Объем дисциплины и виды учебной работы. № п/п Вид учебной работы Аудиторные
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ " "Теория и практика управления"
Изучение дисциплины способствует формированию научных представлений о системе управления, основных элементах и связях управления, закономерностях осуществления управленческого процесса. Основными задачами дисциплины являются: теоретическое и методологическое обоснование управления, содержательная характеристика организационных, экономических и социальных компонент управления производством, анализ содержательной характеристики управленческого процесса. В результате изучения дисциплины "Теория и практика управления" будущий специалист должен овладеть комплексом знаний, умений и навыков. Знать: сущность и содержание управления, как системы управления. объект, предмет и методы науки управления, ее связи с другими областями знаний; принципы управления; организационно-экономические основы управления; содержательную характеристику управленческого процесса; порядок формирования, содержание и требования к управленческим решениям; виды организационных структур управления и их основные характеристики; методы управления производством; основные положения информационного обеспечения процесса управления; методы анализа эффективности управления производством. Уметь: применять на практике теоретические и методические положения основ управления;
классифицировать основные цели, задачи и процедуры управления; осуществлять функциональный и структурный анализ конкретных систем управления и их декомпозицию; анализировать основные элементы и связи конкретных систем управления производством; определять показатели эффективности управления. Владеть навыками: формирования и принятия конкретных управленческих решений; анализ типовых управленческих ситуаций; поведения и общения в конкретной системе управления производством.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1 Управление как вид деятельности. Организация, ее основные признаки и характеристики. Внешняя и внутренняя среда организации. Виды управление. Сущность и содержание понятия "управление". Управление как вид деятельности. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда. Состав функций управления и их содержание. Тема 2. Организация как объект управления и открытая система. Системно -ситуационный подход к построению и функционированию организации. Основные ресурсы организации. Формальные и неформальные организации. Жизненный цикл организации как системы. Основные законы организации как системы синергии; информированности -упорядоченности; самосохранения; развития; композиции и т.д. Тема 3. Развитие теории и практики управления. Эволюция и этапы развития управления. Подходы в управлении: подход научного управления, административный и бюрократический подходы. Подходы к управлению с учетом человеческих отношений и науки о поведении. Современный этап развития управления -интегрированный подход к управлению и социально -ориентированный подход к функционированию организации. Процессный подход в управлении. Системный подход в управлении. Ситуационный подход в управлении. Функции и технология управления.
Тема 4. Стратегические и тактические планы в системе управления организации Стратегическое планирование: сущность, задачи, цели. Разработка стратегии как сочетание науки и искусства, виды общей стратегии. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование, бизнес - план, внутрифирменное планирование. Управление реализацией плана. Программно - целевое управление. Бюджетирование. Функциональные стратегии. Тема 5. Организационные отношения в управлении организацией. Организационная деятельность: структура и иерархия управления, административная власть, полномочия. Содержание организационной деятельности менеджера. Виды организационных структур управления. Бюрократические и адаптивные структуры управления. Линейные и функциональные службы организации. Подбор и расстановка кадров. Комплекс работ по подбору кадров. Расстановка кадров: цели и принципы. Карьера менеджера: цели, этапы, модели профессиональной карьеры. Карьерограмма. Тема 6. Управление производством в организации: функционирование операционной системы, оперативное управление Необходимость создания операционной системы. Задачи по управлению производственным процессом. Система и стратегии оперативного управления. Системы управления запасами, качеством. Контроль как процесс и роль контроля в оперативном и стратегическим управлении. Поведенческие аспекты контроля, характеристики эффективного контроля. Этапы процесса контроля, схема контроля с обратной связью. Тема 7. Информационные потоки в управлении организацией. Коммуникации в управлении: основные понятия. Коммуникационный процесс и его элементы. Виды коммуникаций. Потоки информации в организации. Информационная поддержка руководителя. Межличностные коммуникации.
Тема 8. Основы разработки управленческих решений. Функции управленческого решения в организации процесса управления. Методология и организация процесса разработки управленческого решения. Подходы к принятию управленческих решений, варьирование среды принятия решений. Факторы качества и модели принятия решений. Эффективность управления в организации. Тема 9. Мотивация деятельности в управлении организацией. Содержание мотивации. Современные теории в области мотивации. Содержательные и
процессуальные теории мотивации, их содержание. Формы и системы оплаты труда персонала организации. Деловая оценка персонала организации. Тема 10. Факторы эффективности управления в организации. Характеристика успешной деятельности организации. Составляющие успеха деятельности организации. Обеспечение эффективного управления. Переменные и постоянные переменные факторы, поддающиеся и неподдающиеся управлению со стороны руководства организации. Концепция контроллинга. Функции контроллинга: координация управленческой деятельности по достижению целей организации, информационная поддержка управленческих решений. Тема 11. Коллектив организации и лидерство в системе управления. Коллектив организации, формальные и неформальные группы. Причины возникновения неформальных групп и подходы к управлению ими. Формирование эффективного коллектива. Основы теории лидерства. Тема 12. Власть и стили управления в организации. Необходимость власти в управлении поведением подчиненных. Основные формы власти. Факторы власти и компетентность, злоупотребления властью. Стили управления. Теория управления "Х", "Y", "Z". Подходы к лидерству и стили управления. Адаптивное управление как управленческое искусство. Тема 13. Конфликтность в управлении организацией. Понятие конфликта и типы конфликтов. Функции конфликта. Модель процесса конфликта. Управление конфликтами как целенаправленное воздействие на его причины или участников. Группы методов управления конфликтами. Основные ошибки руководителей при управлении конфликтами, подготовки оперативных планов своего подразделения; активизация работы своих подчиненных с использованием систем мотивации и наличия групп; получения, обработки информации и подготовки управленческих решений; определения проблем, разрешения конфликтных ситуаций; контролирования работы подчиненных наряду с контролем деятельности подразделения;
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕИЕ КУРСА
1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы.
