Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые две части души смертны

В № 1

Понятие мировоззрения, его структура, виды и типы.

Мировоззрение-система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Части мировоззрения: 1. Познавательная подструктура-входит в соста мировоззрения и играет важную роль обобщения знаний(информация о свойствах окружающих предметов и о способах их использования). Знания социально нейтральны и это справедливо не только в отношении знаний, как части нашего сознания но и в отношении изучения результатов научного исследования. По критерию обоснованности знание и способы его получения можно выделить научное и ненаучное(обыденное) мировозрения. Кроме знаний о мире различают также 2. Ценностная подструктура(аксиологическая) она включает в себя оценки, нормы, идеалы и ценностную систему. Оценки -отношение человека к окружающей действительности. Оценки бывают: этические (наука о морали)- главные из них это добро и зло (основные вопросы этики), эстетичиские (наука о красоте)-основные оценки-красивый и некрасивый, научные- истина, ложь, прагматические оценки-полезно, бесполезно. Норма- требование к поведению. Выражается в виде императива(не убивай, не укради). Идеал- представление о том как должно быть.

Ценностная система-совокупность принципов. Ценностная ориентация человека играет очень важную роль в мировоззрении. В зависимости от этой компоненты, можно выделить следующие виды мировоззрения: революционное-реакционное, консервативное-прогрессивное, коммунистическое-признание неравенства в обществе.

Но делает мировоззрение действующей системой еще одна подсистема мировоззрения: поведенческая подсистема –включает в себя волю, как некоторый побудительный импульс к действию, всегда обрашенный на активную позицию, на активное отношение человека к миру.

Субъектом мировоззрения может выступать индивид,группы людей или самая большая соц.группа т.е. классы. По этому критерию можно выделить групповое и индивидуальное мирорвоззрение. В качестве класса может выступать группа людей которая принадлежит к одной национальности, профессии.

В № 2

Если субъектом мировозр. выступает все ощенство, то можно говорить о исторических типах мировзрения. Мифология- историч. форма сущесвования мировозр. соответствующая первобыт. обществу. Мифология возникает на самой ранней ступени развития человечества. Главной чертой мифологии явл.отсутсвие розграничений между имоцией и мыслями, знание худож.образа, предмета и знака, вещей слова, пространсва и времени. В мифологии все слитно(синкретично). Важной чертой мифологич.мировозрения явл.равнодушие к противоречию и абсолют.доверие к содержанию мира. Мир-чювственно-образно нормативная система, которая включает в себя россказ о возникновении явления и предписывающая опред.способ чел.поведения в связи с данным явлением.

Предпосылки мифологиии:

1. неспособность человека выделить себя из окружающей среды.

2. зависимость человека от внеш.мира.

3. очеловечивание окруж.среды

4. в мифологии еще нет зависимости чел. От сверх естевственных существ. Человек представляет единое целое с миром с которым он существует на равных и на который он воздейсвует магич.средствами. Когда человек начинает завоевывать мир практически, миф умирает и на смену ему приходит религиозное и науч.мировозрение.

 

Религия.- когда боги становятся похожими на человека, тогда мифология становится религией. Религия- это «Ничто иное как фантастич.отражение в головах людей тех внеш.сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни- отражение, в котором земные силы принимают силу неземных.» Религия- это вера в сверхестевственное (может выступать в виде существа(аннимизм- первобытная форма религии) в виде священой связи(магия и тотемизм) в виде сверхестевственого свойства предмета (фетишизм)). Возникновение религии в первобытном обществе связано с безсилием человека перед силами природы с одушевлением этих сил и приписыванием им сверхестевственных свойств которые подчиняют человека.

Осн.черты религии:

1. Выделение человека из окружаещего мира. Понемание своей уникальности, противопоставление человека природею.

2. Разделение мира на низший и высший. Возможность общатся с миром реальным через высший.

3. Иерархия обществ.жизни переносится в мир богов.

