Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Формы обучения в высшей школе




Материал к дисциплине «Методология построения образовательного процесса в высшей школе»

 

I. Формы обучения в высшей школе

Основными формами обучения в высшей школе являются: лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие, консультация, учебно-исследовательская работа (написание рефератов, курсовых и дипломных работ), научно-исследовательская работа студентов (участие в работе научного кружка), производственная практика.

 

Лекция (от лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо теме, проблеме. В высшей школе это одна из основных форм обучения студентов.

Классическая лекция обычно имеет четкую структуру: 1) вступление, содержащее формулировку темы, цель лекционного занятия, план, рекомендуемую литературу; 2) изложение – основная часть лекции, в которой раскрывается научное содержание темы, даются ключевые определения, рассматриваются узловые вопросы, анализируются существующие теории; 3) заключение содержит выводы, или основные идеи по теме лекции, а также пояснения, рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.

Виды традиционной лекции:

- вводная лекция включает цели и задачи учебной дисциплины, ее связь с другими науками и областями практической деятельности, информацию о развитии отрасли знания, основные проблемы (понятия и определения науки), основную и дополнительную учебную и методическую литературу);

- заключительная лекция предназначена для обобщения полученных студентами знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки;

- установочная лекция читается для студентов заочной формы обучения как начало самостоятельного изучения дисциплины в период между сессиями. Как правило, установочные лекции носят обзорный характер, отличаются большой концентрацией учебного материала, значительным количеством проблем, отсылкой ко множеству источников информации;

- лекция-консультация обычно читается в конце учебного курса и помогает студентам лучше подготовиться к зачету или экзамену; при этом основное время уделяется ответам на вопросы, разъяснению сложных тем, уточнению ключевых понятий, их генетической взаимосвязи, чтобы у студентов создалось четкое системное представление об изучаемой дисциплине.

Виды современной лекции:

- проблемная лекция: она начинается с постановки проблемы, которая разрешается в ходе изложения материала;

- лекция-визуализация: преподаватель в процессе чтения лекции использует наглядный материал (рисунки, схемы, чертежи, учебные модели, натуральные предметы, видеофрагменты, слайды и т.д.), помогающие раскрыть тему, проиллюстрировать ее основные положения;

- лекция-презентация: преподаватель в процессе чтения лекции использует возможности компьютерной техники для демонстрации слайдов по теме занятия, различные мультимедийные средства, позволяющие сочетать видеоряд и аудиосопровождение;

- лекция вдвоем: материал дается в живом диалогическом общении двух преподавателей, обсуждающих альтернативные теории, или сложные профессиональные проблемы с точки зрения разных специалистов, сторонников и противников, теоретиков и практиков;

- лекция с заранее запланированными ошибками: преподаватель закладывает в лекцию ошибки (содержательные, методические), студенты по ходу лекции отмечают эти ошибки в конспекте и называют их в конце лекции;

- лекция-пресс-конференция: в начале занятия студенты письменно формулируют вопросы по теме лекции и отдают преподавателю, который не просто отвечает на них, а сортирует вопросы и начинает излагать материал в виде связного раскрытия темы; проведение этого вида лекции целесообразно в конце изучения дисциплины;

- лекция-беседа предполагает максимальное включение студентов в интенсивное общение с лектором путем применения диалога и полилога; преподаватель по ходу чтения лекции вовлекает студентов в беседу, задавая им проблемные или озадачивающие вопросы;

- лекция-дискуссия (лекция-диспут): преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует обсуждение спорных вопросов, свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

 

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практического занятия, на котором студенты под руководством преподавателя обсуждают теоретические вопросы, доклады, сообщения по конкретной теме и таким образом вырабатывают навыки полемики, публичного выступления, высказывания собственного мнения. Обсуждение теоретических вопросов позволяет лучше разобраться в научной или профессиональной проблеме и закрепить учебный материал.

На семинаре преподаватель может использовать различные методы обучения, активизирующие мышление студентов и их общение между собой: разрешение учебных проблем, дискуссию, обучающую игру, работу студентов в микрогруппах, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций (решение кейсов).

Семинар с элементами проблемности включает в себя постановку проблемы и ее разрешение студентами под руководством преподавателя. В отличие от учебных задач, учебная проблема создает интеллектуальное затруднение, когда имеющихся знаний недостаточно и нужно активизировать информацию, находящуюся в «пассиве», привлечь сведения из других дисциплин. На семинаре с элементами проблемностиобычно используется частично-поисковый метод, когда преподаватель с помощью наводящих вопросов помогает студентам разрешить проблему, однако может использоваться и исследовательский метод, когда студенты самостоятельно решают поставленную перед ними проблему.

