отражают непосредственное взаимодействие с миром, мышление отражает существенные характеристики предметов и явлений, которые часто скрыты или даже противоречат внешне воспринимаемой картине мира. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление как интеллектуальный психический процесс обладает определёнными характеристиками:

1) обобщённое отражение действительности. В процессе мышления человек, сравнивая предметы и явления реального мира, обнаруживает в них общие признаки. В дальнейшем эти обобщения он может применить к единичным предметам и явлениям. Например, я вас спрошу: что будет, если бросить в воду камень кремния и ветку тополя? Конечно, камень утонет, а ветка будет плавать на воде. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, мы имели определённый собственный опыт. Поэтому сделали логичный вывод. Но для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства конкретного камня со свойствами других камней, свойства ветки тополя со свойствами веток других деревьев, выявить то общее, что их характеризует. И только после этого сделать, казалось бы, простой вывод о том, что будет с камнем и веткой, когда их бросить в воду. Т.е. для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты. И только затем, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода;

2) опосредованное познание объективной реальности. Человек может судить о свойствах и характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путём анализа какой-либо косвенной информации. Так, изучая развитие человеческого общества на определённом историческом этапе, мы не можем попасть в прошлое на машине времени, чтобы вступить в непосредственные контакты с людьми тех времён, увидеть всё собственными глазами. Но, анализируя историческую литературу, учебные пособия, художественные фильмы и т.п., мы в состоянии познать прошлое Земли и даже прогнозировать возможное будущее. Т.о., опосредованное мышление не только не искажает окружающую нас действительность, а, напротив, позволяет познать её намного полнее и глубже;

3) связь мышления с наличием проблемной ситуации, решением какой-либо задачи. Проблемная ситуация возникает в процессе познания или в практической деятельности. Другими словами, человек сталкивается с какой-либо проблемой, которую он, в первую очередь, пытается сформулировать в виде вопроса. Говорят, что грамотно поставленный вопрос – это уже половина решения. Ответ на вопрос и есть конечная цель процесса мышления. Причём ответ находится не сразу, а с помощью опредёленных мыслительных операций, которые помогают нам преобразовывать исходную информацию.

Рассмотрев специфические характеристики мышления, мы можем сформулировать определение этого психического процесса.

Мышление – интеллектуальный познавательный процесс опосредованного и обобщённого отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мыслительные операции

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить определённые мыслительные (логические) операции – способы преобразования исходных данных, направленные на выявление связей и отношений.

Сравнение (сопоставление) – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

Сравнивая предметы и явления, мы выделяем их общие и различные свойства. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сопоставления. Необходимо твёрдо помнить, что при осуществлении операции сравнения необходимо ориентироваться на существенные признаки объектов.

Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Задания на сравнение предметов широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для сравнения, которые использует человек, лёгкость перехода от одного из них к другому и т.д.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует не только их сравнения, но и раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза.

Анализ (с греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения объекта мысленно или практически на части (элементы) (с последующим их сравнением).

Воспринимая какой-либо предмет или явление, мы может мысленно выделить в нём одну часть за другой, а в последующем сравнить их. Т. о., анализ позволяет нам разложить целое на части, понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом.

Синтез (с греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных частей предметов или явлений (объектов) в единое целое, а также (мысленное или практическое) сочетание отдельных их свойств (Построение целого из аналитически заданных частей).

Изучив данное определение, мы обнаруживаем, что синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений.

Первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности. Известно, что в раннем возрасте (1–3 г.) ведущей деятельностью детей является предметно-манипулятивная деятельность. Выполнение определённых действий с предметами помогает ребёнку не только освоению способов их использования, но и мысленному расчленению и соединению данных предметов. И взрослый человек, для того чтобы разобраться в работе какого-либо механизма, разбирает и собирает его.

Абстракция (абстрагирование) (с лат. abstractio – отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений для выделения в них основного, главного.

Суть абстракции состоит следующем. Воспринимая какой-либо объект, человек выделяет в нём определённый признак, рассматривает его, отвлекаясь от остальных признаков, свойств данного объекта. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения каких-либо сторон объекта. Абстрагированными могут быть не только свойства, признаки, части предметов, но и действия. Например, способы решения задач. Человек решает конкретную задачу, затем осознаёт способ её решения. В дальнейшем он может использовать выделенный способ и при решении других задач.

Обобщение (генерализация) – соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений.

– объединение предметов и явлений по определённому признаку.

Понятие становится одной их форм обобщения.Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировке объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Например, такое обобщение, при котором чётко выделяются видовые и родовые признаки.

Конкретизация – перенос общего утверждения о свойствах, характеристиках объектов на какой-либо отдельно взятый объект;

представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Конкретизация является мыслительной операцией, противоположной обобщению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-либо общего. Когда мы конкретизирует общее понятие, мы лучше его понимаем. Так, педагог знакомит учеников с новым понятием. Сначала учитель даёт его определение, т.е. раскрывает значение этого понятия. Затем приводит конкретный пример, который позволяет лучше понять смысл, значение данного слова.

Формы мышления

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определенном уровне их познания. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличения его от всех других. Объем понятия это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).

Понятие – это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений.Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно также мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями. Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых).

Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

Умозаключение – это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным. Индукция позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными. В мышлении дедукция и индукция взаимно дополняют друг друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...