Осн.функции религии:

1. Илюзорно компинсаторская

2. интегрирующая- формирует сознание единства чел.рода, значимость обществ. чел.ценостей и норм.

3. Регулятивная. В рамках различ религ.вероучений формирования единого образца поведения образа мысли и чувств. Благодаря этой ф-ии религия выступает как мощное соц.средство регламентации нравов обычаев и традиций.

 

Философия- (в преводе сгреч. Любовь к мудрости.) Традиция приписывает создание термина Пифагором. Впервые возникает как спецыфич. форма чел.обществ.сознания в 5-6 вв. до н.э. в древ. Греции. Философия была синонимом науки и отличалась от мифологии и религии в том, что она втеоретич.форме рационально обосновявала свои принцыпы и положения. Предмет философии в течении истории изменялся, однако можно выделить те черты которые объеденяют тематику иследований философоф в последующие времена. Это- всеобщее. Каждая наука иследует качественно определенную систему закономерностей природы, общества и чел.сознания, т.е.опред.сторону дейсвительности, философия же изучает все- весь мир. Круг вопросов интересуещих философию очень широк: проблема мира в целом, смысла жизни, свободы, и т. д. Все эти проблемы носят разный характер. Ответы на них даны 2000 лет назад, однако теперь каждый философ вкладывает в старое понятие новый смысл, пытаясь заново их решить. Каждый из вопрософ философии как правило имееет 2 решения и не одно из них не может быть ни доказано, ни опровергнуто.

Осн.сферы фил.знаний:

1. Антология

2. Гносиология

3. Социология

4. Антропология

 

В№3

Философское мышление нначинает формироваться в Античной Греции примером в 7-5 в.д.н. В отличии от мифа ф. Строиться на принципах доказательности и обоснования и выступает как форма максимально рационального постижения бытия. Ф. В такой форме могла появиться только в Древней Греции. «В следствии общей связи полит.свободы со свободой мысли ф. Выступает в истории лишь там и постольку, где образуется свободный гос.строй…Ф. по-этому начинается в Греч. Мире»(Гегель).

Суровые климатические условия,затрудняющие развитие земледелие в Д. ГР. Приводят к образованию полисов(городов-государств), где основным видом занятости населения становится ремесло и торгшовля. Недостаток хлеба, развитие ремесла и торговли становятся причиной развития торгового флота и проведения политики колонизации земель. Именно в колонниях появились первые Ф. Школы, что было обусловлено, с одной стороны общением с более цивилизованными соседями, с другой стороны, наличием частной собственности.(у аристократии).

Усвоив у египтян, финикийцев, персов, вавилонян зачатки искусств и научных знаний, греки привратили их в настоящее искусство и науки. Для науки были характерны не только известная сумма данных но и обоснованность познанного. Эта обоснованность и доказательность явились следствием развития социальной структурии- полисной демократии. Полисная демократия, как форма правления, при которой каждый свободный гражданин принимал активное участие в народном собрании или суде дала мощный толчок развитию рационального мышления. В Д.Г. в условиях демократической жизни, искусство владения словом становится предметом рационального исследования, необходимость обоснования фактами и логикой своего мнения становится стимулом к развтию науки вообще.

В №4

Основным вопросом,волновавшим древнегреческих философов докласического периода был вопрос о происхождении вещей, т.е. о первичной субстанции.

Милетская школа

Фалес. Полагал, что первичной субстанцией явл вода, а все остальное образуется из воды. Утверждал, что земля покоится на воде и колебание воды приводят к землетрясениям. Все остальное возникает путем сгущения или розряжения этой первоматерии.Человек обладает бессмертной душой, однако все вещи так же обладают душой. В качестве примера он указывал на магнит, который притягивает железо. «Все вещи-полны богов»

Анаксимандр. Утверждал, что все вещи произошли из единой первичной субстанции, которая бесконечна, вечна, вневременна, объемлет все миры и называется апейрон. Он учил,что части изменяются, целое же неизменно. «Все обособившееся от беспредельного за свою вину возвращается в него же. Это первоначальное не иемеет границ и потому есть беспредельное, при обособление из него ттеплого и холодного, возникает огненная оболочка. Притекающий воздух,который возник из огненной оболочки. образует 3 солнца. Земля- это цилиндр в середине 3-х кругов неподвижно. А животные и люди произошли из высохшего морского дна и переминили форму при переходе на сушу.(Аристотель).