Семинар-дискуссия – это свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, научной проблемы. Дискуссия может проводиться в разных формах: в виде «круглого стола», как заседание экспертной группы, как проведение форума, симпозиума, судебного заседания, как организация дебатов и т.п.

Семинар-коллективная мыследеятельность – это работа студентов в микрогруппах (5-7 человек) по разрешению актуальных научных или профессиональных проблем. Проблема вначале обсуждается в микрогруппе, а затем представители от каждой микрогруппы предлагают свой вариант ее решения. В ходе коллективного обсуждения выбирается наилучший вариант.

Семинар с элементами мозгового штурма. Мозговой штурм – это метод решения учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей. На первом этапе осуществляется сбор идей, при этом не учитывается их авторство и запрещается всякая критика, даже косвенная. На втором этапе проводится оценка идей по различным критериям (с точки зрения эффективности, экономичности, оригинальности и т.п.).

Семинар-обучающая игра – это самостоятельная познавательная деятельность студентов в рамках конкретных правил и условий, направленная на усвоение учебной информации, принятие решений в проблемных ситуациях. Среди множества разновидностей дидактических игр в вузе чаще всего используются деловые игры, в которых имитируется профессиональная деятельность, и социально-ролевые игры, в которых проигрываются роли (руководитель – подчиненный, продавец – покупатель, деловые партнеры и т.д.).

Семинар-разбор конкретных ситуаций (кейсов). На семинаре преподаватель может использовать кейс-метод, или обучение на основе реальных ситуаций. Под «кейсом» понимают письменное описание какой-то конкретной ситуации, например, производственной, которую студенты решают с точки зрения определенного должностного лица. Для этого им необходимо проанализировать обстоятельства, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.

Вебинары, веб-конференции – интерактивные семинары, реализуемые в синхронном (on-lain) и ассинхронном режимах. Обычно проводятся со студентами, обучающимися в дистанционном режиме. Однако могут использоваться для обучения студентов дневного отделения как «открытое занятие», которое проводят ученые, ведущие специалистов, руководители предприятий и фирм, находящиеся отдаленно, вне стен вуза.

 

Практическое занятие – это форма обучения, обеспечивающая связь теории и практики, содействующая выработке у студентов умений и навыков применения теоретических знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. На практическом занятии студенты под руководством преподавателя решают различные прикладные задачи, выполняют расчеты, графические задания, учатся работать со схемами, служебной (технической) документацией, пользоваться справочной литературой, овладевают способами выполнения учебно-профессиональных заданий. Студенты технических специальностей изучают различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практического использования, учатся работать с контрольно-измерительными приборами, отрабатывают практические навыки на тренажерах или действующей технике.

Со студентами социально-гуманитарных специальностей, будущая профессиональная деятельность которых связана с межличностным общением, практические занятия могут проходить с использованием элементов психологического тренинга. Тренинговые методы представляют собой совокупность активных методов психологического обучения, направленных на формирование у обучающихся социально-коммуникативных навыков, развитие других способностей (интеллектуальных, творческих, сензитивных и т.п.), а также способствующих личностному самопознанию и саморазвитию. В рамках психологического тренинга широко используются игры, обучающие диалоги, дискуссии, индивидуальные и групповые упражнения, рефлексивные методики.

Некоторые преподаватели в рамках подготовки к семинарским и практическим занятиям дают студентам интеллектуальные задания, развивающие их мышление, прежде всего, способность анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельные выводы по изучаемой теме, или включают творческие задания (написать эссе, составить кроссворд, разработать тесты по теме, сценарий обучающей игры и т.п.). В последние годы часто используются следующие задания: составить кластер или денотатный граф на ключевое понятие, сравнительную концептуальную или сводную таблицу, структурно-логическую схему (индуктивный или дедуктивный граф и др.). Характеристика этих способов анализа учебной информации и ее графического оформления дана в приложении № 1.

Лабораторное занятие (от лат. laboro – трудиться, преодолевать затруднения) – это форма самостоятельной практической работы, позволяющая путем проведения экспериментов углубить теоретическую и практическую подготовку студентов. Лабораторный практикум, как разновидность практического занятия, удачно сочетает элементы теоретического исследования и практической работы. Лабораторный практикум позволяет студентам приобретать навыки научного экспериментирования и анализа полученных результатов. В технических вузах широкое распространение получили комплексные лабораторные работы, проводимые на широком техническом фоне с применением разнообразной аппаратуры в условиях, близких к реальным, в которых будет работать будущий специалист.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...