Управление Система Субъект и объект управления Миссия Управление Целеполагание Функции управления Стратегия Среда прямого и косвенного воздействия Планирование Горизонтальное разделение труда Организационнная структура Вертикальное разделение труда Мотивация Иерархическая структура управления Контроль Руководство Лидерство Персонал Управление конфликтами Управление стрессом Эффективность управления Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельные знания студентов по данной программе формирует аналитический и творческий подходы к получению и расширению знаний по дисциплине и побуждает их к индивидуальному профессиональному развитию. Список рекомендуемой литературы позволяет студентам самостоятельно и дополнительно углублять свои знания по дисциплине.
2. Примерная тематика контрольных работ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ: При подготовке контрольного задания необходимо подобрать литературу по вопросу задания, изучить учебный материал. Составить план изложения материала и в соответствии с ним подготовить ответ на каждый вопрос. В ответах на вопросы необходимо раскрыть содержание принципов и законов и увязать их с современностью. А) Тематика контрольных работ.
1. Школа научного управления. Применение ее достижений в современных условиях. 2. Административная школа управления, ее значение в формировании представления об организации как системе управления. 3. Концепция "рациональной бюрократии" М.Вебера как логическое завершение классической школы управления. 4. Подходы в управлении с ориентацией на человека. 5. Современные направления развития управления. 6. Особенности национального управления. 7. Сравнительный анализ американского и японского управления. 8. Управленческие идеи в России. 9. Организация как система управления. 10. Формальные и неформальные группы в организации. 11. Функции управления. Их разнообразие, характеристика, взаимосвязь, динамизм и результативность. 12. Виды организационных структур управления и условия их применения. Основы проектирования и требования к организационным структурам управления. 13. Характеристика экономических методов управления. 14. Разновидность организационно-распорядительных методов управления. 15. Социально-психологические методы управления, их возрастающая роль в управлении коллективом. 16. Решения в управлении: требования, предъявляемые к решениям; этапы принятия решений.
17. Управление персоналом организации. 18. Содержательные теории мотивации. 19. Процессуальные теории мотивации. 20. Понятие о формах власти и влияния. 21. Общая характеристика теорий лидерства. 22. Функции и обязанности руководителя. Качества руководителя. 23. Стили руководства. Условия использования того или иного стиля руководства. 24. Конфликты в управлении, их классификация. Причины конфликтов. 25. Основные способы устранения конфликтов. 26. Самоуправление руководителя. 27. Предпосылки организационного обновления и основные причины организационных проблем в системе управления хозяйственной организацией. 28. Организационные изменения и их этапы. 29. Сопротивление организационным изменениям и его основные причины. 30. Эффективность управления. Выбор темы в произвольной форме, но тема не должна повторяться в группе. Смотри методические указания по написанию контрольных работ.
3. Вопросы к экзамену.
1. Содержание и сущность понятия "управление". 2. Сущность и содержание функций управления. Основные функции управления. 3. Понятия "управление" и "управление" их сходство и различия. 4. Основные функции управления, их характеристика и назначение. 5. Понятие стратегий, их классификация и характеристика. 6. Стратегическое управление на предприятиях. 7. Понятие "стратегия". Пути и методы выработки стратегий. 8. Стратегическое планирование на предприятиях. 9. Процесс коммуникации, его элементы и этапы. 10. Понятия коммуникационных сетей в управлении. 11. Принципы построения эффективных коммуникаций. 12. Понятие организации, их виды и характеристики. 13. Организационные структуры, характеристика, типы и основные элементы. 14. Понятие группы. Типы групп и их характеристика. 15. Понятие "менеджер", его роль в системе управления и профессиональные качества. 16. Возникновение управления и этапы его развития. 17. Понятие "внешняя среда организации", ее основные элементы и их характеристика. 18. Основные школы управления, их характеристика. 19. Основные подходы к изучению управления. 20. Стили управления 21. Классификация школ и подходов к управлению. 22. Понятия "миссия организации" и "цели организации". 23. Анализ теории мотивации 24. Формирование и ранжирование целей. Постановка основных целей деятельности предприятий. 25. Методы и стили управления конфликтами. 26. Понятие "управленческое решение". Условия и факторы принятия решения. 27. Понятие "уровни управления". Разделение управленческого труда. 28. Власть: формы и источники власти. 29. Формирование и развитие трудовых ресурсов. 30. Требования к управленческому аппарату и специалистам. 31. Эффективность и качество деятельности управленческого персонала. 32. Организационные структуры, характеристика, типы и основные элементы 33. Понятие конфликтов, их типы и уровни.
Рекомендуемый список литературы.
Рекомендуемая литература
Учебники
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2006. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2005. 3. Валовой Д.В. История менеджмента: Учебное пособие. - М., 2003.
Дополнительная литература
1. Ансофф И. Стратегия управления: Пер. с англ. - М., 2005. 2. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород, 2003. 3. Дафт Р. Организации. - М. 2001. 4. Управление человеческими ресурсами: Модульная программа для менеджеров. - М., 2000. 5. Управление программами и проектами: Модульная программа для менеджеров. - М., 2000. б) дополнительная литература 1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М., 2004. 2. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Учебное пособие. - СПб., 2005. 3. Дулин Ю.Н. Управление персоналом организации: Методические рекомендации. - СПб., 2000. 4. Дулин Ю.Н. Основы менеджмента: Методические рекомендации. - СПб., 2001. 5.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно - практическое пособие. - М., 2003. 6.Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. - М., 2006. 7.Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|