Анаксимен. Первоосновой мира полагает неограниченный бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Из воздуха: разряжение воздуха приводит к вознеикновению огня, сгущение вызывает ветры-тучи-воду-землю-камни. Воздух «постоянно колеблется…».

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями,Ю вопросами о том, что есть порядлк, как он образуется как он образуется и из чего все состоит.

Гераклит Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. " Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос".(закон, необходимость)"Даже Солнце не может переступить логос." Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот)"Нельзя дважды войти в одну реку" В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она "отец всего, царь всего". Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз.

Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей –негодна).

Пифагор.. Отвергал материализм Милетцев. Основа мира не материя первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числ.Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.Числа обладают формой, причем сущестауют продолговатые, треугольные, пирамидальные и др. Свящ. монада(единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир.итд. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсолютизации чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.Ввел понятие «космос»-(греч)порядок.

В № 5

Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С.характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих

собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. Предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть

безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в

ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора – метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

 

В № 6

Платон

Родился в Афинах приблиз. В 428 г. его настоящее имя Аристокол. Он основал (акдемию). Источники его философии: концепции Героклита Пифагора Сократа и философия Эллейской школы (Паргинит)

Истинное бытие присуще только вечному неизменому тождественому самому себе. Мир чуствительных вещей не обладает такими свойствами. Это мир текучести изменчивости рождения и смерти или этот мир не может быть истинным бытием, ним обладают только эйдосы -(виды, форма). Их место прибывания на гипер урании. Где нет пустоты, где одна сущность невидемая, неосяз.

Мир чуств вещей- илюзия. Источником явл. Материя- небытие. Мир идей – истинное бытие.

 

Структура мира у Платона

Мир идей бытие

Мир вещей инобытие

Материя небытие

 

Вещи порождаются из материи идеями, идеи явл. Праобразами, причиной и целью вещей. Душа- особый эйдос- она вместе с остальными идеями в гипер урании, затем отягченная грехом она опускается на землю и вселяется в тело человека. Тело- теплица души. Задача человека –жить добродетельно с тем чтобы душа могла освободится от греха и пройдя цыкл переселения возвратится в гипер уранию.как особая идея душа знает и помнит другие идеи и отсюда- возможность человека познавать и создавать новое-припоминать другие идеи. Чувственые вещи познаются по средству умения а идеи только умом. Мир чел. Культуры созд. Путем припоминания, но природа возникает благодаря действиями Демимурга, который соединяет материю и идею.

В № 7

Произведения: «Государство», «Законы»

Осн. Принцыпом устройства идеального гос. Явл. Справедливость- это знание каждого тем делом которому у человека есть склонность.

В человек есть 3 формы души:

-вожделеющая (желающая)

-страсная

-разумная

В зависимости от приобладания той или инойчасти души Платон всех людей разделяет на 3 класса:

-торговцы, ремесл. И крестьяне (добродетель, умереность)

-воины (мужество)

-философы и правители (мудрость)

В нисшем сословии может сущ. Семья и собственность, но Платон называет их главными врагами гос. Дети отбираются у родителей и воспитуются обществом с тем чтобы дети считали всех взрослых своими родителями и наоборот. Правители отбирают детей по их нравственным задаткам и в орп. Возрасте среди них тобир. Те кто в последствии станут философами. В этом гос. Нет науки искуства, строгой цензуре уделяются сказки, мифы. Граждане не работаю и все население живет сельским хоз. Где глав. Нас.- рабы. Платить золотом и серебром было запрещено. Торговля позволялась только иностранцам и частично высшему сословию. Продукт труда дел. На 3 части (самообеспечение, обмен, высшему сословию.)

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти.

В№8.

"Метафизика" представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны его сочин.: "О душе", "Физика", "Категории.

Раздяляет науку на 3 больших раздела:

1.Теоретические науки- занимаются поиском истины ради самой истины.

2.Практические- ищут знания ради морального совершенствования.

3.Науки целью которых явл. производство определенных обьектов.

Выше других явл.теоретические науки, самая ценная из них – метафизика-самоценна и свободна-чистая страсть к истине. Метафизика-иследует первопричины бытия.А. насчитывает их 4:

1.Формальная

2.Материальная

3.Действующая

4.Целевая

Материя и форма определяют мир статически, а две последние причины- динамически.Бытие представлает собой предстапвляет собой субстанцию, ее свойства, активность. Единственная субстанция обладающая индив.единичн.бытием явл единство формы и материи. Форма важнеее материи, она делает вещь вещью, а материя явл. только субстритом. Материя не существует сама по себе, а только в единстве с формой. Однако форма может существовать без материи в виде формы форм-Бог.

1. Бог явл.вечным и недвижимым перводвигателем, который движет сам оставаясь неподвижным.

2. Бог явл.целевой причиной-тем к чему стремится любая вещь.

3. Бог-сама активность; высшее проявление самой активности-мышление. Таким образом Бог является мышлением о мышлением.

4. Бог явл.совершенством.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Идея вещи находится внутри самой вещи. В философии различал 1) теоретическую часть- учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую- о человеческой деятельности; 3) поэтическую- о творчестве.

В № 9

Платон

Душабесмертна,бестелесна;она возникает одновременно с телом,но существует вечно. Тело однозначно подчиняется душе.состоит она из трех иерархически упорядоченных частей высшей частью явл. Разум,затем идут воля и благородные желания, третья –самая низшая часть –влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей преобладает, человек ориентируется либо на возвышенноеи благородное,либо на дурное и низкое.

В зависимости от приобладания той или иной части души Платон всех людей разделяет на 3 класса:

· торговцы, ремесленники и крестьяне

· воины

· философы и правители

Для каждого класа П. выделяет свою добродетель:

-Умерренность

-мужество

-мудрость

И общая добродетель-справедливость-т.е.когда все следуют законам общества

Аристотель О душе

По скольку феномены жизни предпологают опред. Операции постольку душа должна иметь способности, функции и части иответств. За различ операции.

3 вида души:

-вегетативная (обладает все живое) управляе беолог. Активностью воспроизводством и питанием.

-чувственная (животные и человек) ощущения хар. Опетитом и движением.

-рациональная (люди) отвечает за мышление

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения;все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.

Первые две части души смертны

 

Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. Каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

В№10

Важное место в наследии Аристотеля занимают "труды, посвященные проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания. «Органон» (органон — орудие). Логи­ческое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями (в частности, в области теории познания), так и с его изучением природы и общества. Аристотель, зало­жил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противо­речия и закона исключенного третьего.

Закон противоречия гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одно­временно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно.

Важнцм вкладом в развитие логического мышле­ния было и создание первой цельной логической тео­рии о категорическом силлогизме. Она изложена в работе под названием «Первые аналитики». В них Аристотель подходит к двум основным принципам.

Первый прин­цип убеждение, что доказательство может быть до­казательством лишь тогда, когда оно реализовано необходимым числом шагов. В каждом научном поло­жении следует исходить из неких очевидных утверждений, которые принимаются без каких-либо (научных) доказательств или обоснований. В случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами.

И второй принцип, который также тесно связан с теорией кате­горического силлогизма, свидетельствует о необходи­мости принимать правила, гарантирующие формаль­ную правильность выводов. Эти два принципа харак­теризуют не только значение Аристотелевой дедуктив­ной логики, но и его подход к построению дедуктивной научной теории.

В № 11

Софист-(греч.)мудрец. Софисты были первыми учителями философии берущими плату за свой труд, однако их способ распространения знаний являлся более прогресивным чем в класич.фил.школах. Основными проблемами, которым они уделяли внемание были язык, познание, общества.

Учение о внеприрдном происхождении языка Софисты распространили на зваконы общества: «Всякое законодательство пренадлежит искуству, вот почему его пложения и далеки от истины» (Платон). В частности Протогор считал, что человек должен следовать законам общества приусловии что есть свидетели его поведения в противном случаи- законам природы. Софисты видят справедливость в полезности.

Все люди по своей природе свободны и только по закону они вынуждены поступать противно природеЮ, но если законы искуственны, то их можно изменить. Т.е. софисты в своем учении подрывали устои святомти власти, они также оъесняют возникновение религии как следствие желания власти подченить народ. Критий: «И тогда нашелся умный человек, который придумал как устрашить лудей. Он ввел божественое, уча что существует некий демон который живет вечной блаженой жизнью, видит и слышит своим умом, весьма мудрый и пекущийся об этих делах…» т.е. только страх перед наказанием может удержать людей от нарушения законов.

Большенство мыслей софистов относятся прямо к человеку, его жизни, к практической и позноваемой деятельности. Они перенесли центр внимания из области природы на человека. Связано это так же с ориентацией всей их деятельности, целью которой была учить людей. Поэтому они и уделяют большое внимание языку как средству предачи «мнений» и изучению чел. «мнения» и «знания».

В№12

Эллинистический период длился от начала похода Александра Великого до овладения римлян Египтом Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободны: полисов. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние.

Экономический и политический упадок Греции, за­кат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в полити­ческой жизни, которое проявилось у греческих фило­софов, постепенно замещаются индивидуализмом, скептициз­мом и агностицизмом. Со временем интерес к фило­софскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретиз­ма, христианской философии.

Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу "Сад Эпикура". Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. Возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. Критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.

Э. принял основные положения Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что движение обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни;

2. прир., но для жизни не необходимые;

3. не необх для жизни и не природные.

Он стремится только к первым, воздерж. от остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье философа. Естественное состояние человека – покой, атараксия. Призывает быть незаметным не участоиать ив поллитической жизни.

В № 13

С кептицизм. В конце IV в. до н-. э. в греческой фи­лософии формируется еще одно, менее распространен­ное по сравнению с предшествующими философское направление — скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды (ок. 360—270 до н. э.). Он, так же как И Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме и не оставил после себя ни одного произведения. Сведения о его идеях - из работ его наиболее выдающегося ученика — Тимона (ок. 320—230 до н. э.).

Скепсис имел место в греческой философии и рань­ше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы.Отказ от возможности дойти до истины. становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения (эпохэ) — основной его те­зис. Поэтому «цель свою скептики полагали в.опро­вержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли, не определяли и того, что они дела­ли», отвергая в конце концов, как свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение «ничего не утверждать». Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило бы «нечто ут­верждать».

Доводы против правильности как чувственных вос­приятий, так и «познаний мысли», т. е. доводы, объяс­няющие, почему нужно удерживаться от суждений, скептики объединили в десять тезисов — тропов. Вероятно, их автором является Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных, в частности их чувственных органов Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется крас­ным, вкусу—терпким и т. д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, ра­дость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отноше­ний на восприятие (то, что издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Сле­дующий троп указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в боль­шом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между ве­щами является релятивным (например, что является относительно одной вещи «вправо», может быть по отношению к другой «влево»). Предпоследний троп отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства (например, зат­мение солнца как необычное явление, закат солнца— как привычное). Десятый троп поддерживает убеж­дение в том, что ничего нельзя утверждать позитив­но — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.Достижения счастья – достижение атараксии(спокойствие,невозмутимость).

Единственный способ правильного поведения для мудреца – ничего не говорить,а дейстовать следует выбирая между проверенным и непроверенным, полезным и безполезным.

В№14

Эллинистический период длился от начала похода Александра Великого до овладения римлян Египтом Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободны: полисов. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние.

Экономический и политический упадок Греции, за­кат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в полити­ческой жизни, которое проявилось у греческих фило­софов, постепенно замещаются индивидуализмом, скептициз­мом и агностицизмом. Со временем интерес к фило­софскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретиз­ма, христианской философии.

Основателем стоицизма является Зенон. Преподовал в Стое. Основал школу в Афинах. Развитие стоицизма происходило по следующим периодам:

1. Древняя Стоя (Хрисипп)

2. Средняя Стоя (Посейдоний)

3. Новая стоя (Сенека, Марк Аврелий)

Физика стоицизма. Основные идеи об устройстве мира взяты у древних философов(Гераклит, Парменид, Демокрит). Субстанцией бытия явл. огонь. Мир управляентся Логос, который есть в каждой вещи однако только у человека Логос проявляется в виде сознания, по-этому только человек может понять, что в мире все подчинено необходимости, все предопределено и человек должен следовать своей судьбе. Добровольное следование необходимости явл.единственной формой свободы,возможной для человека. С теми, кто не подчиниться судьбе, провидение поступает как с собакой, привязанной к телеге. Свобода, как познанная необходимость возможна только для мудреца.

Цель жизни человека-счастье. Счастье состоит в том, что бы следовать природе, т.е. выполнять основные законы природы: самосохранение и самовоспроизведение. Главный долг человека-поступать правильно, благодетельно в соответствии с этими законами. Таким образом этика стоицизма-этика долга. Человек должен поступать нравственно, потому, что он должен. Жить разумно-жить безпристрастно, страсти-источник зла, мудрец может быть счастлив и свободен и в тюрьме.

Стоики называли себя космополитами. Все люди братья, все равны и раб может быть свободней своего господина. В отличии от эпикурейцев общественно-политическую жизнь стоики приветствовали.

 

В № 15

 

Уже позднем античном периоде в идеалистиче­ской философии проявляется тенденция к сближению с религией. Делается упор на религию и мистику как на источники истины, на задний план отступает систе­ма рационального доказательства.

Зарождающееся христианство должно было бо­роться за свое «место под солнцем» с античной язы­ческой философией. Философские элементы христиан­ского мышления постепенно развивались в конфрон­тации с античной мудростью. В хаосе переплетений различных учений и взглядов выступают три основные тенденции. С одной стороны, полностью отвергаются античная образованность и философия и все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения (например, Тертуллиан); с другой стороны, античная философия принимается положительно как инструмент познания бога (например, гностики). Где-то посредине этих крайних воззрений находятся сторонники гармо­нического сотрудничества между «божественной» и «философской» мудростью при признании первенства божественного принципа (апологеты, александрийская школа, Августин и Псевдо-Дионисий)

Патристика – совокупность доктрин христианских мыслителей(отцов церкви) 2-8 веков.Делится на 3 етапа:

Апологетика (представители:.Юстин, Мартир, Теофил Антиохийский, Эрней, Ипполит, Квинт Септимий Тертуллиан, Тита Флавия Климента, Ориген, Афанасий)

В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологе­тами (с греческого «апология» — защита). Они обра­щаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защи­щать преимущества христианского учения.Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы.

Тенденций сближения христианства с эллинисти­ческой философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Была установлена официальная догматика церкви, те из христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков были провозглашены святыми и названы отцами церкви.

Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу системати­зировать христианство. Для ее выполнения было не­обходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме.

Период развитой теологии

В IV столетии на Востоке выступают представители каппадокийской церкви 10 — Григорий из Назиана его друг Василий Вели­кий, Августин Блаженный и Григорий из Ниссы (Нисский) автор богослов­ских работ, которые явились попыткой образования системы правоверного богословия. Фило­софия дол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...